Форматы работы продолжают развиваться, в чем им помогают цифровые технологии, создающие новые разнообразные возможности взаимодействия как отдельных сотрудников, так и целых подразделений. Люди все чаще выбирают гибридный формат, сочетая работу из офиса и дистанционную: из дома, из офиса в другом городе и т. д.

Сейчас мы находимся в состоянии «между волнами». Около 70% работников московских деловых центров вернулись в офисы, по данным «МегаФона», специалисты которого проанализировали трафик персонала крупнейших бизнес-центров Москвы. Пока слишком рано говорить о том, что пандемия закончилась, скорее всего, нас еще ждут локдауны. Но делать некоторые оценки для постпандемийного мира уже можно, его контуры проступают все лучше. Ситуация проходила разные стадии.

«Удаленка»: от внезапного к постоянному

Первый этап, который действительно был внезапным, можно назвать «надо сделать быстро». Эти времена вспоминают участники рынка, все еще удивляясь, как задачи, раньше требовавшие для решения кварталов или даже лет, находили решения в считанные часы. Заметим, что речь идет не столько о технических системах, сколько о бизнес-схемах, решениях в плане изменений корпоративных политик и т. д. Удаленную работу приняли как данность даже очень косные структуры, вынос вычислительных мощностей за пределы периметра перестал шокировать даже ь «классических» специалистов по безопасности и проч. Этот этап был ярким, но коротким — несколько недель.

Следующий этап — «сделаем хорошо». Это касалось оптимизации технических решений, обеспечения инфобезопасности и отладки ряда бизнес-процессов, формализация которых — от прописывания служебных инструкций до организаций юридического обеспечения всего происходящего. Данный этап был остро необходим. Например, по данным отчета HP Wolf Security, большинство опрошенных ИТ-сотрудников — 76% — признали, что для обеспечения непрерывности бизнеса в период пандемии вопросы безопасности уходили на второй план, при этом 91% респондентов сообщили, что были вынуждены идти на компромиссы в вопросах безопасности в угоду сохранения непрерывности бизнеса. Разумеется, такая ситуация несла в себе множественные риски, а поэтому от нее следовало избавиться в режиме ASAP. Однако быстро сделать это не получилось, по времени этот этап занял многие месяцы, он оказался много длиннее первого. И второй этап тоже не вечный, в целом он завершен.

Теперь наступает третий этап, который можно назвать «построением нового мира». «В прежний мир уже не вернемся», — говорит Николай Комлев, директор АПКИТ, председатель Совета ТПП РФ по развитию цифровой экономики. Пережившие первые локдауны структуры и бизнесы начинают работы по развитию в новых условиях, в новой экономической реальности. Заметим, что новая реальность относится не только к ставшей привычной «гибридной занятости», на ситуацию надо смотреть гораздо шире. «Меняются формат обучения, модель найма сотрудников (специалист из региона или соседнего дома стали неразличимы), работы с командами», — говорит г-н Комлев.

Заметим, что при наличии технической и организационной возможности гибридного формата присутствует гибкость, позволяющая, например, массово вернуть работников в офис (в силу производственной необходимости) или столь же массово отправить «на удаленку» (при новой волне эпидемии). «C точки зрения инфраструктуры форма уже не так важна, просто у заказчика появилась возможность выбирать и комбинировать разные „среды обитания“», — говорит Кирилл Владимиров, генеральный директор Only.

Что мы видим?

В большинстве случаев по части программных платформ «изобретать велосипед» не нужно, решений, которые позволяют обеспечивать «удаленку», на рынке представлено более чем достаточно. «Сегодня существует множество платформ и инструментов, которые позволяют эффективно организовать работу в дистанционном режиме, — говорит Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК. — Это системы управления проектами, платформы для совместной разработки программного обеспечения, инструменты виртуализации и развертывания „облачных“ сред». Системы доступны не первый год, они достаточно развиты и в ходе первого этапа получили признание и прошли «легализацию» в восприятии корпоративных заказчиков«.

Но сейчас всем участникам процесса — отдельным сотрудникам, компаниям, арендодателям коммерческой недвижимости и т. д., прежде всего нужны новые вычислительные мощности, что хорошо для канала, а также новые решения, что хорошо для консалтинговых компаний и интеграторов.

Особенность текущего момента

Новые требования привели к росту запросов на новые/обновленные ИТ-решения. В результате сложилась ситуация, в которой спрос давно и значительно превышает возможности отрасли, что приводит к определенным проблемам, которые будут сохраняться в течение нескольких кварталов. Спрос на ПК остается огромным, а ключевые компоненты по-прежнему в дефиците, поэтому портфель накопленных заказов у HP на уровне объема продаж за целый квартал, отметил Энрике Лорес, СЕО компании. Другие ключевые вендоры не раскрыли таких деталей по продажам, но есть все основания предполагать, что аналогичная ситуация у Dell, Lenovo, Acer и других компаний.

Сказанное справедливо для разного цифрового оборудования, от серверов до телекоммуникационных решений. Мы же рассмотрим ситуацию на рынке клиентских ПК. Несмотря на рост спроса и дефицит, сегмент остается конкурентным, что побуждает вендоров разрабатывать новые решения.

Новое «железо» для новых времен

Вендоры предлагают широкий ассортимент устройств, акцентированных для задач «удаленки», точнее, для гибридного применения. Очевидно, что для рабочих нагрузок компьютеры, ориентированные на домашнее применение, не очень хорошо подходят — ресурс клавиатуры ограниченный, для нахождения под нагрузками по 10-12 часов в сутки нужен иной баланс компонент. Да и дисплеи не были предназначены для ситуации, в которой пользователю нужно работать с документами и таблицами полный рабочий день, а иногда и более длительное время. Кроме того, важны проблемы безопасности — для корпоративного уровня недостаточно применения только программных решений, нужны также программно-аппаратные, встроенные в ПК. О важности решений для дистанционного взаимодействия с компьютером говорил Артур Антонов, специалист по клиентским решениям, Dell Technologies в России на анонсе осенней коллекции систем в линейках XPS, Latitude и OptiPlex.

Для гибридного применения оказываются хороши коммерческие компьютеры, но и они претерпевают некоторые изменения. Прежде всего, изменения направлены на коммуникационные возможности, точнее, на удобство их повседневного применения, об актуальности которых для деловых и творческих пользователей напоминает Денис Минов, менеджер по клиентским продуктам Dell Technologies в России.

Возросли переработки: сотрудники столичных деловых центров задерживались в офисе после окончания рабочего дня в среднем на 10 минут по данным 2019 года, по данным «МегаФона», а в 2021 году, этот показатель вырос до 40 минут!

Современные решения, ориентированные на задачи гибридного применения, получают системы микрофонов, оптимизированных для передачи голоса, специализированный фирменный софт, способный оптимизировать передачу речи и при этом отсекать опциональные шумы. Оптимизацией полученных сигналов занимается фирменный софт, нередко использующий «искусственный интеллект». Например, это одна из функций Dell AI Optimizer, напоминает г-н Антонов. Однако для удобства использования современные решения получают дополнительные аппаратные клавиши управления и сертифицированную совместимость с распространенными решениями корпоративной конференцсвязи. Например, ряд осенних новинок Dell получили гарантированную совместимость с Microsoft Teams, подчеркнул г-н Минов.

Переговорные комнаты и прочие средства для коммуникаций

В современных условиях даже у офисных сотрудников возросла потребность в общении — что неудивительно, учитывая распространение гибридных команд, в которых рабочие группы объединяют людей из разных офисов, городов и континентов. Сейчас более 60% общего мобильного интернет-трафика в московских бизнес-центрах приходится на соцсети и мессенджеры, по данным «МегаФона», в то время как в 2019 году — только около 40%. Заметим, что соцсети в ряде случаев применяют для бизнес-общения, а не только для размещения «фото с котиками».

Переговорные комнаты по-прежнему популярны. Соответственно, вендоры предлагают оборудование для оснащения подобных решений. По сути, такое решение представляет собой специализированный ПК. Например, Lenovo анонсировала старт продаж ThinkSmart Core, отличительной особенностью которой является модульность и сертифицированная совместимость с Microsoft Teams Rooms. Ядро системы — компьютер на платформе Intel, поддерживающий технологию vPro, которая обеспечивает корпоративный уровень защиты данных в сочетании с возможностями удаленного управления & администрирования. Пользователям доступна фирменная периферия для этого решения: аппаратный ThinkSmart Controller для управления параметрами конференции, камера ThinkSmart Cam и звуковая панель ThinkSmart Bar. Для использования в средних и больших помещениях система может быть расширена установкой дополнительных выносных микрофонов.

Huawei, в частности, продвигает «умную доску» IdeaHub, в качестве клиентского устройства, ориентированного на использование в рабочих группах, в том числе, и гибридных. Это специализированный планшет большой диагонали с возможностью перьевого ввода (разумеется) и системой микрофонов (для трансляции происходящего в помещении и некоторых других задач). По мнению вендора, что особо подчеркнул Александр Криницин, директор по цифровой трансформации компании Huawei, спектр задач будет расширяться, причем далеко не все можно предусмотреть сегодня. Чтобы для «доски» было проще создавать приложения, которые окажутся актуальны в будущем, Huawei предусмотрел API. Возможно, девайс получит расширенные возможности распознавания голоса, что превратит IdeaHub в «электронного стенографиста», способного после совещания или «мозгового штурма» выдавать стенограмму, где распознанные реплики уже распределены по спикерам и по выступавшим в прениях.

Офисные сотрудники продолжают активно пользоваться голосовой связью: количество телефонных вызовов на одного абонента выросло в среднем на 11%, по данным от «МегаФона» за 2019/2021. В новых условиях оказываются востребованы «бабушкофоны», которые обладают огромным временем автономной работы, что позволяет сотруднику, работающему удаленно, находиться на связи практически в любых условиях. Из новинок упомянем Philips Xenium E172, который хорош как устройство-компаньон, не заменяющее ноутбуки-планшеты-смартфоны, но способное существенно увеличить эффективное время их автономной работы. Девайс позволяет значительную часть голосовых коммуникаций снять с традиционных гаджетов, тем самым снизив расход аккумуляторов. Напомним, сославшись на приведенные выше данные «МегаФона», что активность использования мобильной связи растет даже в условиях столичных бизнес-центров! Что говорить про работающих удаленно сотрудников, значительная часть которых все еще трудится за городом, где условия могут быть приравнены к мобильным (например, электричество может пропасть внезапно и на длительное время)! E172 способен обеспечить до 601 часа в режиме ожидания и до 19 часов в режиме разговора. Диктофон, будильник и фонарик, встроенные в девайс, также могут пригодиться для бизнес-задач.

Девайсы для долгой работы

Периферийных устройств, в проектировании и в позиционировании которых есть акцент на гибридное применение, сейчас довольно много. Рассмотрим несколько, чтобы обозначить шириоту возможностей.

Вендоры начали активный выпуск мониторов, которые хороши для гибридного применения, что в данном случае означает для длительных «зарубов» в работу с документами в домашних или в офисных условиях. Например, корпорация HP представила вогнутый монитор M34d на VA-панели диагонали 34 дюйма, с разрешением WQHD (3440×1440 пикселов). Монитор с соотношением сторон 21:9 в контексте нашего разговора интересен поддержкой технологий Low Blue Light (сокращает интенсивность синего в подсветке) с сертификатом TÜV и Flicker (устраняет мерцание), что должно существенно снижать нагрузку на глаза.

Профессиональную технику предлагают и для работающих с графикой. Напомним, что к особенностям момента относится проникновение профессионального оборудования в сегмент B2С, а эти модели весьма недешевы. Пример из свежих анонсов — UltraFine OLED Pro 27EP950, UltraHD-матрица которого построена на органических светодиодах и выдает яркость 400 кд/кв. м, при статической контрастности 1 000 000:1. Углы обзора по горизонтали и вертикали заявлены по 178 градусов, а представление цвета — 10-бит, производитель обещает охват пространства DCI-P3 в 99% и заводскую калибровку. Частота обновления 60 Гц, время — 1 мс (grey to grey), как видно, для работы с графикой параметры вполне достаточны. Девайс дорогостоящий — порядка 3 тыс. долл. — но это делает его для канала особенно интересным.

Вновь становятся актуальны компактные принтеры или МФУ, обладающие возможностями недорогой монохромной печати. Очевидно, что работающим «на удаленке» печатать все равно придется, а для рабочих нагрузок старые струйные принтеры предназначены не лучшим образом (прежде всего, благодаря высокой цене отпечатка). В рассматриваемый нами сегмент вышла, например, Kyocera, представив рынку одно из первых своих «домашних» решений — построенные на основе одного лазерного монохромного печатающего механизма PA2000w (принтер) и MA2000w (МФУ, но сканер у него поддерживает работу с цветом). Для снижения стоимости печати у девайсов «раздельное заряжание» (кассету с тонером и барабан можно менять по отдельности), а для оптимизации начальных затрат предусмотрены модификации без встроенного wi-fi-модуля (и суффикса «w» в заголовке). Вендор отмечает, что девайсы крайне просты как в установке, так и в использовании. Конечно, новинки могут быть с успехом использованы в SMB, в отделах крупных корпораций (несколько листов эффективней печатать «по месту», чем выводить их на тяжелый корпоративный принтер и путешествовать к нему через пол-офиса) и т. д. Но Kyocera в продвижении лазерных новинок делает акцент на их актуальность для «гибридно-занятых», что в маркетинговом плане созвучно общей ситуации на рынке.

Что дальше

Команды работников и дальше будут гибридными, сочетающиеми присутствующих в офисе «на постоянке» и трудящихся «на удаленке». Причем в чистом виде удаленная работа, как показывает практика, вне локдаунов встречается относительно редко — работники время от времени все же приезжают в офис. «Встречи нужны для мозговых штурмов, решения организационных вопросов, совещаний с руководством, — отмечает г-н Сизоненко. — Но иногда человеку надо просто сменить домашнюю обстановку на офисную, решить с коллегами какие-то текущие задачи, пообщаться». Даже сейчас, в промежуток «между волнами», почти треть занятых в московских бизнес-центрах трудятся гибридно. А это означает, что у рассмотренных выше решений огромный потенциал.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости