Вслед за отчётом о состоянии рынка традиционных ПК в I кв. 2021 г. Canalys опубликовала данные о поставках за тот же период «персональных компьютеров в широком смысле», включая планшеты. Вряд ли стоит удивляться, что ПК и «в широком смысле» также продемонстрировали глобальный рост — на 53,1% год к году, до уровня 122,1 млн единиц. При этом темпы увеличения поставок планшетов — 52% годовых — вполне сопоставимы с таковыми для ноутбуков (62%), а не слишком популярные в России хромбуки и вовсе прибавили по сравнению с I кв. 2020 г. 275%.

Пятёрку лидеров по объёмам поставок хромбуков в I кв. текущего года образуют в порядке сокращения доли HP, Lenovo, Acer, Samsung и Dell. Для России, впрочем, этот сегмент продолжает оставаться слабоактуальным. В немалой мере — по причине невысокой активности Google в деле продвижения своего облачного инструментария в сфере российского образования: именно образовательные учреждения по всему миру образуют основной пул заказчиков хромбуков. Безусловно сказывается на низкой востребованности этих устройств и отсутствие альтернативной облачной платформы (на базе сервисов «Яндекса», Mail.ru, да хотя бы «Сбера»), для подключения к которой вполне могло бы использоваться то же самое хромбучное «железо».

Таблица 1. Поставки хромбуков в канал за I кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам, млн единиц, и их динамика, %

Вендор

Поставки в I кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в I кв. 2021 г., %

Поставки в I кв. 2020 г., млн единиц

Доля рынка в I кв. 2020 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

HP

4,364

36,4

0,595

18,6

+633,7

Lenovo

3,108

25,9

0,760

23,8

+308,8

Acer

1,428

11,9

0,514

16,1

+178,1

Samsung

1,200

10,0

0,051

1,6

+2233,0

Dell

1,005

8,4

0,503

15,7

+99,0

Прочие

874

7,3

0,775

24,2

+12,8

Итого

11,979

100,0

3,198

100,0

+274,6

Источник: Canalys, май 2021 г.

Особое внимание обращает на себя кардинальный передел структуры рынка хромбуков, которым сопровождался его взрывной рост за минувший год. Если в I кв. 2020-го прочие (за исключением первой пятёрки) вендоры поставили в глобальный канал 24,2% этих устройств, то за первые три месяца текущего года — лишь 7,3%. Особенно бурно отвоёвывала себе позиции, как нетрудно видеть, Samsung, чей рост, выраженный в процентах, измеряется четырёхзначным числом. Вне всякого сомнения, едва на российском рынке откроется окно возможностей для массовых поставок хромбуков (либо ориентированных на работу с Google Chrome OS, либо с опорой на иную облачную экосистему), спрос на них наверняка будет внушительным.

Что же касается сегмента планшетов, то пятёрку ведущих вендоров здесь сформировали в первом квартале Apple, Samsung, Lenovo, Amazon и Huawei. Все они — за исключением переживающей последствия американских санкций последней, разумеется, — нарастили свои поставки год к году на внушительную величину от 50 до 200%. Аналитики видят простор и для дальнейшего роста этого сегмента, поскольку повышенный интерес к планшетам проявляют как коммерческие заказчики, так и частные потребители.

Таблица 2. Поставки планшетов в канал за I кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам, млн единиц, и их динамика, %

Вендор

Поставки в I кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в I кв. 2021 г., %

Поставки в I кв. 2020 г., млн единиц

Доля рынка в I кв. 2020 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Apple

15,187

38,2

10,106

38,6

+50,3

Samsung

8,000

20,1

5,002

19,1

+59,9

Lenovo

3,782

9,5

1,620

6,2

+133,5

Amazon

3,453

8,7

1,159

4,4

+197,9

Huawei

2,143

5,4

2,974

11,4

—27,9

Прочие

7,159

18,0

5,309

20,3

+34,9

Итого

39,724

100,0

26,171

100,0

+51,8

Источник: Canalys, май 2021 г.

Поскольку в бизнесе неуклонно ширится цифровизация ключевых процессов, в том числе связанных с взаимодействием персонала с клиентами (магазин) и объектами (склад), планшеты всё чаще применяют в качестве рабочих терминалов для сотрудников первой линии. Домашние же пользователи — ощутив за время самоизоляции, насколько это важно, чтобы их рабочий компьютер был подлинно персональным, — при первой же возможности стараются обзавестись более или менее бюджетным планшетом в качестве дополнения к основному дорогостоящему ноутбуку или настольному ПК. «Таблетку» (а за ней и другую, и третью) приобретают, чтобы обеспечить доступ к Интернету и облачным сервисам тех членов семьи, для которых избыточны мощь и универсальность традиционного компьютера.

Хотя темпы роста в сегменте планшетов не такие умопомрачительные, как для хромбуков — в основном двузначные, — по количеству глобальных поставок «таблетки» по-прежнему опережают устройства под управлением Chrome OS примерно вчетверо. Соответственно, на отгрузках планшетов заметнее сказывается мировой дефицит ИТ-компонентов.

Не случайно в ходе недавнего подведения итогов второго фискального квартала 2021 г. глава Apple Тим Кук (Tim Cook) посетовал на то, что возможности дальнейшего роста выручки его компании ограничены в настоящее время не исчерпанием потенциала спроса — со спросом как раз всё в порядке, в том числе и на новенькие iPad, — но фактическими возможностями перегруженных заказами чипмейкеров. В результате только в следующем фискальном квартале и только одна Apple может недосчитаться от 3 до 4 млрд долл. выручки. Самое же печальное в том, что пока решительно непонятно, когда же дефицит ИТ-компонентов хотя бы начнёт ослабевать,.

Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости