Интегральный взгляд на рыночную ситуацию — как в моменте, так и в развитии — составленный на основе выступлений участников форума IT-Ось 2021, проведенном OCS, будет во многом интересен для всех игроков рынка. Пандемия послужила идеальным бустером для всего рынка, отметил Максим Сорокин, председатель совета директоров компании OCS Distribution. По сравнению с прошлым годом, однако, на этом фоне происходят — и будут происходить, учитывая очередную волну локдаунов — качественные изменения, которые нуждаются в осознании.

26 октября 2021 г. в Технопарке Сколково прошел IV глобальный технологический форум OCS Distribution IT-Ось. В этом году мероприятие состоялось в гибридном формате и объединило офлайн и онлайн участников.

В инновационном мультиспейсе в Москве собралось более 1500 гостей — представителей ИТ-сообщества в лице мировых и отечественных вендоров, разработчиков, реселлеров, системных интеграторов, стартапов, корпоративных заказчиков, экспертов смежных направлений и СМИ. Онлайн-трансляцию единовременно посмотрели около 600 зрителей со всех уголков России и мира. За 8 часов на площадке форума состоялось порядка 30 деловых сессий.

Зона экспо объединила порядка 60 стендов, на которых прошла демонстрация реализованных технологических решений, эффективных партнерских сервисов, а также заслуживающих внимание инновационных устройств.

Генеральными партнерами форума стали компании Cisco, Dell Technologies, Hewlett Packard Enterprise, IBM, Intel, Nerpa, Schneider Electric, Yadro.

Проблемы с поставками

Разрыв между спросом и предложением, вызванный известными проблемами на рынке полупроводников, оказался серьезней, чем казалось на первый взгляд. За период, при котором бизнес OCS вырос на 13,5%, количество размещенных заказов выросло вдвое, отметил г-н Сорокин. Данное соотношение можно считать характерным для всего российского рынка, учитывая многопрофильность OCS в плане представленных вендоров и числа дилерских компаний, сотрудничающих с этим дистрибьютором. С течением времени ситуация, конечно, может меняться количественно, но заметный разрыв будет сохраняться весь следующий год и, возможно, значительную часть 2023.

Рынок не первый месяц живет в таких условиях, за это время все успели так или иначе приспособиться к особенностям момента, теперь лишь стало очевидно, что данный «момент» оказался довольно длительным. Конечно, проблемы с обеспечением товарами растущего спроса не радуют, но, как показывает практика, они не являются убийственными ни для рынка в целом, ни для бизнесов большинства отдельных компаний, ни для работы по конкретным проектам. Это просто некий новый фактор в имеющейся реальности, который нужно учитывать игрокам рынка как сейчас, так и в среднесрочной перспективе, в частности, при планировании сроков поставок.

Развитие инфраструктуры — базовый тренд

Об ускорении пандемией всех процессов в компаниях говорили многие выступавшие на форуме. Однако кроме количественных изменений произошли и качественные. Например, активную цифровизацию бизнеса начали практически все компании — и кто был готов, и кто не был, отметил Али Брундуков, руководитель направления сервисных продаж Cisco в России и СНГ. В рамках этого мы видим значительное инвестирование в масштабируемость инфраструктуры и в производительность устройств, которые позволяют удаленно подключаться к корпоративной сети, в производительность облачных услуг, в возможности проведения удаленных веб-конференций, внедрения единых платформ для обеспечения информбезопасности, разворачивание решений для автоматизации и эксплуатации инфраструктуры.

Данная активность во многом определена пандемией, изменившей условия работы в ряде областей, как и было отмечено выше, но среди ее драйверов также есть и другие факторы: общая экономическая ситуация, рост конкуренции, падение платежеспособности населения и реального бизнеса, тенденции импортозамещения и т. д. Воздействие всех факторов очень мощное, как и вызываемые ими процессы. Сложно даже подсчитать, сколько «идеальных штормов» происходят сейчас параллельно, отметил Алексей Шелобков, генеральный директор ГК Yadro, в своем выступлении.

Но, как отметил г-н Брундуков, корпорациям надо действовать на опережение, особенно когда это касается проектирования ядра своей ИТ-инфраструктуры. Принимая решения сегодня, нужно хотя бы ориентировочно понимать, какие сети будут нужны через 2-3 года, какие приложения понадобятся к тому времени, с какими данными придется работать и как их можно будет защищать.

При этом в планировании нужно обходиться без драматизма и даже не пытаться заглядывать в совсем уж отделенное будущее. «Планировать надолго — бессмысленно. Но современные технологии, в первую очередь искусственный интеллект, позволяют анализировать быстро и постоянно», — отметила в своем выступлении Татьяна Сорокина, генеральный директор IBM в России. Очевидно, что при имеющемся состоянии экономики, во-первых, велика турбулентность в известных процессах, во-вторых, как показывает практика, буквально за год-полтора могут возникнуть ранее не известные тренды, которые спустя еще год-полтора могут оказаться среди базовых, влияющих на развитие глобального ИТ-рельефа.

Проектируя будущее, выбираем горизонт планирования

Если оглянуться на масштабные изменения, которые произошли за прошедшие несколько кварталов, становится очевидным, что сейчас заглядывать на годы вперед оказывается крайне неконструктивно, но перспективное планирование проводить надо, что тоже непросто. Однако следует помнить, что корпоративный клиент в решении этой задачи не одинок — в современных условиях его задачи совместно решают все игроки канала: ритейлеры, интеграторы, провайдеры услуг, дистрибьюторы и вендоры, а также их партнеры (банки, страховщики, лизинговые компании и пр.).

В решении задач конкретной компании каждый из участников привносит свою ценность. Казалось бы, уровень интернетизации, обеспечивающий возможность установления прямых связей, должен был привести к отмиранию «посредников», отметил Максим Сорокин, однако этого не происходит по причине, озвученной выше — все компании создают ценности, а действуя сообща, они могут сокращать «time to market», который в современных условиях крайне важен.

Как дистрибьютор OCS развернул новую концепцию «дистрибуция как сервис». Данная концепция позволяет упростить взаимодействие с дистрибьютором всех его партнеров — как дилеров, так и вендоров. «Дистрибуция как сервис» окончательно легализует качественный переход дистрибьютора от некогда классического «box mover» к современному модерновому состоянию, в котором OCS оказывается провайдером, предлагая партнерам спектр разноплановых сервисов, а иногда и их оркестрацию.

«Дистрибуция как сервис» — что это?

Современный общий тренд развития рынка, как отметил в выступлении на форуме Сергей Жуков, директор по развитию корпоративного бизнеса Intel в России, выглядит просто: «Меньше продуктов — больше сервиса». Очевидно, что новый подход OCS, формирование которого входит в финальную стадию, прекрасно ложится в глобальный тренд. Спектр сервисов, предлагаемый OCS партнерам, широк и разнообразен.

«Мы ведем трансформацию нашего бизнеса, — сказал Евгений Салихов, вице-президент OCS Distribution, выступая на форуме. — Ее цель — переход на сервисную модель». Идея красивая, а смысл ее прост: контрагенты обращаются к OCS не за «коробками», а за решениями своих бизнес-задач. Поэтому и дистрибьютору в формировании предложения нужно делать акцент не столько на продукты, сколько на наиболее востребованные сервисы, решающие насущные проблемы партнеров. В предложении OCS присутствуют разделы «финансы как сервис», «логистика как сервис», «маркетинг как сервис», «технологии как сервис», «платформы как сервис» и даже «производственная площадка как сервис». Есть и «продажи как сервис», но в современных условиях они лишь первые среди равных.

Каждая из категорий сервисов внутри весьма вариативна. Например, по направлению «финансы как сервис» доступны полтора десятка разных сервисных возможностей: «коммерческий кредит», «лизинг», «факторинг», «фиксация курса» и пр. Другие сервисы внутри себя также предоставляют спектр возможностей. Для предоставления таких сервисов OCS пришлось перестроить свои бизнес-процессы, а потом оптимизировать их, но компания с этим справилась. Еще раз отметим, что переход вполне логичен и находится ровно в русле глобальных трендов. «Это эволюционная модель, ни в коем случае не революционная», — подчеркнул г-н Салихов.

«Нерпа» тоже «...как сервис»

Напомним, что недавно OCS добавил в свою инфраструктуру новый элемент, для дистрибьютора ранее не характерный: технологическую площадку, мощности которой позволяют обеспечить как контрактное производство ИКТ-решений «Нерпа», так и выполнение ряда технологических действий — пересмотр комплектации, изменение конфигурации, «накатывание» дополнительного программного и микропрограммного обеспечения, консолидация и т. д.

«Мы не конкурируем с партнерами, мы комплементарны!» — подчеркнул Алексей Шавалдин, директор департамента проектного инжиниринга и реализации OCS. «Нерпа» позволяет решить множество задач, как технических, так и логистических, включая, как было отмечено выше, предоставление партнерам технологической площадки.

Физически техника «Нерпа» собирается на расположенной в Москве (точнее, в районе аэропорта Внуково) производственной площадке площадью 800 кв. м и обладающей широкими возможностями оперативного масштабирования в зависимости от задач конкретных проектов, над которыми партнеры ведут работы по заказам клиентов. На этой площадке расположена производственная линия, позволяющие минимизировать время на проведение сборочных операций. Также в шаговой доступности от площадки находится склад комплектующих, что, безусловно, сказывается на скорости сборки.

Кроме площадки с оборудованием и складов сборочный сервис располагает и серьезным инженерным ресурсом — то есть собственным штатом квалифицированных сотрудников. «Специалисты OCS способны выполнять сборку продукции собственных private label, а также производство и/или доработку оборудования, включая создание под заказ программно-аппаратных комплексов любой сложности, — говорит Алексей Осипов, руководитель направления локализации в OCS. — Также доступны разные формы сервисов: досборка, переборка, „заливка“ прошивок, установка программного обеспечения, сонастройка оборудования разных типов и т. д.»

Вместо заключения

Мир движется к сервисной модели, причем этот тренд глобален. Это потребует мощных эволюционных процессов в бизнесах — для работы в рамках этой модели участникам канала и их партнерам придется менять свои внутренние бизнес-модели, пересматривая комплексы бизнес-процессов. Однако никаких революций не происходит, базовые элементы работы у игроков канала сохраняются, равно как и у участников всего ИТ-рынка. Например, партнерская модель остается актуальной. «Партнеры важны сегодня как никогда!» — говорит Константин Исаакян, директор департамента по работе с партнерами Dell Technologies в России.

Сохраняются и продолжают развитие другие тренды, которые зачастую постепенно проникают из B2C- в В2В-сегмент и наоборот. Например, по-прежнему сохраняет актуальность наличие «вау-фактора». Г-н Исаакян привел слова Майкла Делла, основателя и руководителя Dell: «Клиента мало покорить, клиента надо привести в восторг, потом еще раз и еще раз».

Кроме технологических изменений и вызовов рынка на состояние ИТ-ландшафта, как отметил Александр Щербина, генеральный директор Hewlett-Packard Enterprise в России, влияет развитие пользовательского опыта корпоративных заказчиков, что хорошо заметно, например, на примере развития «облаков». Часть инфраструктуры уходит на границу сети, подчеркнул Роман Шмаков, вице-президент подразделения Secure Power компании Schneider Electriс в России и странах СНГ, но это не отказ от «облака», а требование разворачивания гибридной распределенной вычислительной системы, оптимизированной по местам возникновения данных.

О новых возможностях, которые предоставляют товары и технологии для приведения клиентов в восторг, на форуме рассказывали много, об этом мы еще поговорим.

crn.ru — информационный партнер форума IT-Ось 2021.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости