Поставки персональных компьютеров в мире за I кв. 2021 г. выросли на 55% год к году — такую солидарную оценку разом привели и Canalys, и IDC. Вместе с тем привычное представление о ПК как об устройстве с процессором Intel, действующем под управлением операционной системы Windows («платформа Wintel»), всё более размывается: в структуре компьютерного рынка нарастают доли и новых аппаратных платформ, и альтернативных ОС.

Затоваривания не будет

Недавний отчёт Canalys свидетельствует о выходе поставок персональных компьютеров в канал продаж — настольных и мобильных вместе, включая высокопроизводительные рабочие станции, — на уровень 82,7 млн единиц, что на 54,6% превышает достижение I кв. 2020 г. Само по себе это неудивительно: поставки всей цифровой техники в прошлогоднем первом квартале серьёзно просели вследствие первого удара коронакризиса. Однако по абсолютной величине почти 83 млн ПК — это самый большой (для первого квартала) объём таких поставок с 2012 г.

Львиная доля из этих компьютеров, 67,8 млн единиц, пришлась на ноутбуки и мобильные рабочие станции: прирост их отгрузок за первый квартал год к году составил целых 79%. Настольные ПК и рабочие станции (включая, разумеется, геймерские системы), напротив, продемонстрировали снижение на 5% в годовом исчислении, — до 14,8 млн единиц. Особенно выдающейся стала динамика поставок компьютеров Apple, которые выросли более чем двукратно за первые три месяца текущего года — не в последнюю очередь благодаря успеху новейших макбуков на базе ARM-процессоров её же собственной разработки Apple Silicon M1.

Таблица 1. Поставки ПК (стационарных и мобильных всех разновидностей) в I кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам и их динамика

Вендор

Поставки в I кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в I кв. 2021 г., %

Поставки в I кв. 2020 г., млн единиц

Доля рынка в I кв. 2020 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Lenovo

20,400

24,7

12,702

23,8

+60,6

HP

19,237

23,3

11,701

21,9

+64,4

Dell

12,948

15,7

10,496

19,6

+23,4

Apple

6,605

8,0

3,219

6,0

+105,2

Acer

5,690

6,9

3,125

5,8

+82,1

Прочие

17,795

21,5

12,227

22,9

+45,5

Итого

82,675

100,0

53,470

100,0

+54,6

Источник: Canalys, апрель 2021 г.

Интересно, что данные Canalys, учитывающие продажи партнёрам, поразительным образом совпали для I кв. 2021 г. со сведениями IDC, которая традиционно считает поставки вендоров в канал. Так вот, за первые три месяца нынешнего года аналитики компании зафиксировали мировые отгрузки ПК на уровне 84 млн единиц, что на 55,2% превышает показатель I кв. 2020-го. Столь близкое совпадение значений (55,2% и 54,6%), полученных для одной и той же категории товаров замерами на различных участках канала поставок, напрямую свидетельствует об острейшем превышении мирового спроса на ПК над предложением, — у ноутбуков и настольных систем попросту нет шансов задержаться где-то на складах.

Таблица 2. Поставки ПК (стационарных и мобильных всех разновидностей) в I кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам и их динамика

Вендор

Поставки в I кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в I кв. 2021 г., %

Поставки в I кв. 2020 г., млн единиц

Доля рынка в I кв. 2020 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Lenovo

20,401

24,3

12,826

23,7

+59,1

HP

19,237

22,9

11,722

21,7

+64,1

Dell

12,946

15,4

10,495

19,4

+23,4

Apple

6,692

8,0

3,164

5,8

+111,5

Acer

5,837

7,0

3,364

6,2

+73,5

Прочие

18,868

22,5

12,552

23,2

+50,3

Итого

83,981

100,0

54,123

100,0

+55,2

Источник: IDC, апрель 2021 г.

Конец гегемонии?

В 2020 г. стало особенно очевидно: блестящие успехи AMD на ниве процессоростроения, весьма благосклонно встреченные рынком новейшие компьютеры Apple с ARM-чипами М1 собственной её разработки, резкий взлёт продаж хромбуков — всё это прямые и явные угрозы едва ли не полувековой гегемонии Wintel на рынке персональных вычислительных систем. Похоже, с освоением технологических процессов за пороком 14 нм у когда-то бесспорного лидера рынка ЦП не всё гладко. Недаром в глобальной микропроцессорной индустрии ведутся упорные разговоры то о возможной передаче Intel на частичный аутсорсинг грядущих 5-нм процессоров Core i3 в 2022 г., то о включении в 2023-м в состав чипов Intel процессорных ядер, произведённых тайваньской компанией TSMC.

Российский сегмент ПК вполне адекватно реагирует на ширящуюся диверсификацию процессорных предложений — как в части роста доли ЦП AMD, так и в плане появления компьютеров (пока, в основном, лишь под брендом Apple), основанных на чипах отличной от х86 архитектуры. По словам Леонида Уракова, продакт-менеджера 3Logic Group, новые процессоры AMD достаточно уверенно начали занимать свои позиции на рынке: «Популярность новых моделей была достаточно высокой. Но росту продаж новых моделей помешал всплеск майнинга и, как следствие, дефицит и рост цен по видеокартам. В целом новые процессоры AMD получили достаточно высокие оценки как со стороны частных, так и со стороны корпоративных клиентов». Новые же макбуки на базе ARM-чипов в текущей ситуации, по мнению эксперта, не способны задать сколько-нибудь ощутимый тренд: «В текущей рыночной ситуации будут востребованы более бюджетные модели ноутбуков, а предлагаемые макбуки — по-прежнему достаточно дорогое решение. Полагаю, что решения на базе х86 ещё долго будут доминировать на российском рынке».

«Согласно нашей статистике, новые процессоры AMD очень хорошо себя зарекомендовали среди частных пользователей, — замечает Гектор Пулинец, руководитель отдела развития корпоративных продаж компании DNS. — В корпоративном сегменте рост спроса на решения на базе AMD не так выражен, и начал проявляться только во втором полугодии. Что касается ARM-чипов — нам видится, что в 2021 г. от них вряд ли стоит ждать прорыва. Предпосылок нет».

Константин Кимельман, директор по развитию подразделения персональных компьютерных систем HP в Восточной Европе, обращает внимание на то, что в ассортименте ПК его компании давно присутствуют устройства как на базе Intel, так и AMD: «Для нас важно предложить конечному пользователю выбор в зависимости от его предпочтений. Рост спроса на компьютеры на базе процессоров AMD мы наблюдаем как в коммерческом сегменте, так и в потребительском. С той лишь разницей, что в потребительском сегменте доли систем на базе Intel и AMD сравнимы, а в коммерческом сегменте доля AMD растёт с низкой базы. Также стоит отметить, что интерес к продукции AMD вызван не только ценовой привлекательностью, но также и технологическими разработками последней».

И всё же говорить о конце доминирования х86 архитектуры преждевременно, уверена Ольга Доровская, директор департамента персональных систем OCS Distribution: «Технология ARM, между тем, даёт ощутимые преимущества конечным устройствам с точки зрения производительности и энергоэффективности. Поэтому мы ожидаем, что на базе ARM-чипов будут расти не только продажи устройств, но и количество производителей, заинтересованных в этой технологии».

«В корпоративном сегменте доминирующий спрос сохранился за решениями на базе процессоров Intel последнего поколения с Windows 10 Pro на борту, — соглашается Сергей Косецкий, коммерческий директор компании X-Com. — Однако с выходом новой линейки продуктов, совпавшим в кризисом производства Intel первой волны пандемии, AMD незначительно потеснила этого производителя на рынке. Что же касается процессора M1 — уверен, он не выйдет за рамки продукции Apple. Известная своими многочисленными патентными войнами, эта компания первой об этом позаботится. Тем более, преимущества его архитектуры в тех же макбуках компенсируется повышенным износом SSD-накопителей, на который жалуются многие пользователи в США и Европе».

Хром как ускользающий элемент

Одним из лучших по динамике поставок сегментов ноутбучного рынка в мире в 2020 г. стали хромбуки: по оценке Canalys, их отгрузки за прошлый год выросли относительно уровня 2019-го на 109%. В качестве основных потребителей этих мобильных ПК выступает сфера образования, и они достаточно привлекательны как для заказчиков, так и для канала.

Однако развитие подсегмента хромбуков в России сдерживает не слишком активная позиция офиса Google в регионе, отсутствие свободного повсеместного Интернет-доступа в школах, нехватка образовательного контента, — на это указывает Борис Зиньков, руководитель продуктовой группы «Ноутбуки и ПК» компании Prestigio Global: «Мы ожидаем в течение ближайших нескольких лет продолжение роста доли хромбуков в мире, что, безусловно, затронет и Россию. Как скоро получит широкое развитие Chrome OS в России — в значительной степени зависит от позиции регионального офиса Google. Мы уже сейчас готовы к тем трансформациям, к которым ведёт нас рынок ноутбуков».

Андрей Тарасов, исполнительный директор diHouse (входит в группу компаний ЛАНИТ), пока не видит перспективы для того, чтобы хромбуки или их аналоги стали востребованными в России: «На мой взгляд, есть два сдерживающих фактора: плохое развитие Интернета в нашей стране и недоверие к облачным системам. Одно дело хранить в облаке фотографии, другое — перевести туда все свои дела. Но, конечно, если будет спрос, мы начнём их продавать».

Константин Кимельман обращает внимание на то, что в России сертифицированные учебные материалы создаются для других платформ — не для хромбуков: «Для широкого применения хромбуков дома или в офисе у наших пользователей сохраняется устойчивое недоверие к облачным решениям применительно к ПК — притом, что хромбуки настолько же зависят от облачных сервисов, насколько и смартфоны, имеющие повсеместное распространение».

Развитие сегмента хромбуков (и их аналогов) сдерживает общее недоверие российского потребителя к облачным сервисам, подтверждает Ольга Доровская: «В частности, потребителя серьёзно пугает возможность одномоментного превращения довольно дорогого устройства в „кирпич“, если из-за нового витка санкций оно останется без облачной операционки».

Дефицит — это плохо?

Самое же интересное заключается в том, что выдающийся рост мирового рынка ПК в первом квартале мог бы оказаться ещё более впечатляющим в количественном выражении, если бы не затруднения с поставками полупроводников. А они, напомним, наблюдается ещё с прошлого года, постепенно усиливаясь. Впрочем, аналитики Canalys называют это «хорошей проблемой», — и не только потому, что рост цен на дефицитные ИТ-продукты сулит всем участникам канала дополнительные прибыли.

Смотреть следует глубже: повышение выручки вендоров с каждого проданного ПК стимулирует инновации в инженерном дизайне и способствует долгосрочному пересмотру их стратегии в отношении обеих ветвей цепочки поставок. То есть как восходящей, от изготовителей компонентов к сборочным производствам, так и нисходящей, через канал продаж к конечным потребителям. Больше свободы манёвра у разработчиков новых ПК — больше интересных предложений, выше активность в канале.

Чипмейкеры под давлением растущего спроса также активнее инвестируют в новые линии и технологии. Уже проглядывающее в обозримой перспективе завершение пандемии (по крайней мере, взятие её под контроль по мере развёртывания вакцинации) вселяет надежду на возобновление бизнеса в представителей СМБ, что, в свою очередь, создаёт среднесрочный стимул для продаж ИТ-товаров в целом и ПК в частности.

И даже если дефицит компонентов продлится, как ожидают аналитики Canalys, до конца текущего года, отложенный спрос за это время только окрепнет — что позволяет позитивно смотреть на динамику глобального компьютерного рынка и в 2022 г. Причём как в количественном, так и в денежном выражении.


Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости