Как сейчас выглядит офлайн-розница, продвигающая гаджеты? Локдауны изменили пользовательские предпочтения, интернет-торговля пережила бум, на рынке появились новые игроки и активна трансграничная торговля. Однако в этих условиях можно не только выживать, но и процветать, если правильно оценивать тренды, своевременно реагируя на них. Как это выглядит на практике, СRN/RE выяснил у Николая Тюрина, генерального директора «Смарт Оранж» (официальная розница Xiaomi Mi store).

СRN/RE: Какова динамика российской «гаджет-розницы», и как вы оцениваете ее среднесрочные перспективы?

Николай Тюрин: В какой-то момент стало казаться, что розничные магазины электроники не интересны потребителям. Произошел резкий рост «дистанционной коммерции», кроме традиционных интернет-магазинов в этой области крайне агрессивно начали действовать маркетплейсы. И часть потребителей действительно утратили интерес к розничным магазинам электроники.

Однако множество людей продолжают ходить в салоны техники, знакомиться там с новинками и совершать покупки. На фоне этих изменений интерес покупателей к специализированным магазинам, как мы видим, оказывается довольно стабильным. Официальная розница Xiaomi Mi store в текущем году фиксируют рост продаж по отношению к прошлым периодам.

Розница подстраивается под изменение конъюнктуры. По нашему опыту видно, как посетители повышают требования к традиционным магазинам, причем во всем: от возможностей демонстрации продукции до уровня квалификации персонала.

СRN/RE: Как вы оцениваете соотношение смартфоны-планшеты / носимые устройства / «умный дом» и как оно будет развиваться?

Н. Т.: Количество пользователей носимых устройств становится сопоставимым с количеством пользователей смартфонов. Смартфоны и смарт-часы/браслеты устойчиво вошли в повседневную жизнь. Однако технологии продолжают развитие, функциональность и время автономной работы растут, поэтому «умные часы» и smart-браслеты показывают положительную динамику в продажах.

Продажи смартфонов в целом стабилизировались, а динамика присутствует в перераспределении рынка между производителями. Например, в магазины «Смарт Оранж» приходят прежде всего за обновлениями моделей в возрасте 2-3 лет на новые, причем в половине случаев покупатели сознательно меняют предыдущий бренд на Xiaomi.

«Умный дом» является направлением, которое включает в себя намного более широкий спектр товаров, так как объединяет различные системы управления: светом, климатом, водоснабжением, охранно-пожарными сигнализациями, видеонаблюдением, домашним кинотеатром, аудиотехникой, бытовой электроникой и так далее. Тут триггеров для развития намного больше, чем в традиционной рознице смартфонов-wearables, поэтому сегменту «умного дома» до пиковых значений продаж ещё очень далеко.

Популярность набирает потребительская «умная техника», не требующая специальных знаний для настройки в домашних условиях. Принес, включил, произошло подключение по принципу «Plug and Play», и покупка интегрирована в систему «умный дом» — именно это ожидает потребитель, и именно к этому стремятся производители. В ближайшие годы должны выделиться лидеры в создании экосистем «умного дома», для которых будут разрабатывать и выпускать гаджеты остальные производители.

СRN/RE: Какие драйверы на российском рынке смартфонов — есть или ожидаются — поддержка сетей «пятого поколения», AR/VR, геймерские модели, «раскладушки» или ничего из вышеперечисленного, а просто покупают новые вместо морально устаревших?

Н. Т.: Драйвером продаж всегда выступает развитие технологий и рост требований, так устроен бизнес в ИТ. Если провести аналогию с рынком ПК — покупать новый компьютер приходится не потому, что старый сломался (они прекрасно работают по 10-15 лет!), а потому что новый софт требует больше ресурсов от «железа». На имеющемся оборудовании новый софт начинает тормозить, не позволяя комфортно работать над привычными задачами, приходится покупать новый ПК.

В смартфонах все очень похоже. Основных поводов для покупки нового аппарата, на мой взгляд, два: обновления операционной системы и приложений, требующих всё больше ресурсов, и сокращение времени автономной работы из-за потери емкости встроенного аккумулятора. Все это пользователь замечает уже через два-три года после покупки, и это приводит к потребности в более современном гаджете.

Устройства, получающие новые оригинальные форм-факторы, также находят своих покупателей. Массовым этот сегмент не является, хотя для развития рынка необходим. Такими новинками интересуются гики-энтузиасты и та часть абонентов, которая предпочитает отличаться от других. Например, «раскладушки» как альтернатива небольшим планшетам, только пытаются нащупать нишу и найти своего покупателя, причем могут и не найти. А виртуальная реальность на мобильных устройствах, на мой взгляд, массовой так и не стала, поэтому интерес к этой категории постепенно угасает.

Игровые модели смартфонов, казалось бы, интересное направление, но пока они не завоевали сердца молодежи. Мы выставляли в магазинах HITBUY топовые геймерские смартфоны — интересные и по дизайну, и по мощности, и по наличию аксессуаров. Интерес к витрине был, но покупали в итоге традиционный аппарат. Не уверен, что геймерские смартфоны наберут популярность — производители игровых приставок активно предлагают мобильные решения, что сдерживает любителей игр в поисках альтернатив.

Сети «пятого поколения» ещё не развернуты повсеместно, а переплачивать за смартфоны с наличием 5G мало кто готов. Но через пару лет он станет таким же стандартом в смартфонах, как стал 4G.

СRN/RE: Как на динамику и соотношение повлияла пандемия? Создала ли она новые тренды или просто акцентировала ранее существовавшие?

Н. Т.: Значимых новых трендов сама пандемия не создала, но выступила серьезным драйвером, обеспечившим рост рынка решений для «умного дома» и развитие соответствующих экосистем. В этом огромная заслуга локдаунов! Отмена поездок, самоизоляция, массовая «удалёнка» — по этим причинам мы стали дольше находиться дома, обращать внимание на уровень повседневного комфорта и стараться всячески его повышать. И тут как нельзя кстати оказались новые продукты и технологии для «умного дома», облегчающие повседневные заботы, освобождающие время от домашних дел, а иногда и удивляющие.

Устройства для «умного дома» были в продаже и три, и пять лет назад, но заставить беспроблемно работать такие гаджеты могли, по большей части, только гики. Сейчас управление такими системами выходит на уровень «одной кнопки», а зачастую и кнопку нажимать не придется: качество распознавания речи стало довольно высоким, поэтому голосовое управление применяют все чаще. В результате «умный дом» как система становится распространенным, таким же естественным и необходимым спутником по жизни, каким стал смартфон лет десять назад.

СRN/RE: Насколько важно противостояние розницы офлайн/онлайн? Или основные игроки давно освоили омниканальные продажи?

Н. Т.: Нет никакого противостояния каналов. Это вам скажет любой игрок рынка из тех, кто вовремя понял неизбежность развития электронной коммерции. Для магазинов официальной розницы Xiaomi офлайн и онлайн всегда обеспечивают синергию, а не противостояние. И «Смарт Оранж» в рамках этой культуры именно так — с прицелом на синегрию — выстраивал процессы с момента создания mi-shop.com, первого официального интернет-магазина Xiaomi в России, и по мере открытия и последующего развития сети офлайновых магазинов под брендом Mi Store.

Омниканальность стала стандартом в нашей индустрии. Клиент делает заказ на сайте и получает его так, как ему удобно: курьером по указанному адресу, в пункт самовывоза или в любом из наших магазинов. Клиент приходит в магазин, может купить и сразу забрать товар, или познакомиться там с интересующим устройством, получить качественную консультацию по возможностям гаджета, а потом оформить доставку в удобной форме, чтобы продолжить прогулку со свободными руками

СRN/RE: Какие форматы активностей сегодня актуальны — корнеры, поп-ап-сторы, D2C или иные? Или российский покупатель ориентируется на минимальную цену, а форматы для него не важны?

Н. Т.: Сильные игроки рынка, к которым, несомненно, относится Xiaomi, выбирают для развития своей розницы формат монобрендовых магазинов. Корнеры, конечно, формат не новый, но они не потеряли актуальности. Брендшопы — привилегированный формат, который формирует пул лояльных покупателей как из-за широко представленной продукции бренда, так и благодаря более высокой квалификации продавцов-консультантов. И, кстати, довольно часто покупатели находят минимальные цены на официальную продукцию именно в таких магазинах.

Производители пробуют разные форматы работы. Но если D2C и поп-ап магазинам ещё предстоит завоевать популярность в российских продажах электроники, то корнеры или бренд-зоны при правильном размещении — например, в федеральных розничных сетях — по-прежнему остаются наиболее эффективны.

СRN/RE: Насколько в российских условиях заметны сезонные «волны» в рознице — «back to school», предновогодние распродажи и т.д.?

Н. Т.: Три основные «волны» розничных продажи в России — «снова в школу», «новый год» и «гендерные праздники» (23 февраля и 8 марта). Из года в год именно эти сезонные активности формируют наибольшие всплески продаж.

Помимо этого, в России пытаются проводить различные масштабные акции, чтобы сформировать дополнительный спрос на распродажи: «Черная пятница», «Киберпонедельник», «11.11» и прочие. «Смарт Оранж» активно принимает участие в большинстве из них, но ни одна из этих активностей по приросту оборота не может сравниться с предновогодними распродажами. Главным месяцем для ритейлеров по увеличению активности покупателей по-прежнему остается декабрь.

СRN/RE: Каковы перспективы для розницы в плане продвижения новых товаров: «смартфон-по-подписке», страховка для гаджета, финансовые продукты и т. д.?

Н. Т.: У нас есть широкий спектр дополнительных предложений: рассрочки, кредиты, кэш-бэки, несколько форм страховок, трейд-ин и т. д. Они востребованы у российских клиентов; например, рассрочки давно занимают существенную долю от всех продаж в официальных магазинах Xiaomi, страховки также популярны у россиян.

Продажи в модном формате «смартфон-по-подписке» мы посчитали неперспективным и не запустили. Как оказалось, были правы: у «коллег по цеху» мы наблюдаем не самые высокие результаты по продажам в этом направлении. Сейчас можно с уверенностью констатировать, что российский покупатель предпочитает более свободные формы владения гаджетами.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости