Гибридная работа стала нормой, но она требует новых ИТ-решений для упрощения повседневных задач. Например, комбинированные совещания, на которых некоторые участники присутствуют удаленно, требуют новых возможностей, удобных и собравшимся физически, и присутствующим «в электронной форме».

В этой статье мы будем много говорить про системы видеоконференцсвязи, которые переживают взрывной рост популярности. В сегменте решений для ВКС крайне активны самые разные компании.

«Мы привыкли проводить совещания, звонки в онлайн-режиме, — говорит Роман Морнев, руководитель направления голоса и видео „Инфосистемы Джет“, — но вопросов относительно ВКС не становится меньше». Новые решения в начале лета представили и разрабатывающие это направление годами (например, Cisco и Microsoft), и вендоры, которых тут, на первый взгляд, и не ожидаешь встретить.

Но проблема «ИТ для гибридной работы», разумеется, много шире ВКС. Например, для развития и, если хотите, оркестрации «гибридных» коллективов особо актуальными стали решения по управлению эффективностью (Employee Productivity Monitoring, EPM), о которых мы также поговорим.

Общая характеристика ситуации

Видеоконференцсвязь в разных формах доступна давно, но сейчас к этим решениям по понятной причине повышенное внимание: пользователи хотят он них все больше возможностей, а вендоры, обрадовавшись новому растущему сегменту, готовы эти возможности предоставлять. Если до пандемии комбо-совещания составляли от общего количества не более 8%, отметил Максим Репин, руководитель подразделения Cisco по продвижению технологий для совместной работы в России и СНГ, то теперь их доля достигает 98%! И такая ситуация, судя по всему, останется стабильной — все привыкли к гибким графикам работы.

Заметим, что ВКС становится популярной как в корпоративном сегменте, так и в быту. Зачастую бытовые решения оказываются более интересными и простыми в использовании, чем созданные для бизнес-заказчиков! Без сомнения, со временем домашние системы начнут использовать в корпоративных системах ВКС — принцип похож на BYOD, только для специфических задач — но для этого еще предстоит решить ряд проблем с совместимостью, не все из которых решены даже для развитых корпоративных платформ.

Очередной локдаун, объявленный в Москве, с рекомендациями перевести 30% сотрудников на «удаленку» — прекрасное напоминание, что коронавирусная эпидемия еще далеко не окончена! За ней, вполне возможно, последуют другие похожие напасти, о чем предупреждает даже ВОЗ, обычно демонстрирующая избыточный оптимизм. Все это подчеркивает, что бизнесу нужны отлаженные инструменты для обеспечения непрерывной работы в условиях форс-мажорных ситуаций.

Для домашнего использования: иногда они возвращаются

Камеры для smart-телевизоров возвращаются. Напомним, что на заре распространения «умных телевизоров» для них в качестве опций предлагали камеры для бытовых видеоконференций, но особой популярностью они не пользовались и в итоге были сняты с производства. Однако в те времена видеоконференции еще не были так популярны, самым известным решением был Skype, который в силу ряда причин не получил широкого распространения, а разрешение у камер было посредственным, что на больших экранах было особенно заметно. Сейчас же ситуация радикально иная, чем и намерены воспользоваться вендоры.

Huawei в числе прочих устройств на платформе Harmony OS показала модели Vision S, которые уже не позиционирует как телевизоры, а называет «смарт-экранами». Особенностью моделей является комплектная камера с сенсором в 13 Мпикс, созданная для видеозвонков. Заметим, что камера для Vision S получила магнитное крепление, может вращаться на 180 градусов, что, по заявлению производителя, позволяет настроить оптимальный обзор из любого положения. Аудиосистемы новых Vision S оптимизированы для «кристального воспроизведения голоса». Это хорошо для работы в режиме видеоконференций, хотя эта особенность важна и для других режимов использования: воспроизведения диалогов в фильмах, прослушивания новостей, ток-шоу, лекций и т. д.

Xiaomi представила рынку устройство Audio and Video Conference Speaker, предназначение которого очевидно из названия, выглядит как звуковая панель, только снабженная «глазом» камеры, который без затей помещен по центру корпуса. Камера получила широкоугольный объектив с углом обзора в 120 градусов и, по заявлению вендора, позволяет распознавать пользователей с расстояния до 5 метров. Устройство можно рассматривать как специализированную smart-колонку, которая «заточена» на быструю обработку 4K-видео и качественного звука. Для этого девайс оснащен восьмиядерной системой Qualcomm APQ8053.

Примеры бытовых устройств для ВКС можно продолжать, но пока для канала по понятным причинам более интересны решения, изначально ориентированные на бизнес-пользователей.

Для корпораций: развитие продолжается

За соответствующий сегмент корпоративного рынка борьба идет еще более интенсивная. Если домашние девайсы для видеоконференций пока еще не получили широкого распространения и не факт, что получат, то с корпоративными решениями вопросов нет — они популярны и популярность будет только нарастать. Ключевые игроки активно обновляют свои решения, которые интересны концепцией развития: ВКС превращают в мощные платформы для совместной работы, которые к тому же получают новые функции, делающие их актуальными для «смежных» областей применения.

Весьма показательно в этом плане летнее обновление платформы Cisco Webex. Решение для проведения совещаний и мероприятий, звонков и обмена сообщениями станет фундаментом для будущего обеспечения гибридной работы, отметил Чак Роббинс, генеральный директор Cisco. Интересно, что теперь платформа подходит для проведения крупных мероприятий — хоть конференций на много тысяч участников, включая гибридные — и для интерактива с аудиторией. Вендор интегрировал в Webex платформу Slido, которая будет доступна в инструментах совместной работы и позволит проводить опросы, викторины и другие форматы обратной связи. При обновлении Webex сделан акцент на безопасность. Например, добавлены опции: усиленное сквозное шифрование, сквозная верификация личности, решения для предотвращения потери данных (отправка сообщений с конфиденциальной информацией будет автоматически заблокирована) и т. д.

Всего в платформу внесено более 800 изменений, по заявлению компании, причем они коснулись не только функциональной составляющей, но и ценовой политики: появился пакет Webex Suite, который обойдется заказчикам на 40% дешевле, чем его составляющие, приобретаемые «россыпью».

Microsoft также произвела масштабное обновление корпоративной системы Teams. Кроме технических изменений, связанных с оптимизацией кода и с латанием «дыр», система получила новые функции, направленные на упрощение интеграции с другими офисными пакетами компании. В частности, Teams теперь обладает возможностями создания задач Planner и To Do из чатов или сообщений канала. Разумеется, многочисленные нововведения ориентированы и на разработчиков, которые реализуют различные сценарии использования Teams: выступление нескольких спикеров одновременно, автоматизация различных функций для оптимизации встреч, персонализации, доступа к аудио- и видеопотокам в режиме реального времени (для расшифровки, перевода, ведения заметок) и т. д.

Интересно, что появилась свободно распространяемая версия Teams для персонального использования, в которой есть функции, доступные в корпоративной платформе: календарь, обмен документами и данными местоположения, текстовый чат. «Частный» Teams позволяет общаться не только тет-а-тет, но и устраивать групповые конференции, объединяющие до 300 человек. Microsoft активно продвигает Teams по всем каналам и, возможно, готова принести в жертву этой платформе заметно менее популярный Skype, который тоже существует в двух модификациях: пользовательской и «for Business».

Заметим, что аналогичным путем развития движутся и другие коммуникационные платформы, которые изначально имели нишевое предназначение, но в силу особенностей момента получают новые функциональные возможности. В данном случае показателен пример платформы Svetets TMS, на которой могут быть развернуты услуги «Виртуальная АТС» и «Виртуальный колл-центр», которым для эффективной работы нужна интеграция с другими ИТ-решениями, в частности, с платформами голосовых роботов, CRM-системами и т. д. Объединение возможностей платформы с другими «облачными» решениями крайне актуально, так как позволяет быстро создавать новые микросервисы для реализации оперативных задач организаций, отметил Никита Журба, генеральный директор фирмы «Светец».

Как быть с совместимостью платформ?

ВКС нужна не только для коммуникаций внутри одной организации, но и для взаимодействия с сотрудниками других структур, у которых тоже есть системы ВКС. Поэтому наряду с развитием возможностей корпоративных систем интегральных коммуникаций становятся актуальны задачи обеспечение взаимодействия ВКС, построенных на разных платформах. «Рынок видеоконференцсвязи сейчас перенасыщен, поэтому заказчиков волнует в первую очередь вопрос о том, насколько качественно работают между собой продукты разных производителей», — говорит Сергей Андронов, директор центра сетевых решений «Инфосистемы Джет».

Несмотря на очевидность проблематики, ей пока мало кто занимается. Но и тут есть приятные прецеденты.

В московском офисе «Инфосистемы Джет» открылся шоурум collaboration-решений ведущих вендоров (в данном случае представлены Cisco, Avaya, Yealink, IVA Technologies и Logitech), где заказчики могут знакомиться с возможностями «облачных» и on-premise продуктов, а также получать консультации по разворачиванию и интеграции платформ. Интегратор провел сотни тестов для проверки на совместимость решений от разных вендоров, отметил г-н Андронов, и готов продемонстрировать их гостям шоурума. Базовые функции ВКС на различных платформах могут быть интегрированы довольно просто, отмечает Роман Морнев, но некоторые дополнительные бывает довольно сложно сопрячь, а иногда и невозможно из-за разницы в архитектурах. Как видно, совместимость теоретически присутствует, но чтобы она оказалась реализованной на практике, нужны немалые усилия интегратора, причем обладающего профильным экспириенсом.

Акцент на оптимизации решений для групповой и гибридной работы сейчас присутствует даже в апдейтах. Например, Microsoft, рассказывая о выпущенном в мае обновлении Windows 10, делает особые акценты как на защищенности, что предсказуемо (например, теперь система Hello может использовать несколько камер), так и на «гибридо-ориентированных» функциях (переработаны и стали быстрее расширения для защиты данных Application Guard, групповые политики GPSVC и WMI, инструменты удаленного доступа Windows).

Софт для анализа эффективности — новый must have?

Внимание к EPM как к классу корпоративного ПО возросло после анонса системы Solar addVisor. «Ростелеком-Солар» подчеркивает, что это не система для контроля утечек информации (заметим, что DLP-решение у вендора тоже есть) и не традиционная программа учета рабочего времени (хотя активность она все же фиксирует). «Контроль рабочего времени не обозначили как значимые факторы ни представители бизнеса, ни органы государственной власти», — отметила Галина Рябова, директор центра продуктов Dozor компании «Ростелеком-Солар». Solar addVisor — инструмент для совершенно иного класса задач.

Solar addVisor анализирует «цифровой след» рабочей активности сотрудника для последующего анализа и принятия управленческих решений для повышения эффективности труда. Отличием решения «Солара» от близких по функциональности систем является прозрачность работы — Solar addVisor не фокусирован на количестве отработанного времени и не нагружает персонал компании необходимостью регулярно заполнять опросники для оценки продуктивности работы. Система фиксирует действия сотрудника за рабочими компьютерами, строит профиль рабочей активности, который доступен для последующего анализа.

HR-специалисты и руководители могут сравнивать полученные данные как «по горизонтали» (с профилями активностей других сотрудников на аналогичных должностях), так и «по вертикали» (например, по совпадению времени рабочих активностей начальников и подчиненных, что актуально в условиях «удаленки»). Результаты анализа нужны не столько для наказаний/поощрений, сколько для выработки рекомендаций для повышения продуктивности отдельных сотрудников и целых отделов. Интересно, что доступ к профилю собственной активности есть и у сотрудника, который теперь может на основе data-driven-подхода самостоятельно оптимизировать свою деятельность.

EPM-системы пока крайне слабо распространены как в РФ, так и в мире — на данный момент их используют от 1 до 5% корпоративных структур, в зависимости от региона, как сообщили в «Ростелеком-Солар» со ссылкой на исследования Gartner. Поэтому данная программа, как и ее решения-«одноклассники» представляют особый интерес для канала.

«Мы видим существенный рыночный потенциал у подобного рода систем», — говорит Алексей Шингарев, руководитель по развитию продуктов в области «интернета вещей» в компании Orange Business Services в России и СНГ. В отличие от DLP-систем, отвечающих за предотвращение утечек информации, отмечает г-н Шингарев, EPM-системы созданы для индивидуальной организационной работы с сотрудниками, позволяя эффективно выявлять увеличение рабочей нагрузки на сотрудника и предотвращать его последующее «эмоциональное выгорание».

Что дальше?

Как видим, инструментов для организации групповой работы — которая в современных условиях в большинстве случаев означает «гибридной» — на рынке представлено предостаточно. Причем эти инструменты мощные и развитые, их возможности нельзя сводить к обеспечению работы ВКС, это платформы для унифицированных коммуникаций и организации групповой работы. Однако их приобретения будет недостаточно — на них нужно строить решения, подходящие для конкретной организации, учитывающие особенности ее структуры, бизнес-процессов, корпоративной культуры и т. д. «У каждой организации должен быть свой подход, позволяющий удовлетворить уникальные потребности сотрудников», — уверен Сатья Наделла, генеральный директор корпорации Microsoft.

Важно, что подходы быстро меняются, чтобы организация соответствовала меняющейся реальности. «Переход на гибридную работу затронет все бизнес-процессы, трансформации подвергнется каждая бизнес-функция, — продолжает г-н Наделла. — Проектирование и производство, маркетинг, продажи, обслуживание клиентов, управление персоналом, информационное обеспечение — все бизнес-процессы потребуют изменений».

В данном случае меняется роль ИТ-компаний, работающих на корпоративных заказчиков, они еще больше превращаются из поставщиков оборудования и решений в бизнес-консультантов. Внешние ИТ-партнеры в содружестве с внутренними ИТ-отделами заказчиков активно работают над бизнес-процессами, развивая «цифровую трансформацию». Важным элементом тут оказывается трансформация рабочих мест и связанные с этим изменения в инфраструктуре, корпоративной культуре и, соответственно, в бизнес-процессах.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости