Бум ПК продолжается: больше вычислительных мощностей требуется как бизнесу, так и частным пользователям, причем как в «облаке» / на сервере, так и на конечных устройствах.

«Пандемия изменила отношение к компьютерам», — сказал Алексей Иванов, глава представительства Intel в России, выступая на MERLION IT Summit 2021, и отметил, что для эффективной работы и учебы нужны вычислительные мощности и большие экраны, что поняли миллионы пользователей во время локдаунов. Одновременно с расширением рынка ПК возрастает конкуренция, что — наконец-то! — побуждает производителей экспериментировать с компонентами и форм-факторами, оптимизированными под разные профили использования.

Дефицит компонентов есть, но рост идет

«Электронную промышленность перекосило», — отметил г-н Иванов, характеризуя происходящее на рынке. Но дефицит компонентов при этом объясняет не проблемами на фабриках — точнее, вокруг фабрик — а резко возросшим спросом на технику, который невозможно было предугадать. Спрос только на ноутбуки вырос — в отдельных сегментах на 50%! — а кроме «ноутов» есть еще серверы, десктопы, игровые консоли и прочие устройства. К такому взрывному росту спроса рынок, разумеется, не мог быть готов в принципе.

«Хороший уровень предугадывания спроса — 3%», — заметил г-н Иванов, напомнив, что цикл производства микропроцессоров — больше года, а поэтому после взрывного роста спроса рынок будет штормить до 2023 года. Но и это пока лишь предположения. «Возможность точно сказать, что будет в следующем году — это мечты, — признал г-н Иванов. — Все стремительно меняется».

Однако, несмотря на проблемы с компонентами, рост продаж продолжается! Самые свежие данные описывают лишь один сегмент и пусть на крупном, но локальном рынке — продажи геймерских ПК в EMEA — второй квартал года снова показал устойчивый рост: объем поставок вырос на 10,8% год-к-году в натуральном выражении, согласно данным IDC. И рост, заметим, по отношению к крайне «горячему» кварталу 2020, когда во время первого локдауна ноутбуки раскупали как горячие пирожки!

Но сейчас мы поговорим о происходящем за пределами геймерского рынка, где тоже много интересного и странного. Например, там бывает непросто выполнить сегментацию.

Между B2B и B2C

Домашние компьютеры активно используют для рабочих задач — как мы помним, это не очень хорошо с точки зрения ИБ, но такова реальность. Но есть и обратный тренд: коммерческие системы все чаще покупают для использования в домашних условиях. Это, конечно, давний тренд, но сейчас он достиг таких масштабов, что у канала возникают серьезные вопросы: куда продвигать те или иные модели ПК — в B2B или в B2C?

Когда это касается «ординарных» систем, массовых и недорогих, то, может, и не очень важно, но это справедливо для мощных и дорогих решений. Например, в Dell признают, что не могут разделить новейшие модели топовых ноутбуков XPS между упомянутыми двумя каналами, как отметила Дарья Хлыбова, менеджер по развитию группы клиентских решений в Dell Technologies. Между тем, цены на эти новинки для российского рынка начинаются с 240 тыс. руб., что по понятной причине делает особенности их продвижения важными для всех игроков канала.

Вокруг вычислительных модулей

Основные модули ПК, ответственные за вычисления, во многом коммодитизированы — их свойства определяют сочетания платформ Intel/Nvidia, AMD/ATI, AMD/Nvidia. Основные различия новинок — в дополнительных конструктивных и программных элементах, которые уже реализуют производители компьютеров. Разница получается вполне реальная, но заметить ее бывает непросто и проблематично даже при тщательном тестировании.

Например, более продвинутая система охлаждения — а она различна даже между линейками у одного производителя! — обеспечит стабильную работу более продвинутым моделям под высокими нагрузками. Это будет особенно заметно, когда нагрузки будут длительными, отмечает Денис Минов, менеджер по клиентским продуктам Dell Technologies в России. Напомним, что на стороне клиента длительными высокими нагрузками могут быть не только игровые задачи, но и рендеринг, ML и т. д.

Кроме систем охлаждения, на которые особый акцент делают все вендоры, на коммерческих компьютерах — а особенно на системах «для руководителей» — производители продолжают работать над аудиосистемами, оптимизируя их для проведения телеконференций. Система динамиков обеспечивает естественную передачу голоса, а система микрофонов — отсекает посторонние шумы. Причем над качеством конференцсвязи работают встроенные AI-алгоритмы, напоминает Артрур Антонов, специалист по клиентским решениям в Dell Technologies Россия, приводя в качестве примера обновленные топовые решения

«Компьютеры для руководителей» могут быть ультрапортативными системами, тонкими и экстремально легкими — такие решение традиционно воспринимают как «премиальные», причем стоят они действительно недешево даже при относительно скромных характеристиках. Внимание к таким решениям в этом году было привлечено дебютными — для российского рынка, конечно — ноутбуками LG Gram, среди которых были модели весом менее килограмма. В сегменте «весом менее психологической отметки» почти моментально последовал ответ НР — Pavilion Aero 13. Однако еще в начале года был представлен HP ProBook Aero 365 G8 штатным весом в 990 г. В середине сентября Gigabyte внезапно показал U4 UD, который от упомянутых моделей отличается дисплеем (диагональ у него 14 дюймов).

Заметим, что от фирменного программного и микропрограммного обеспечения зависит как производительность систем, так и ряд других характеристик. Например, в августе Dell выпустила обновление BIOS для одной из моделей XPS, пользователи которой жаловались на несвоевременный троттлинг (принудительное понижение частоты процессоров для сохранения температурного режима), и после «накатывания» апдейтов производительность систем выросла на 20%, как сообщили некоторые профильные издания!

Однако следует помнить, что даже в ряде штатных ситуаций фирменный софт способен повысить эффективную скорость работы. В современных компьютерах оптимизацией настроек активно занимается «бортовой» AI — например, такой «Оптимайзер» уже несколько сезонов внедряет в свои старшие решения Dell. Но интересный эффект может дать и правильный выбор предустановленных режимов вручную. Например, у современных систем Latitude есть четыре предустановленных режима работы от аккумулятора, напомнил г-н Минов, и правильный выбор профиля, оптимального для текущих нагрузок и UX, способен продлить жизнь батарее, от чего зависит как комфорт пользователя, так и стоимость владения устройством.

Реальные против виртуальных

Напомним, что летом Microsoft анонсировала «облачную» Windows 365. «Подобно тому, как приложения были перенесены в „облако“ с помощью SaaS, теперь мы переносим операционную систему в облако, предоставляя организациям большую гибкость и безопасный способ расширить возможности своих сотрудников», — сказал Сатья Наделла, генеральный директор Microsoft. Это позволит «запускать» Windows 10 — а в последствии и Windows 11 — на разных клиентских устройствах, а также запускать приложения под этой виртуализированной «операционкой».

Сервис, который переносит операционную систему в облако Microsoft Cloud со всеми приложениями, настройками и политиками, является естественным продолжением виртуализации отдельных приложений, а эту технологию бизнес уже «распробовал». «В последние несколько лет виртуализация превратилась из тренда в повседневный инструмент работы огромного числа крупных компаний и среднего бизнеса», — отмечает Кирилл Владимиров, генеральный директор компании Only.

Не «обнуляет» ли это актуальность новых моделей высокопроизводительных систем? Нет. Во-первых, как показывает практика, далеко не всегда можно эффективно виртуализировать тяжелые приложения, которые для эффективной работы в ряде случаев требуют мощных локальных систем (которыми и являются, например, анонсированные XPS и Latitude). Во-вторых, у корпоративных пользователей бывает необходимость параллельного использования нескольких машин — например, вести работу на одной машине, пока другая «рендерит» проект; использовать две системы, находящиеся в разных контурах безопасности, и т. д. — то есть «физический» и виртуальный компьютер могут успешно сосуществовать.

Что это значит для канала

Бум продаж ПК приводит к росту дополнительной нагрузки на box moving составляющую канала, но это же приводит к увеличению прибыли. Но даже в случаях с новыми компьютерами встает вопрос балансировки: «какие приложения оставить на локальном ПК и какие настройки применить?», «что вынести на сервер, а что в „облако“?», «как сочетать физические решения и виртуализированные?» и т. д. На эти и другие вопросы должны отвечать интегратор и ИТ-отдел компании-заказчика. Правда, и тут возможно противостояние реального/виртуализированного! Например, многие крупные компании создают «придворных» интеграторов, а с некоторых пор ИТ-отдел может быть «виртуализирован».

«Развитие виртуализации привело к появлению новой услуги „Внешний ИТ-департамент“, когда сторонний разработчик/внедренец берет на себя все функции и обязанности ИТ-отдела конкретной компании, и за счет выносных технологий обеспечивает гарантированный результат реализации комплексных проектов», — говорит г-н Владимиров.

Про появление и распространение компьютеров в новых форм-факторах — причем далеко не все из них традиционные ПК! — мы поговорим ближе к концу недели. Тогда будет снято эмбарго на анонс новых бизнес-решений от НР и можно будет сравнить инженерные подходы, реализованные в коммерческих ПК двух грандов рынка.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости