Пандемия стала драйвером развития биотех-проектов и продуктов для защиты от коронавируса, внутрибольничных инфекций, заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем. Директор по продажам международной компании Mia Air Михаил Петров выделил ключевые тренды биотех-сферы, которые заслуживают внимания.

Меньше чем за месяц ученым удалось расшифровать полный геном коронавируса COVID-19. В биотехе стали появляться самые разные решения, направленные на борьбу с вирусами и бактериями — модернизированные воздухоочистители от вирусов, роботы, средства индивидуальной защиты с антимикробным покрытием.

Компания Blue Ocean Robotics из Дании разработала робот, который за 10-15 минут устраняет вирусы и бактерии благодаря ультрафиолетовому излучению. Mikropor из Турции выпустил фильтр, совмещающий функционал лампы и воздухоочистителя, с функцией «Умный дом», способный нейтрализовать большинство известных микробов и вирусов, в том числе COVID-19. Smart Hygiene из Ирландии наладила производство самоочищающейся дверной ручки, работающей от энергии, создаваемой открыванием двери.

Биотехнологии — это новые ИТ

Биотехнологии обещают стать одной из наиболее быстрорастущих отраслей. По данным аналитиков американской Global Market Insights, международный биотех будет расти ежегодно на 8,3% и к 2025 году составит 729 млрд долл. Темпы роста российского сегмента в ближайшие пять лет составят 10-15% в год. Это уже оценки Международного медицинского кластера.

Многие производители переориентировались на нужды медицины, появляются стартапы на стыке технологий и здравоохранения. Этот тренд мы видим во всех странах присутствия Mikropor. Это неудивительно. Во многих странах автором и заказчиком цифровых инициатив в здравоохранении выступает государство. Дополнительно в пандемию сформировались новые задачи и потребности: удаленное консультирование и наблюдение за пациентами, повышение эффективности работы медицинских учреждений.

Недостатка в инвестициях нет. За последний год в биотехе во всем мире наблюдается настоящий бум IPO, появляются новые венчурные фонды. В отрасль идут частные инвесторы. По данным Family Capital, около 20% инвестиций «семейных офисов» приходится именно на биотех.

IoT рулит

Технологии интернета вещей (IoT) стали драйвером развития здравоохранения, особенно в пандемию, когда эта сфера столкнулась с небывалыми нагрузками. Во всем мире здравоохранение возглавляет список сфер с наибольшим проникновением IoT, затем идет умная электроэнергия, умные города, ЖКХ.

Research and Markets считает, что объем устройств с IoT в здравоохранении может достичь 188,2 млрд долл. к 2025 году (по итогам 2020 года этот показатель составил $72,5 млрд долл.).

Именно IoT может обеспечить отечественному здравоохранению решение задачи по широкому внедрению стационарозамещающих технологий. В марте в Общественной палате прошло обсуждение развития законодательной базы по стационарозамещающим технологиям. Эксперты ожидают, что экономия государства только на организации лечения хронических пациентов в условиях стационаров на дому достигнет 40%.

На самоизоляции, когда закрылись многие лечебно-профилактические учреждения, телемедицина стала чуть ли не единственной возможностью получить консультацию врача. Многие пациенты с хроническими заболеваниями до сих пор продолжают пользоваться дистанционными консультациями. Пандемия уже подтолкнула развитие телемедицинских технологий в здравоохранении. Также в марте кабмин внес в Госдуму законопроект об оказании медпомощи с применением телемедицины, внедрения систем поддержки принятия врачебных решений, использующих технологии искусственного интеллекта.

Рост обращений населения в медицинские учреждения на фоне пандемии обострил проблему внутрибольничных инфекций, а также заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем в местах скопления людей. По данным Роспотребнадзора, внутрибольничные инфекции в России приводят к убыткам в размере около 500 млрд рублей в год.

Проблема остро стоит во всем мире. В Швеции заболеваемость внутрибольничными инфекциями составляет 117 человек на тысячу, в Испании — 100, Чехии — 163, в США — 50.

Применения обычных дезинфицирующих средств и способов стерилизации становится недостаточно. Причин много — это ослабление иммунной системы, резистентность микроорганизмов к известным вирусам, а также недостаточный контроль за санитарно-эпидемиологическим режимом на производствах, в офисах, на предприятиях.

Буквально в течение полугода наш завод наладил выпуск воздухоочистителей с мощностью до 500 кв. м для использования в торговых центрах, офисах, лечебных учреждениях. Отгрузки начались в разные страны, в том числе в Россию, на эту категорию воздухоочистителей есть повышенный спрос. В обновленной линейке появилась продукция с функцией «Умный дом».

Конкуренция в сфере очистки воздуха будет расти, появляются интересные и технологичные разработки, сфера применения которых может быть очень широкой.

Ответственное потребление

Спрос двигается в сторону необычных решений на стыке разных стилей и функций. Сейчас на пике популярности многофункциональные приборы. Например, часы-трекеры, кольца для оплаты покупок. С дополнительным функционалом сейчас выходит и оборудование для очистки воздуха. Появляются возможности по нейтрализации еще более широкого спектра микробов и вирусов, в том числе, COVID-19.

Потребление стремительно меняется. Это не может не сказаться на ассортиментной матрице даже крупных производителей. Ответственное потребление, минимализм, контроль за качеством жизни, стремление к новым ощущениям и эмоциям — все эти тренды сегодня должны учитывать производители.

Тренды, которые мы сейчас наблюдаем, через 3-5 лет будут формировать основной запрос к высокотехнологичному оборудованию.

Омниканальность в продажах

Рынок технологичного оборудования уверенно двигается в сторону кроссплатформенности и комплексных решений. Они позволят производителям преодолеть главный вызов времени — оптимизировать издержки и повысить свою экономическую эффективность. В планах Mia Air — продавать онлайн через сайт и маркетплейсы больше половины продукции уже в течение этого года. К 2025 году этот показатель может превысить 70%.

Рядовой уже сейчас считается ситуация, когда информацию о воздухоочистителе потребитель получает от блогера в Инстаграме, оплату производит через сайт, подтверждение видит в WhatsApp и выбирает любой удобный способ доставки. Любой технологичный бренд сегодня коммуницирует с потребителем сразу по нескольким каналам — офлайн-магазин, сайт, соцсети, мессенджеры.

Для производителей это означает необходимость гибкой ассортиментной матрицы, настройку ассортимента под разные каналы сбыта, формирование матрицы на основе ИТ-решений, высокое качество продукции, без которого невозможно присутствие в онлайн-каналах.

Двигаться приходится очень быстро, развитие технологий в эпоху цифровизации идет по экспоненте.

Источник: Михаил Петров, директор по продажам компании Mia Air

Версия для печати (без изображений)   Все новости