Биографы уверяют: никому, кроме мужа, не удавалось в три часа ночи завершить рабочий день Маргарет Тэтчер словами: «Милая, пойдем спать, тебе завтра рано вставать!» И «железная леди» слушалась, даже если в это время беседовала с кем-то из очень важных людей. Правда это или удачный рекламный ход — не суть важно. Гораздо интереснее другое — может ли женщина-руководитель вот так, практически по мановению волшебной палочки, превращаться из лидера в исполнителя, менять, как перчатку, роль ведущего на роль ведомого?

Тема «женского руководства» стала уже не только модной, но и достаточно актуальной. Одно из свежих исследований Deloitte показывает, что доля женщин-CEO в российском бизнесе в зависимости от сектора колеблется от 8 до 35%, и в среднем составляет 20% (для сравнения: в мире — 4,4%, а в Европе — 34,8%). При этом для 200 крупнейших компаний России доля женщин-СЕО составляет всего 6,5%.

Сегодня очень много говорят о том, существует ли «женский стиль управления», какие моменты ведения бизнеса леди даются легче, и есть ли у них свои секреты, как совмещать роль руководителя и хозяйки дома. Мы же хотели бы узнать у прекрасных руководительниц ИТ-компаний, отличаются ли их «стили управления» домом и работой? Стали ли они со временем более похожими или, напротив, начали максимально отличаться? Разнятся ли действия и подходы при решении проблем в крайних, нестандартных ситуациях? Короче говоря, решили уточнить, можно ли провести какие-либо параллели между тем, как женщина-руководитель «ведет дом», выстраивает внутри- и внесемейные отношения, планирует бюджет, отдых и развитие, и тем, как осуществляет руководство компанией? Конечно, сейчас мы во многом шутим, но, как известно, в каждой шутки только доля шутки. И в преддверии международного женского дня особо хотелось бы подчеркнуть: в данном подходе нет никакого «гендерного окраса». Тема «мужчина-руководитель на работе и дома» много раз поднималась и обсуждалась как в различных научных исследованиях, так и в разнообразных видах искусства.

Анна Баратова, руководитель отдела по работе с персоналом компании Treolan:

Мое глубокое убеждение: руководителям не стоит «брать работу на дом». Конечно, часто люди становятся руководителями благодаря своей склонности рулить во всех сферах жизни. Я, в принципе, как раз к таким людям и отношусь. Но, набив шишки в отношениях, я поняла, что пора отучаться быть дома командиром и пытаться решать вопросы за своих детей, и уж тем более, мужей! С другой стороны, какие-то эффективные подходы в отношениях в семье хорошо переносятся на работу. Мне, к примеру, здорово помогает опыт общения с детьми в конфликтных или сложных ситуациях на работе, когда нужно терпеливо разобраться в том, кто кому чего сказал и «кто первый начал».

Татьяна Бочарникова, глава представительства NetApp в России и СНГ:

Я не могу сказать, что мои модели поведения дома и в бизнесе сильно отличаются друг от друга. И думаю, что это характерно для многих женщин-руководителей. Почему так происходит? Есть три ключевые особенности, которые позволяют женщине добиваться успеха в семье и в работе, — многозадачность, умение выделять приоритеты, чувство ответственности за команду.

Многозадачность — потому что нам постоянно приходится совмещать несколько ролей и быстро переключаться между ними. И здесь никак не обойтись без четкого тайм-менеджмента, который позволяет уделять должное время семье и работе и в то же время «в моменте» фокусироваться на конкретном вопросе. При этом, конечно, невозможно успевать всё и везде, поэтому всегда нужно уметь выделять самое важное. Особенно когда у вас есть дети, с которыми приоритезация задач просто необходима. Впрочем, как и с подчиненными.

Наконец, ответственность женщины за свою семью всегда распространяется и на бизнес, при этом за свое дело женщины всегда отвечают во многом с материнской позиции. Это проявляется и в том, как они развивают компании, — поднимая и развивая их, как своих детей. И в том, как они относятся к каждому сотруднику — понимают, что все люди в команде разные, но в то же признают ценность каждого из них.

Элина Золотова, директор «СК ПРЕСС», издатель и главный редактор CRN/RE:

В любом контексте я остаюсь собой — человеком со своими ценностями, характером, жизненными стратегиями. Другое дело, что все мы существа сложные и многогранные, это и позволяет проявлять гибкость, не надевая маски.

Что общее во мне домашней и во мне-руководителе? Слушаю других, но решения принимаю всегда сама. Гипер-ответственная. Ненавижу рутину: дома это приборка-стирка и прочее-разное, на работе — всякие функции, связанные с исполнением бесконечных требований регуляторов. Умею жить в неопределенности. Детальное планирование не люблю. Скорее, назначаю направление и какие-то реперные точки. В сложных ситуациях, после первого шока, всегда собираюсь и стараюсь максимально быстро найти эффективное решение. А еще мне всегда была очень-очень важна эмоциональная атмосфера — и дома, и на работе: теплота, доверие, поддержка.

А если говорить о различиях, то это больше всего касается эмоций. Дома я позволяю себе проявлять полный их спектр :). На работе — конечно, нет. Скажем, наорать на сотрудников потому, что поссорилась с мужем — это точно не про меня. Ну и, конечно, есть некоторые ситуации, где я абсолютно другая, вообще не руководитель: например, на отдыхе или когда играю с внуками :). Такой меня вне семьи точно никто не видит.

Со временем я, пожалуй, стала более принимающей — и в семье, и в рабочих ситуациях. Во многом из-за того, что несколько лет назад начала практиковать как коуч.

Надежда Пчелинцева, директор департамента «Сети и телекоммуникации», «Марвел-Дистрибуция»:

Можно найти как значительное сходство, так и большие различия в методах, которые мне пригодились, чтобы создать семью и быть успешной в работе. Семью я строила с нуля и карьеру в «Марвеле» тоже начинала с самых рядовых позиций, набиралась опыта и справлялась с разными задачами и трудностями и там, и там. В обеих сферах пригодились мои жизненные принципы, например, всегда идти до конца. Еще я люблю, когда все разложено по полочкам и сделано вовремя — так что можете мне поверить, дома у меня тоже идеальный порядок.

То, что я точно не стремлюсь использовать в отношениях с родными, так это выступать в качестве руководителя. Всегда есть искушение продемонстрировать навыки ведения переговоров и умение продавливать нужное решение, но я старательно сдерживаю такие порывы. Я даю большую свободу выбора своему ребенку, и это очень отличается от моего подхода к руководству подразделением. Если управленческий инстинкт велит направлять действия моих сотрудников, то материнский выступает за то, чтобы дать возможность идти своим путем проб, ошибок и успехов. Мне достаточно того, что мой папа, опытный, независимый, уважаемый школьный учитель, если и готов кого-то слушаться в семье, то только меня. В чем-то это даже забавно — мои профессиональные достижения в сфере ИТ пригождаются еще и для того, чтобы заставить его сходить к врачу или поехать в отпуск.

Инна Сорокина, глава представительства NEC Display Solutions в России и странах СНГ:

Хотела бы предложить пару жанровых зарисовок на заданную тему. Были у меня места работы из серии «Не хочу, чтобы наступало утро! Не хочу туда снова» — конечно, это были две разные Инны. И домашняя Инна старалась забыть то, что было днем. Было и так — «Я к вам ненадолго. Не уговаривайте, так присяду только на стул».

Нравилось ли так? Нет — но это мой жизненный опыт.

Сейчас все иначе. Я не просто работаю в комфортной среде. Я стараюсь создавать этот комфорт — коллегам и себе, любимой. Так проще, и маски не нужно менять: вот — Инна-босс, а вот она — белая и пушистая свернулась клубочком у камина. Я никому и ничего не доказываю — я просто стараюсь правильно делать свое дело.

Можно по-разному управлять людьми: абсолютный диктат, демократия, либерализм (или проще говоря, попустительство). Так, вот, мне ближе второе. Этакий вариант новгородского вече. При этом я отдаю себе отчет, что такое возможно, если ты управляешь совсем небольшой компанией. Конечно, приходится быть хамелеоном в жизни: есть семья, друзья, сотрудники, партнеры, заказчики. И каждый (вот, удивительно, да?) — со своим характером, требованиями, эмоциями наконец. Лавировать — это очень женское умение, везде пригодится. А еще я очень ценю ум, искренность, задор, умение находить решение, доля авантюризма и чувство юмора. Задумалась про нестандартные ситуации. Пожалуй, слезы в офисе ни разу не использовала. Даже не знаю, стоит ли пробовать :)? Хотя я — всегда за новое .

Дорогие дамы!! С весенним праздником! Терпения (очень сейчас необходимо), свежих эмоций и впечатлений (неважно откуда — главное, новых!), здоровья, любви.

Анна Флёр, генеральный директор.«Айсо-дистрибьюция»:

Как известно, в обществе в целом созданы определенные стереотипы на счет женщин-руководителей, хотя сейчас, безусловно, ситуация меняется. Однозначным является тот факт, что особенно в самом начале пути любая женщина-руководитель сталкивается с необходимостью доказывать всем, что «ты не блондинка», а светлая голова. А уж если получилось, то потом многие дороги и перспективы становятся открытыми. У нас небольшой коллектив. Мы работаем вместе много лет. Я знаю про своих сотрудников все и, наверное, даже больше :) Часто слышу в офисе оговорку при обращении ко мне — «мам», особенно, когда мнение с моим не совпадает :). Так что понимаю: уровень доверия стопроцентный. Всегда в офисе чувствую поддержку, я уверена, что сотрудники негласно чувствуют и мою тоже. Наша работа построена на доверии. Я доверяю людям и даю им определенную свободу. Но всегда знаю, что в решении критичных вопросов последнее слово будет за мной.

Ну а дома я просто мама двоих 13-летних подростков, которые, к сожалению, никаких пиететов на мой счет не испытывают :). На работе мне стоит только бровью повести и все, отдавая дань моему авторитету, выстраиваются в линию, а дома, к сожалению, такой вариант не проходит. Реально приходится совмещать ежедневную, достаточно серьезную работу в офисе с ежедневной проверкой уроков, разговорами по душам, воспитанием и домашними обязанностями. Именно поэтому руководительницы-мамы, на мой взгляд, самые ответственные, самые многозадачные и способные работать на опережение люди! :). Я думаю, что влюбленные в свое дело женщины работают гораздо эффективнее, они с удовольствием идут на работу, борются за результат, заботятся о бизнесе как о своем детище. Самое главное, я четко осознаю, что без семьи и без команды никакие успехи ни на работе, ни дома были бы невозможны. Помнить и ценить это я буду всегда!

Роксана Янборисова, исполнительный вице-президент компании OCS Distribution:

Эти вопросы вызвали в памяти старый анекдот: «У вас раздвоение личности? И что, действительно никто не верит, что вчера это вовсе не вы, а та, другая, творила эту неведомую фигню?» У меня точно нет раздвоения личности и «базовый» стиль действий и подходов у меня одинаков и в кругу семьи, и среди коллег, и в разных жизненных ситуациях. И я полагаю, что это так у всех людей, которые не играют чью-то роль, а остаются самими собой во всех жизненных парадигмах. Поведенческие модели человека и его стиль управления компанией произрастают из его эмоционального фона, жизненной философии, опыта, интеллекта, и, я даже решусь сказать, из ценностных установок.

Лично для меня важно услышать; постараться встать на место собеседника; задать вопросы, которые помогут думать и меняться и мне, и ему; помочь и поддержать. А если кто-то делает драматически не так, взглянуть в зеркало и спросить себя «а где ты налажала?». И мне это важно и на работе, и дома. Но жизнь любого топ-менеджера содержит не только деятельность ему близкую и свойственную, но и массу «лягушек, которых неизбежно надо съесть». Так, например, дистрибьютор обязан быть не только эффективным в бизнес-процессах, но и должен внимательно следить за своими затратами. Я много лет уделяю пристальное внимание бюджетным вопросам, хотя это абсолютно не близкая мне сфера. И вот тут я совершенно разная в «управлении компанией и домом», и семейный бюджет всю жизнь в полном бардаке. Вот такая диалектика :).

Источник: Наталья Басина, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости