Такой вывод сделали эксперты «СПАРК-Интерфакс» на основе анализа итогов опроса, проведенного весной этого года среди представителей 141 компании крупного и среднего бизнеса из различных отраслей, включая FMCG, производство и продажу оборудования и материалов, транспортно-логистические услуги, деловые услуги для бизнеса. Задачей опроса было понять, как коронакризис повлиял на практику работы поставщиков с дебиторской задолженностью клиентов.

На вопрос «Поменялись ли практики работы с дебиторской задолженностью в вашей отрасли за последнее время?» утвердительно ответили 75% респондентов (диагр. 1). В то же время 25% респондентов рассказали, что у них в целом ничего не поменялось.

Что же именно поменялось у респондентов, утвердительно ответивших на первый вопрос? Наиболее популярный ответ (он набрал 45% голосов) таков: «Стали проводить расширенную проверку клиентов, использовать больше источников информации». Вторая по распространенности мера (30% голосов) выглядит так: «Cтали формализовывать процессы: разработали регламенты работы с „дебиторкой“, политику кредитования и т. п.».

Далее (с долями в 26, 16 и 12% голосов, cсоответственно) следуют такие ответы как «Стали пользоваться внешними системами проверки контрагентов (СПАРК или другие)»; «Изменили систему мотивации, чтобы сотрудники чувствовали больше ответственности за своевременную оплату от клиентов»; «Появился специальный сотрудник по работе с „дебиторкой“» или отдел по работе с «дебиторкой»" (диагр. 2).

Разумеется, сложности по работе с «дебиторкой» остались (диагр. 3). В порядке убывания значимости эти сложности среди участников опроса «СПАРК-Интерфакс» выглядят так:

  • недостаточная автоматизация процессов, много времени уходит на рутину (47% голосов);
  • не хватает источников информации для оценки рисков работы с отсрочкой платежа (28%);
  • конфликт интересов разных подразделений (27%);
  • имеющиеся регламенты проверки клиентов или работы с «дебиторкой» неэффективны, существуют «для галочки», постоянно нарушаются без последствий для нарушителей (27%);
  • сложно внедрять какие-то изменения в работе, т.к. нет заинтересованности руководства или отдельных подразделений (21%)
  • работе с «дебиторкой» не уделяется достаточного внимания, это не считается важной задачей, не поощряется (20%).

Эксперты «СПАРК-Интерфакс» отмечают, что в целом в нашей стране коронакризис оказал менее разрушительное влияние на платежную дисциплину, чем кризис 2015 года. Это, среди прочего, подтверждают и результаты проводимого Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) мониторинга «Состояние российской экономики и деятельность компаний». Так, на протяжении всего прошлого года неплатежи со стороны контрагентов мешали работе примерно одинаковому числу организаций — этот вариант ответа выбрали порядка трети респондентов. Для сравнения, в течение 2015 года цифры менялись в диапазоне от 25,9% до 51,2% в зависимости от месяца, при этом в 5 месяцах из 12 цифра превышала 40%.

В то же время эксперты «СПАРК-Интерфакс» обращают внимание на то, что в условиях пандемии COVID-19 многие поставщики товаров и услуг продемонстрировали определенную инертность в части перестройки работы с клиентами, далеко не все вносили изменения в привычную модель работы с задолженностью контрагентов. Поэтому для бизнеса остается актуальной проблема автоматизации работы для снижения операционной нагрузки при работе с дебиторской задолженностью. Предполагается, что применение современных решений работы с задолженностью, а также использование методов профилактики неплатежей могут помочь поставщикам минимизировать негативные последствия дебиторской задолженности.

Источник: crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости