Исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин и Исполнительный директор Ассоциации АРПЭ Иван Покровский направили письмо Заместителю Председателя Правительства РФ Дмитрию Чернышенко. Приводим его текст полностью.

***

В Проекте второго пакета мер по поддержке ИТ-отрасли предусмотрено важное мероприятие по переходу школ на использование российского программного обеспечения (мессенджеры, почта, ВКС, офисное программное обеспечение, операционные системы). Правовая база перехода на использование отечественного ПО в целом сформирована. Так, Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утверждены «Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Распоряжением Минпросвещения России от 14 января 2021 г. № Р-15 утверждены Методические рекомендации по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (Рекомендации). Данными Рекомендациями субъекты РФ руководствуются при подготовке закупочной документации на приобретение компьютерного оборудования в ходе исполнения соглашений, заключенных с Минпросвещения России о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы РФ «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642.

Приложением № 2 к Рекомендациям утвержден «Примерный перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды», содержащий минимальные требования, устанавливаемые для ноутбуков, которые впоследствии ужесточаются и детализируются региональным координатором, путем выпуска «минимально необходимых функциональных и технических требований» в виде инфраструктурных листов, которые затем проходят согласование с ведомственным проектным офисом национального проекта «Образование» и в соответствии с которыми проводится закупка оборудования.

Вместе с тем по результатам рассмотрения указанных документов считаем важным отметить следующее. В Рекомендациях для закупаемой материальной технической базы и программного обеспечения не содержится требований по импортозамещению, а требования к оборудованию избыточны и содержат указание на конкретные модели. Так, введение дополнительных характеристик оборудования при детализации требований на этапе выпуска инфраструктурных листов и подготовки конкурсной документации, приводит к фактическому отсечению возможности участия российских производителей и неприменению национального режима в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и разделом 7 Рекомендаций. Кроме того, изложенные в Рекомендациях требования к оборудованию (МФУ, ноутбуки, интерактивные панели) не соответствуют описанию объектов закупки из каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), сведения из которого государственные и муниципальные заказчики в соответствии с пунктом 4 правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145, должны использовать при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С учетом вышеуказанного, не представляется возможным осуществить закупку оборудования по правилам использования КТРУ и в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Так, например, существенным ограничением, ведущим к недопуску большего числа российских производителей к поставке ноутбуков является требование «Вес ноутбука с установленным аккумулятором не более 1,8 кг». В целях расширения числа российских производителей, которые могут участвовать в конкурсных процедурах продукции, до количества не менее трех следует изменить требование на: «Вес ноутбука с установленным аккумулятором: не более 2,1 кг». Также в Рекомендациях содержатся требования по обязательному наличию у ноутбуков встроенного разъема VGA, который на текущий момент является устаревшим. Крупнейшие мировые производители микрочипов объявили о полном отказе от поддержки VGA еще в 2015 году. Применение требования по обязательному наличию у ноутбуков встроенного разъема VGA для совместимости со специфическим и (или) устаревшим оборудованием, имеющим только разъем VGA, является излишним, так как на рынке широко доступны дешевые адаптеры с современных разъемов (DVI, HDMI, DisplayPort, USB Type C) на разъем VGA.

Некорректные или избыточные требования к оборудованию в Рекомендациях уже привели к тому, что в течение 2021 года субъектами РФ объявлены или уже проведены закупки ноутбуков иностранного происхождения на общую сумму свыше 1,35 миллиарда рублей.

С учетом вышеизложенного, АРПП «Отечественный софт» и АРПЭ обращаются к Вам со следующими предложениями:

  1. Необходимо приостановить указанные закупки программного обеспечения и оборудования до приведения в соответствие с требованиями по применению национального режима в закупках и обеспечения возможности участия отечественных производителей соответствующего программного обеспечения и радиоэлектронного оборудования.
  2. Поручить Минпросвещению России ускорить доработку и утверждение Стандарта оснащения (стандарт «Цифровая школа», включающий разделы по формированию ИТ-инфраструктуры в общеобразовательных организациях, а также по оснащению (обновлению) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением), учитывающего установленные законодательством Российской Федерации требования по импортозамещению.

В свою очередь, Ассоциация Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт» и Ассоциация российских разработчиков и производителей электроники готовы предоставить технические, организационные и кадровые возможности для совместного решения указанных проблем.

Комментирует Ренат Лашин: «На наш взгляд, действующие сегодня требования к госзакупкам ПО и оборудования для школ в рамках федерального проекта „Цифровая образовательная среда“ сформированы избыточно и некорректно, что ведет к закупкам в основном зарубежной техники. Это не соответствует политике импортозамещения и отсекает возможность участия в конкурсах российских разработчиков, способных обеспечить рынок успешными конкурентными продуктами.

Мы считаем, что необходимо усовершенствовать процедуру указанных закупок с учетом национальных интересов и возможностей отечественных производителей софта и железа. Также важно ускорить доработку и утверждение Стандарта „Цифровая школа“, предполагающего формирование ИТ-инфраструктуры и оснащение школ ПО и оборудованием, в соответствии с законодательством об импортозамещении».

Источник: crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости