В текущем десятилетии все больше и больше молодых женщин приходят работать в сферу ИТ. Одни из них сталкиваются с гендерными предубеждениями, а другие нет. Маркетологи компании Intact решили обратиться к исследованиям и изучить что же происходит на сегодняшнем ИТ-рынке в России.

Что было, когда не было ИТ

Мы не станем заглядывать в каменный век, где женщины буквально охраняли очаг в пещере. Начнем со времен, где берет свои корни современная история. В эпоху позднего средневековья и эпоху просвещения женщины глобально зависели от мужчин: сначала от отца (или брата), позднее от мужа. Однако, стоит отметить, что подобная модель была распространена в основном в элитах, но не среди женщин из более низких социальных слоев — им приходилось трудиться всегда — придворные дамы (только звучит величественно, а работа не легкая), швеи, няни, кухарки, травницы, торговки. Важно отметить, что такой женский труд оплачивался куда скромнее мужского.

Существенный перелом начался вместе с индустриализацией — механизация многих процессов производства снизила требования к физической силе и женщины массово стали способны к труду, который ранее выполняли только мужчины. Общественные убеждения и нормы, однако, не поспевали и в большинстве обществ сохранялось убеждение, что мужчины содержат женщин, предоставляют им кров. Именно это убеждение долгие десятилетия продолжало оказывать влияние на размер заработной платы, и, конечно, не в большую сторону.

Российский путь несколько специфичен, особенно в 20 столетии. В более ранние века восприятие маскулинности и феминности было во многом схоже с западным, в основном, как результат влияния христианской системы ценностей — женское начало подчинено мужскому. Ситуация резко изменилась вместе с приходом идеологии большевиков. Появились женские делегатские собрания и клубы, женщины начали осваивать некогда мужские профессии — слесаря, сварщика и шахтера. Примерно 88,4% женщин в трудоспособном возрасте, по данным переписи 1979 года, были заняты на работе или учебе. Что же сегодня? Согласно данным Росстата на 2020 год в России, женщины составляют 54% населения. Уровень занятости составляет 60%, тогда как для мужчин — 72%. Кроме того, женщины зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины с такой же квалификацией.

Гендерный баланс в ИТ

По данным на 2020 год в ИТ-области работают 24% женщин против 76% мужчин, при том, что они поделены примерно поровну на общем рынке труда. (Рис. 1)

Но давайте посмотрим на цифры чуть глубже. В 2020 же году представители международного движения Women in Tech провели исследование среди 455 женщин, которые работают в крупных ИТ-компаниях в России. Например, в компании Google 25,9% входят в топ-менеджмент, а 25,7% находятся на технических должностях. В Facebook процент распределился следующим образом: 22% и 30%, а в Twitter 20% и 36% соответственно. Не сложно подсчитать, что половина дам, работающих в этих компаниях добились значительных успехов. (Рис. 2)

При этом то же исследование показывает, что 47% женщин в ИТ-сфере не имеют технического образования, что не мешает им работать в ИТ-компаниях и строить успешную карьеру. (Рис. 3)

Гендерные стереотипы в ИТ

Рассуждений о гендерном неравенстве очень много — одни считают, что они есть, другие, что нет. Мы задали вопрос руководителю отдела проектной поддержки в системном интеграторе.

«Если говорить о личном опыте, то предрассудки, основанные на половом признаке, иногда встречаются. Некоторые из них базируются на том, что ИТшные профессии (например, менеджер проектов) довольно сложные как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Будет уместно сказать, что мужчины часто более выносливы и переносят 15 часов беспрерывной работы легче. Но это все-таки не жесткое правило. Я и многие мои коллеги-женщины регулярно показывают сопоставимую выносливость и даже более высокую стрессоустойчивость. Безусловно есть нюанс, связанный с наличием семьи и домашних обязательств, но и здесь я вижу множество примеров, где девушки эффективно налаживают систему work-life balance без какого-либо ущерба для своей работы. В моей компании INTACT к найму девушек относятся лояльно — мы с радостью набираем их в команду. Опыт показывает, что на первых порах в управлении проектов им приходится сложнее, но затем коллеги адаптируются и прекрасно справляются», — делится опытом Наталия Помазуева. — Известным стереотипом является фраза: «Поулыбалась, и все проблемы решились сами собой». В реальной жизни так не бывает. Иногда чувствуется некоторое предубеждение по отношению к молодой девушке-специалисту, и приходится с двойным усилием доказывать свою экспертность. Справедливости ради стоит отметить, что при условии качественного выполнения большого пласта работы и комфортного общения мы часто получаем повышенную лояльность. Можно считать, что это женская суперсила«.

А вот что нам говорит статистика: 56% женщин лично сталкивались с утверждением, что «технологии не для девушек», 40% попадали в ситуацию, когда предпочтение в работе было отдано мужчине при равных ситуациях, около 30% женщин в процессе своей профессиональной деятельности столкнулись с эффектом «стеклянного потолка». (Рис. 4)

«В обществе продолжает подниматься вопрос о различиях между мужчинами и женщинами в работе. Однако на многих примерах можно сказать, что женщины работают абсолютно на том же уровне и выполняют такое же количество задач, что и мужчины. При этом существуют очевидные женские преимущества — процесс коммуникации может быть проще, за счет того, что зачастую женщины имеют более высокий уровень эмпатии и выражают свои взгляды немного мягче, что также позволяет им легче находить общий язык с коллегами, клиентами и заказчиками», — комментирует Марина Вакатова, partner account manager российского офиса компании Cisco.

По данным исследования аналитического центра НАФИ совместно с Google и Советом Евразийского женского форума, в цифровой экономике женщины занимают чаще должности операторов, менеджеров и продавцов, в то время, как мужчины больше работают инженерами и программистами.

Что заставляет девушек держаться в стороне от ИТ?

По данным аналитического центра НАФИ 25% россиян считают, что женщины хуже справляются с работой в ИТ сфере, при этом — не согласны с этим оказалось 55% мужчин и 48% женщин.

На основании исследования «Пол, работоспособность и самоэффективность» (Gender, performance, and self-efficacy in STEM-related careers«), был сделан следующий вывод: женщины демонстрируют в значительной степени меньшую уверенность в себе и личном опыте в ИТ-сфере при сравнении себя с мужчинами. Поэтому можно говорить о том, что решающий фактор, из-за которого женщины держатся в стороне от ИТ — наличие в обществе гендерных стереотипов, которые, несмотря на то, что «сходят на нет», все еще присутствуют в мышлении людей.

Помогут ли феминитивы в наименовании профессий

История феминитивов не является новомодным трендом (дворница, банщица, комсомолка), а многие из них, такие, как учительница, бортпроводница и другие, давно вошли в нашу повседневную жизнь.

Тема феминитивов в наименовании профессий спорная, существует два основных лагеря: первые считают, что феминитивы необходимы, потому что современный русский язык не обладает некоторыми необходимыми терминами и наименованиями женского рода, в то время, как другие настроены резко негативно, полагая, что добавление cуффиксов —ка, -есса, -ниц и иных является коверканьем языка. Однако есть и третье мнение, что введение феминитивов повысит внимание к проблеме гендерной дискриминации и может повлиять на ее распространение.

На сегодняшний день женщины имеют возможность работать практически во всех сферах (за исключением запрещенных для женщин профессий, например: взрывник, дробильщик, сталевар). Также многие считают, что суффикс безвреден, но и не способен изменить отношение к работнику, как к профессионалу. Компетентность может быть доказана только результатом и более на восприятие сотрудника ничто повлиять не способно.

Как будет меняться положение женщин в ИТ-сфере

Сейчас с гендерными стереотипами происходит активная борьба. Возможно, для увеличения числа женщин в ИТ области, нужен ряд государственных мер, как, например, создание гибких форм отпусков по уходу за ребенком, продвижение информационных компаний, которые будут поощрять женщин становиться более социально активными. Мы видим, что ситуация постепенно меняется. Можно предположить, что в будущем на рынке труда границы разделения по гендерному признаку будут стерты, давая доступ в любую профессию безотносительно пола.

Источник: Александра Солодовникова и Полина Короткова, маркетологи Intact

Версия для печати (без изображений)   Все новости