Со спам-звонками сталкиваются большинство россиян — 89% получали назойливые звонки на свой мобильный телефон за последний месяц. Многим такие звонки доставляют серьезное неудобство, однако бороться с ними, например, путем установки специальных приложений, пытается только каждый третий. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.

Спам и попытки мошенничества по телефону или в интернете получают все большее распространение. Так, 11% россиян сталкивались с мошенничеством при осуществлении интернет-покупок за последний год, а 7% понесли в результате финансовые потери. Рост числа попыток мошенничества отмечают и держатели банковских карт.

Существуют приложения-определители номера для смартфонов, которые информируют пользователей, если им поступает входящий звонок с номера, на который ранее жаловались другие в связи со спамом, назойливой рекламой или попытками мошенничества — например, решения от «Яндекс», «Лаборатории Касперского», мобильных операторов («МТС») или приложений банков («Тинькофф»).

Чаще других спам-звонки получают жители Центрального и Дальневосточного федеральных округов (93%), несколько реже — жители Сибирского федерального округа (83%). Также о назойливых звонках чаще сообщают жители Москвы и Санкт-Петербурга (92% жителей российских столиц сталкивались с ними), тогда как в других городах такие звонки «раздаются» реже (87%).

Более половины россиян (53%) сообщили, что спам-звонки доставляют им серьезное неудобство и вызывают раздражение, а каждый третий (33%) сказал, что такие звонки хотя и доставляют некоторое неудобство, но сильно не раздражают.

Чаще о раздражении от спам-звонков говорят мужчины среднего возраста (60% среди 35-44 летних) и женщины от 45 лет и старше (60-63%).

Несмотря на неудобство и раздражение от спам-звонков, бороться с ними путем установки приложений с определителем номера пытается только каждый третий (31%). 69% не устанавливали подобных мобильных приложений.

Наибольшая доля пользователей приложений, оповещающих о спам-звонках — среди молодых людей 18-24 лет (44%), наименьшая — среди респондентов 60 лет и старше (17%).

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ, комментирует: «Телефонные базы для спам-звонков имеют сегодня довольно типичное происхождение — прежде всего, это „слитые“ телефонные базы клиентов коммерческих организаций, а также базы, получаемые в ходе парсинга (сбора) номеров из открытых источников — например, с досок объявлений, социальных сетей, сайтов знакомств и других онлайн-ресурсов.

Сегодня мы видим активную работу государства в лице Роскомнадзора за контролем соблюдения требований законодательства о персональных данных, а также усилия коммерческих компаний по созданию антиспам-приложений. Дело осталось за самими пользователями — важно соблюдать простые правила кибербезопасности и кибергигиены — как минимум, не оставлять контактные данные там, где в этом нет необходимости».

Таблица 1. «Приходилось ли Вам за последний месяц получать спам-звонки на мобильный телефон?», в % от всех опрошенных

%

Да, приходилось

89

Нет, не приходилось

11

Таблица 2. «Доставляют ли Вам спам-звонки неудобство или нет?», в % от всех опрошенных

%

Доставляют серьезное неудобство, вызывают раздражение

53

Доставляют неудобство, но сильно не раздражают

33

Не доставляют неудобства

3

Не получали спам-звонки на мобильный телефон

11

Таблица 3. «Установлено ли на Вашем мобильном телефоне приложение, предупреждающее о спам-звонках или блокирующее их?», в % от всех опрошенных

%

Нет, не установлено

69

Да, установлено

31

Источник: Пресс-служба НАФИ

Версия для печати (без изображений)   Все новости