Рекрутинговая компания Antal Russia опубликовала результаты очередного (уже 12-го по счету) исследования рынка труда и обзор заработных плат в нашей стране. В этом году его главной целью было узнать, как пандемия повлияла на карьеру людей и как они оценивают свои результаты за год. Также экспертам Antal Russia было интересно узнать, какие изменения произошли в компаниях-респондентах и исследовалась важность профессиональных знаний и навыков (hard skills) и личных качеств (soft skills), сотрудников. Забегая вперед, отметим, что 70% респондентов исследования уверены, что будущий год будет для их карьеры еще лучше, чем нынешний. И только 4% респондентов полагают, что 2022-й год станет хуже нынешнего.

Однако обо всем по порядку.

Понятно, что результаты любого исследования зависят от времени проведения и состава респондентов. Поэтому сразу отметим, что данное исследование проводилось с 25 марта по 21 мая 2021 г. Было опрошено 4535 топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и специалистов. 96% участников — граждане России. 76% респондентов проживают в Москве и Московской области, 8% — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Было опрошено примерно одинаковое количество мужчин и женщин. При этом больше всего респондентов (47%) было в возрасте 31-40 лет. Еще 14% составляли лица в возрасте 25-30 лет, и 28% — в возрасте 41-50 лет. 91% респондентов работают на постоянной основе, 3% — безработные. Около половины респондентов занимают должности менеджеров среднего звена, 26% — топ-менеджеры, и еще 26% — специалисты. 61% опрошенных сотрудников работали в международных компаниях. Остальные 39% — в российских. 14% респондентов работают в сфере потребительских товаров, 14% — в фармацевтике и медицинском оборудовании, 12% — в ИТ, 10% — в профессиональных услугах.

Об основных итогах минувшего года авторы исследования говорят так: «Прошлый год был непростым, но даже несмотря на локдауны, более чем у половины респондентов (54%) в 2020 г. не произошло изменений в карьере. Опрошенные старше 50 лет чаще других отмечали, что в их карьере не было изменений (67%). Каждый пятый участник опроса в возрасте 21-30 лет получил повышение (диагр. 1).

Интересно отметить, что в 2021 г. у 27% респондентов прирост зарплаты составил 4-6%. На 7-12% заработная плата увеличилась еще у 26%. Незначительная прибавка (1-3%) была у 12% опрошенных. На 13-20% увеличилась зарплата у 16% участников опроса. И только у 7% респондентов зарплата выросла на 41% и более (диагр. 2).

Также интересно отметить, что для респондентов оказались важными следующие виды льгот: ДМС (78%), гибкий график работы (53%), корпоративное обучение (42%), ДМС для членов семьи (41%), автомобиль или компенсация расходов на машину (35%), дополнительные дни к отпуску (26%). При этом предпочтения мужчин и женщин немного разнятся (диагр. 3)

Авторы исследования спрашивали респондентов, каким способом те нашли свое последнее место работы, насколько эффективными считают различные инструменты поиска. Кроме того, им было интересно, по каким причинам сотрудники меняют работу и по каким критериям выбирают новую компанию. Результаты исследования показывают, что постепенно снижается процент тех, кто находит вакансии через сайты для поиска работы. В 2021 г., с помощью hh.ru, Superjob.ru и прочих сайтов находили текущее место работы лишь 30% респондентов, тогда как в 2020 г. таких было 34%. Также респонденты реже находили работу через социальные сети: 4% — по результатам опроса в 2021-м, и 7% — в 2020-м (диагр. 4).

Несмотря на удобство и автоматизацию интернет-ресурсов, самыми эффективными инструментами поиска работы кандидаты назвали профессиональные и личные контакты (64% и 48% ответов соответственно). Наиболее популярные причины ухода из компании, по результатам исследования: отсутствие перспектив и возможности карьерного роста (36%); не устраивал уровень зарплаты/бонусная схема (28%); стало «скучно», неинтересны задачи (28%); стресс на работе (19%). При этом всего 2% ушли с предыдущего места работы из-за отсутствия «удаленки». В то же время за последний год выросло количество опрошенных, которые были сокращены. В кризис люди стали реже увольняться по личным причинам. Также возрос процент респондентов, которые были уволены по причине банкротства компании. Однако свыше половины опрошенных (57%) нашли новую работу менее чем за три месяца. Еще 28% — более чем за 4 месяца. 15% респондентов работодатель нашел сам. Авторы исследования отмечают: наличие «удаленки» — это, несомненно, весомый аргумент в пользу работодателя. 67% опрошенных важно, чтобы была возможность работать из дома. При этом для женщин такая опция оказалась более нужной: 75% женщин хотят иметь возможность работать удаленно. Для мужчин эта доля равна 60%.

HR-cпециалисты обычно различают профессиональные знания и навыки (hard skills) и личные качества (soft skills) сотрудников. К последним, среди прочего, относят эмоциональный интеллект (ЭИ), коммуникабельность, предрасположенность к командной работе, стремление к постоянному обучению и развитию и многое другое. 62% респондентов исследования Antal Russia отметили, что в их работе одинаково важны как hard, так и soft skills. Для еще 30% важны soft skills.В топ-5 soft skills, которые ценятся на работе респондентов, вошли: умение решать комплексные задачи (46%), умение управлять людьми (32%), умение работать в команде (31%), эмоциональный интеллект (27%) и критическое мышление.

Обзор итого прошлогоднего исследования Antal Russia можно найти здесь. Тогда тоже отмечалось, что респонденты опроса стали реже трудоустраиваться с помощью сайтов для поиска работы: 34% в 2020 г. против 42% в 2019-м. Теперь же, как отмечалось выше, этот показатель упал 30%. Видимо, устойчивая тенденция складывается

Источник: crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости