Gartner выявил десять стратегических трендов развития технологий для госсектора в 2021 году, которые позволят ускорить цифровые инновации и оптимизировать или трансформировать госуслуги.

Эти тренды обусловлены проблемами, вызванными пандемией, и потребностью в гибких операционных моделях, работающих в кризисных условиях.

«Пандемия COVID-19 вызвала ускорение цифровых инноваций в государственном секторе во всем мире, предоставив руководителям госструктур новые возможности использовать данные и информационные технологии для укрепления доверия, обеспечения гибкости и устойчивости в государственных учреждениях, — пишет в пресс-релизе Рик Ховард (Rick Howard,), вице-президент программы исследования Gartner. — Хотя трудности, созданные пандемией, сохранятся еще какое-то время, возникли определенные тренды, позволяющие решать важные задачи, касающиеся безопасности, сдерживания затрат и пользовательского опыта граждан».

Список стратегических трендов в ИТ, составленный аналитиками Gartner, непосредственно связан с задачами государственного управления и государственной политики, которые должны решать руководители госструктур. ИТ-директора госорганизаций могут использовать этот список, чтобы определить тенденции в ИТ, в наибольшей степени отвечающие их приоритетам восстановления после пандемии, и продумать обоснование, сроки и приоритеты инвестиций в информационные технологии.

Ускорение модернизации устаревшей инфраструктуры

Госорганизации столкнулись с ограничениями и рисками из-за устаревшей инфраструктуры и систем, созданных десятилетия назад. Чтобы подготовиться к возможным кризисам в будущем, ИТ-директора госструктур ускоряют переход к современной, модульной архитектуре. Сама потребность в модернизации устаревшей инфраструктуры не нова, но трудности, созданные пандемией, лишь заострили внимание на возникающих рисках и необходимости перемен.

Gartner прогнозирует, что к 2025 году более 50% государственных организаций модернизируют устаревшие критически важные приложения для повышения устойчивости и гибкости.

Адаптивная безопасность

Концепция адаптивной безопасности рассматривает риски, принцип доверия и безопасность как непрерывный и адаптивный процесс, который прогнозирует и смягчает постоянно меняющиеся киберугрозы. Этот подход включает компоненты для прогнозирования, предотвращения, обнаружения и реагирования, отказываясь от традиционных представлений о периметре и полагая, что нет границы между безопасным и небезопасным. Это необходимая смена парадигмы в условиях перехода к облачным услугам.

Gartner прогнозирует, что к 2025 году 75% ИТ-директоров госструктур будут непосредственно ответственны за безопасность вне собственно ИТ, включая операционную и критически важную ИТ-среду.

«Всё-как-услуга» (XaaS)

XaaS — это чисто облачная стратегия потребления ИТ, которая предусматривает использование подписки для всего спектра бизнес- и ИТ-услуг. Реагирование на пандемию и, как следствие, необходимость предоставления услуг в цифровом виде подчеркнули неотложность модернизации устаревших приложений и инфраструктуры. Модель XaaS предлагает альтернативу такой модернизации, обеспечивая масштабируемость и сокращая время реализации цифровых услуг.

Gartner прогнозирует, что к 2025 году 95% новых инвестиций в ИТ со стороны госструктур будут направлены на реализацию подхода «как-услуга».

Кейс-менеджмент как услуга (CMaaS)

Рассмотрение заявлений граждан — основная форма работы государственных учреждений, при этом во многих департаментах используются устаревшие, монолитные, точечные решения для управления документооборотом. CMaaS — это новый подход, позволяющий обеспечить внутреннюю гибкость, применяя принципы и методы построения компонуемых приложений, как это уже происходит в бизнесе, для замены унаследованных систем делопроизводства модульными продуктами, которые можно быстро компоновать, изымать и перестраивать в ответ на меняющиеся потребности.

Gartner прогнозирует, что к 2024 году государственные организации с компонуемой архитектурой приложений управления делопроизводством будут внедрять новый функционал как минимум на 80% быстрее, чем не имеющие таковой.

Цифровая идентификация граждан

Цифровая идентификация — это возможность подтвердить свою личность через любой государственный цифровой канал, доступный для граждан, что необходимо для регистрации и последующего доступа к госуслугам. Экосистемы цифровой идентификации быстро развиваются, заставляя государственные службы принимать на себя новые обязанности и ответственность. Этот вопрос занимает важное место в политической повестке, поэтому ИТ-директорам госучреждений необходимо привязать цифровую идентификацию к наиболее типичным случаям использования.

Gartner прогнозирует, что к 2024 году на рынке появится действительно глобальный, портабельный, децентрализованный стандарт идентификации, который будет охватывать персональные, социальные, общественные и бизнес-кейсы использования.

Компонуемое государственное предприятие

Компонуемое (composable) госпредприятие — это любая государственная организация, использующая принципы компонуемой структуры. Это позволяет расширять возможности многократного использования и непрерывно адаптироваться к меняющимся нормативным, законодательным требованиям и общественным ожиданиям. ИТ-директора берут на вооружение принципы компонуемого госпредприятия, чтобы преодолеть сложившиеся разрозненные подходы к управлению услугами, системами и данными, которые ограничивают способность госучреждений приспосабливаться к быстро меняющимся потребностям зарождающегося цифрового общества.

Gartner прогнозирует, что к 2023 году 50% ИТ-компаний, предоставляющих продукты и услуги государственным органам, будут предлагать пакеты бизнес-возможностей для поддержки компонуемых приложений.

Обмен данными как программа

Обмен данными между госслужбами часто носит ситуативный характер, будучи продиктован резонансными случаями защиты детей, гендерного насилия и т. п., плохо поддающимися обобщению. Обмен данными как программа превращает это в масштабируемый сервис, с множеством многократно используемых возможностей, способствуя переходу к принципам компонуемости в предоставлении госуслуг.

Gartner прогнозирует, что к 2023 году 50% государственных организаций введут формальные структуры подотчетности для обмена данными, в том числе стандарты структуры данных, качества данных и оперативности.

Гиперсвязанные госуслуги

Гиперсвязанные (hyperconnected) госуслуги — это использование в масштабах всей государственной системы различных технологий, инструментов и платформ, чтобы автоматизировать ИТ- и бизнес-процессы, какие только возможно. ИТ-директора госорганизаций могут использовать принципы и методы гиперавтоматизации, чтобы создавать гиперсвязанные, высокоавтоматизированные всеохватывающие бизнес-процессы и госуслуги, требующие минимального вмешательства человека.

Gartner прогнозирует, что к 2024 году 75% государственных органов будут иметь не менее трех начатых или уже реализуемых инициатив гиперавтоматизации в масштабах всей организации.

Многоканальное взаимодействие с гражданами

Непосредственное участие граждан в работе государственных служб достигло новых высот в 2020 году, когда местные сообщества боролись с пандемией, лесными пожарами, ураганами и другими катастрофическими событиями. Многоканальное взаимодействие с гражданами означает беспрепятственное, двустороннее взаимодействие с населением поверх организационных границ, и вместе с тем — предоставление персонализированного пользовательского опыта с использованием предпочтительных и самых эффективных каналов для такого взаимодействия.

Gartner прогнозирует, что к 2024 году более 30% госорганизаций будут использовать количественные и качественные критерии взаимодействия для отслеживания участия граждан в принятии политических и бюджетных решений.

Операционализированная аналитика

Этот термин означает стратегическое и систематическое внедрение технологий, управляемых данными, таких как искусственный интеллект, машинное обучение и расширенная аналитика, на каждом уровне работы государственных органов для повышения эффективности, результативности и согласованности принятия решений. Официальные лица смогут принимать более взвешенные оперативные решения в реальном времени с учетом конкретных обстоятельств, чтобы улучшить качество обслуживания граждан.

Gartner прогнозирует, что к 2024 году 60% инвестиций госорганизаций в ИИ и аналитику данных будут иметь целью непосредственно влиять на оперативно принимаемые решения и их результаты.


Источник: Пресс-служба компании Gartner

Версия для печати (без изображений)   Все новости