Экономический кризис, который первоначально затронул ограниченный круг отраслей, постепенно распространяется на все рынки.

Его последствия весьма заметны  и в ИТ-сфере, они сказываются  на финансовом благополучии и стабильности работников, занятых в данной отрасли.

С точки зрения теории, во время экономических трудностей компании должны стремиться к максимальной эффективности, активно переходя на использование современных ИТ, автоматизацию бизнеса и пр. На практике же в случае финансовых проблем один из первых шагов компаний - снижение затрат на ИТ, в том числе на технический персонал.

По данным рекрутинговой компании HeadHunter.ru, показатель прироста резюме в сфере «Информационные технологии/Интернет/Телеком» в среднем за ноябрь-декабрь вырос на 25-30%, тогда как число вакансий, начиная с сентября, сократилось на 55%. Подобная диспропорция числа вакансий и соискателей зафиксирована во всех сегментах ИТ-рынка.

Ряд компаний, чье положение позволяет считать их «лакмусовой бумажкой» для рынка ИТ, заявляет о сокращении сотрудников технических отделов на 15-20%. Вместе с тем участники рынка считают, что кризис достигнет своего пика к осени 2009 г. и именно по этой причине массовые увольнения в крупных компаниях будут происходить всю первую половину наступившего года.

Уже сейчас кадровой «оптимизацией» озабочены не только средние и небольшие компании, но и более мощные холдинги и корпорации.

В исследовательском отчете холдинга «Империя кадров», оценивающем спрос на рынке труда, в том, что касается работодателей, отмечается: «С середины декабря по настоящее время (январь с.г.) вовсе не поступало заказов от представителей сегментов IT&Telecom… Причем в декабре 2008 г. эти направления давали до 50% от общего объема заказов».

На первый взгляд, ситуация грозит серьезными проблемами тысячам специалистов, занятых в сфере высоких технологий. В свете этих пессимистичных настроений заметим, что одна из древнейших цивилизаций - китайская, повидавшая в своей многотысячелетней истории и «золотой век», и времена упадка, относится к  слову «кризис» философски.

Например, китайский иероглиф, обозначающий кризис, состоит из двух частей. И если одна из них символизирует опасность или испытание, то другая - благоприятную возможность.

Как же сделать так, чтобы кризис стал той самой благоприятной возможностью, ступенью для роста?

Департамент маркетинга и рекламы компании REDLAB/REDCENTER провел экспресс-исследование рынка труда ИТ-специалистов, в результате чего были выявлены факторы, позволяющие упрочить положение отдельно взятого сотрудника в период кризиса.

В целях конкретизации и максимальной персонализации конечных результатов исследования и придания им прикладного характера был составлен типичный портрет ИТ-специалиста, гипотетически сталкивающегося с кризисом на рынке труда.

Таковым в исследовании стал технический специалист, имеющий общие знания, необходимые для системного администрирования компьютерных сетей, и активно использующий в своей работе оборудование и технологии Cisco.

Кроме того, были определены некоторые характеристики организаций, в штате которых есть работники, обслуживающие оборудование Cisco.

В процессе исследования анализировались данные проведенного анкетирования, в ходе которого была сформирована выборка из 60 представителей компаний, входящих в генеральную совокупность из 2 тыс. организаций, использующих в своей работе технологии Cisco.

Опрос респондентов о численности ИТ-специалистов, работающих в представляемой ими организации, дал следующие результаты:

Численность ИТ-специалистов в организации
Менее      5             2%
От      5  до 10              12%
От      11 до 20             15%
От      21 до 50             17%
Более      50             56%


При этом выяснилось, что численность сотрудников, работающих с продукцией Cisco, в этих компаниях значительно меньше общего количества технических специалистов, что, впрочем,  вполне логично:

Численность сотрудников организации, работающих с продукцией Cisco
Менее        5              35%
От        5  до 10              27%
От        11 до 20              8%
Более        20              30%


Дополнительными источниками информации для авторов исследования стали данные ведущих кадровых агентств, рекрутинговых компаний и наиболее популярных интернет-порталов, специализирующихся на предоставлении услуг по поиску работы и подбору персонала.


Специалист специалисту рознь

При проведении среза заработных плат, предлагаемых ИТ-специалистам, которые обслуживают  оборудование Cisco и имеют разную степень квалификации, была выявлена явная динамика роста компенсационных пакетов по мере повышения профессионального статуса, удостоверенного вендором.

Исследование показало, что средняя рыночная «стоимость» работника, имеющего профессиональные знания продуктов и технологий Cisco, но не обладающего профессиональными статусами, находится в пределах 54–55 тыс. руб.

При наличии одного из самых популярных статусов - CCNA (Cisco Certified Network Associate) потенциальный доход соискателя заметно возрастает, достигая планки в 70 тыс. руб. С повышением уровня сертификации до статуса Professional или Expert рост предлагаемой заработной платы также прогрессивно увеличивается, в конечном итоге достигая 85 тыс. руб.

Кого бы нам уволить

Анализ динамики высвобождения персонала в секторе ИТ-работников, специализирующихся на оборудовании Cisco, показал, что «под ударом», связанным с сокращением технического персонала, преимущественно оказываются сотрудники, не имеющие квалификационных сертификатов.

Около 90% соискателей, заявивших о поиске работы в декабре 2008 года, не имели официально подтвержденной квалификации, тогда как общая доля резюме, приходящаяся на специалистов со статусами, находится в районе 10%. Итак, прослеживается следующая корреляция: с повышением уровня сертификации снижается процент свободных (уволенных) специалистов, обладающих соответствующим статусом.

Я найду работу за «Х» попыток

Один из ключевых показателей конкурентоспособности специалиста на «перегретом», кризисном рынке труда - соотношение спроса и предложения на тех или иных сотрудников.

Мониторинг соотношения количества открытых вакансий и соответствующих им кандидатов показал, что наименьшие шансы быстро и безболезненно найти подходящую работу - у специалистов, не обладающих тем или иным сертификатом Cisco (конкурс около 2 человек), тогда как при наличии наиболее распространенного статуса CCNA на каждого свободного специалиста уже приходится одна вакансия.

При повышении уровня сертификации до Professional или Expert кандидат получает возможность выбирать, соответственно, из 5 и 14 компаний-работодателей.


И что же мне делать?

Как свидетельствует история, наиболее ценными и удачными инвестициями в периоды неопределенности и кризиса являются вложения в личный интеллектуальный и профессиональный капитал.

Многие компании в первую очередь пытаются сэкономить средства на обучении своих сотрудников. В краткосрочной перспективе это, возможно, вполне легкоосуществимая и очевидная мера для организаций, но в стратегическом плане она ведет в тупик. И если даже не все компании это осознают, то самим работникам важно это помнить.

Получая дополнительные знания и приобретая новые профессиональные навыки, специалист  повышает свою конкурентоспособность и стоимость на рынке труда, особенно, в условиях складывающейся на наших глазах новой экономической реальности.

Источник: Пресс-служба Cisco Systems

Версия для печати (без изображений)   Все новости