Большинство сотрудников хотели бы избавиться от выполнения утомительных повседневных операций и сосредоточиться на задачах, которые могут действительно повлиять на бизнес и принести ощутимую пользу. Но достаточно ли для этого просто внедрить RPA-инструменты?

Переменчивый успех

Руководители бизнеса все больше осознают преимущества роботизации и начинают инвестировать в RPA. Так, аналитики прогнозируют, что в 2021 году на роботизацию бизнес-процессов (RPA) в 2021 году будет потрачено 10,9 миллиарда долларов США по всему миру. Это на 35% больше, чем годом ранее — и почти в 5 раз выше скорости роста ИТ-рынка в целом. Gartner даже прогнозирует, что 90% крупных организаций по всему миру стартуют RPA-проекты уже к 2022 году.

Однако далеко не всегда такие инициативы успешны. Так, пока массовых внедрений RPA не так много: более половины организаций, внедривших RPA, используют меньше 10 программных роботов, а 70% — менее 50, по данным Forrester. В свою очередь, 30-50% проектов RPA и вовсе терпят неудачу, подсчитали в EY несколько лет назад. К 2020 году ситуация улучшилась, но незначительно.

Проблема заключается в том, что многие руководители изначально неправильно подходят к внедрению RPA в организации. Они используют устаревший принцип «сверху вниз»: самостоятельно выбирают наиболее «рентабельные» задачи для автоматизации и ставят сотрудников перед фактом уже после принятия решения. Да, такой подход работал несколько лет назад, когда инициативы цифровой трансформации только набирали обороты, и сотрудники еще не понимали всех преимуществ автоматизации бизнеса. Но сегодня для эффективной реализации RPA-проектов необходим другой подход.

«Робот для каждого сотрудника» — концепция будущего

Новое видение, которое несколько лет назад предложили мы в компании UiPath — внедрение инноваций «снизу вверх». Эта концепция подразумевает максимальное вовлечение сотрудников в RPA-проекты. В том числе воплощение их идей в области автоматизации с помощью low code инструментов разработки.

Так, на сегодняшний день в рамках этой концепции есть несколько моделей взаимодействия сотрудников с роботами, которые зависят от роли и технических возможностей пользователей:

  • Доступ всех сотрудников к профессиональным средствам автоматизации, созданных силами внутреннего Центра компетенций.

  • Citizen development, когда каждый сотрудник, даже без технических навыков, может самостоятельно создавать роботов с нуля для решения конкретных бизнес-задач.

  • Централизованное управление разработкой со стороны Центра компетенций.

Благодаря такому подходу можно автоматизировать не только основные, наиболее заметные рутинные процессы в компании, но и те на первый взгляд незначительные однотипные операции, о которых знают лишь сотрудники бизнес-подразделений, сталкивающиеся с ними каждый день: к примеру, андеррайтинг и сбор доказательств для страховых компаний или обновление информации о клиенте в учетных системах после каждого звонка для специалистов контакт-центров. Более того, как только сотрудники знакомятся с роботами и понимают специфику их работы, они начинают выявлять все новые возможности для автоматизации.

Преимущества демократизации RPA

Руководители уже осознают, насколько важно привлечь сотрудников к процессу автоматизации: по данным IDC, 80% бизнес-лидеров, внедривших роботизацию, предоставляют работникам полноценный доступ к RPA-инструментам. Почему?

Во-первых, такой подход позволяет сохранить ресурсы. К примеру, сотрудники финансового департамента могут «поручить» роботам агрегировать данные из разных источников для создания отчетности, заполнять и подавать налоговые декларации, собирать данные для аудита и проверять их на соответствие стандартам, вносить записи в различные учетные системы, а также многие другие механические задачи. По данным наших исследований, использование всего нескольких RPA-инструментов даже в таких простых поручениях может сэкономить от 20 до 25 минут рабочего времени сотрудника в день. На первый взгляд кажется, что это немного. Но только представьте себе: для компании со штатом в 15 тысяч сотрудников это почти 1,3 миллиона трудочасов в год.

Во-вторых, роботизация позволяет повысить эффективность и качество работы: роботы не спят, не болеют, не ходят на перерыв и, что главное, не делают ошибок. А в такие нестабильные времена как сейчас, в разгар пандемии COVID-19, роботы попросту необходимы: они могут помочь в решении простых однотипных задач вроде сбора и передачи данных, и сотрудникам не приходится нарушать режим самоизоляции и активно взаимодействовать с другими.

Наконец, когда у каждого работника компании есть робот, который помогает ему с рутинными задачами, такими как открытие и настройка приложений, планирование или отмена встреч, формирование запросов, отправка отчетности, это повышает уровень удовлетворенности сотрудников. Они могут заниматься более творческой и ценной работой и в результате становятся не только более продуктивными, но и менее подверженными стрессу и выгоранию. А компания получает дополнительную возможность поддерживать и раскрывать таланты.

Уже есть прекрасные примеры реализации такого подхода на практике от клиентов UiPath:

  • Orange Spain запустила программу обучения RPA для всех своих сотрудников. В результате компания получила 250 сертифицированных citizen developers, включая евангелистов RPA в каждом подразделении. В среднем команда запускает одного робота в неделю, благодаря чему сэкономила 34 миллиона евро за первые 2 года реализации программы.

  • А компания Dentsu, увидев повышенный интерес сотрудников к автоматизации после пилотного внедрения роботов, запустила программу citizen development. Сейчас в Dentsu есть внутреннее сообщество автоматизации с более чем 500 участниками по всему миру. Члены этого сообщества регулярно обмениваются информацией о реализации проектов. Кроме того, Dentsu продолжает фокусироваться на повышении квалификации citizen developers. По оценкам компании, автоматизация по принципу «снизу вверх» сэкономила уже более 3 000 трудочасов сотрудников.

По роботу в каждый офис

Люди — самый ценный актив любой компании. Однако их потенциал нередко остается нереализованным из-за того, что они перегружены рутинной, монотонной работой, которая отнимает много времени и не позволяет сосредоточиться на более важных задачах. Роботизация помогает решить эту проблему: по данным Everest Smart RPA Playbook, использование RPA в организации повышает производительность ее сотрудников на 30%. Но чтобы достичь такого эффекта, необходимо дать доступ всем работникам к инструментам автоматизации. Только в таком случае можно создать вокруг процесса внедрения RPA сообщество, которое будет заинтересовано в реализации подобных инициатив и открыто высказывать собственные идеи об автоматизации.

Источник: Светлана Анисимова, генеральный директор UiPath в России

Версия для печати (без изображений)   Все новости