18 февраля ФОМ представил результаты исследования Социо-Интернет-Мониторинг на экспертном круглом столе в Институте cовременного развития (ИНСОР)

Первая волна СИМ, зафиксировавшая состояние российского Интернета в середине осени 2008 года, последний слепок предкризисной реальности – хорошая основа для сопоставлений с текущим положением дел в отрасли. В рамках первой волны СИМ был проведен репрезентативный массовый опрос населения России в возрасте от 12 лет и старше (объем выборки 6000 респондентов).

В круглом столе, где обсуждались полученные в ходе СИМ результаты, приняли участие президент ФОМа А. Ослон, руководитель федерального агентства по информационным технологиям В. Матюхин, председатель правления ИНСОРа И. Юргенс, президент Digital Sky Technologies Ю. Мильнер, депутат Государственной думы А. Кокошин, генеральный директор «Амедиа» А. Волин, главный редактор «РИА Новости» С. Миронюк, президент IBS А. Карачинский, генеральный директор AdWatch Л. Глейзер, председатель совета директоров ИРИО Ю. Хохлов, председатель правления РОЦИТ М. Твердынин, председатель совета ЛИНЭКС С Карелов и другие представители органов власти, бизнеса и экспертного сообщества.

Проведенное исследование зафиксировало, что полугодовая интернет-аудитория среди взрослого населения (старше 18 лет) составляет 30%, а вместе с молодыми пользователями (с 12 лет) – 34%. Таким образом рост интернет-аудитории продолжается. C лета до осени 2008 года численность полугодовой аудитории увеличилась с 33,7 млн до 34,4 млн человек.

Сравнение с результатами прошлых лет свидетельствует не только о росте интернет-аудитории, но о развитии технической инфраструктуры и изменении социально-демографической структуры пользователей. Так, если осенью 2007 года широкополосный домашний Интернет имел 41% месячной интернет-аудитории, то через год этот показатель вырос до 50%.

Уже нельзя говорить, что интернет-пользователи – какая-то особенная группа населения. Интернет становится местом обитания представителей самых разных слоев общества. Если осенью 2004 года на долю мегаполисов приходилось 44% интернет-пользователей, то в 2008 их доля снизилась на 10 п.п., кроме того, аудитория повзрослела: в ней на 5 п.п. (с 36% до 31%) снизилась доля молодежи (людей в возрасте 18–24 года).

Многие пользователи Интернета ощущают его важной частью своей жизни – более четверти из них (26%) полагают, что их жизнь без всемирной паутины сильно изменится. Причем в определенных социальных группах этот показатель существенно выше – в мегаполисах (без Москвы) он составляет 41%.

Подобные результаты позволяют смотреть на интернет-отрасль с оптимизмом, однако в рамках исследования было зафиксировано несколько существенных проблем развития Интернета.

Во-первых, около 20% наших сограждан утверждают, что хотят пользоваться Интернетом, но не имеют такой возможности. Большинство (около 40% группы) ссылаются на финансовые проблемы.

Во-вторых, почти треть россиян говорят о своем нежелании пользоваться Интернетом. Основной причиной этого оказывается отсутствие заинтересованности в Интернете, невозможности найти в нем что-то интересное для себя. При этом среди большинства непользователей Интернета все-таки имеется формальное представление о его возможностях – около 70% непользователей (не считая тех, кто не знает, что такое Интернет) знают о возможности вести переписку по электронной почте и искать необходимую информацию. Таким образом, далеко не все видят, что им может дать Интернет в реальной жизни. И мотивационный барьер становится не менее значимым, чем финансовый.

Если рассмотреть проблему мотивации в позитивном ключе, сложившаяся ситуация предоставляет широкий простор для новых идей в бизнесе и государственном управлении по созданию, развитию и массовизации интернет-сервисов.

Увеличение числа интернет-пользователей имеет немаловажное значение для развития общества и бизнеса. Это группа обладает высоким уровнем социальной энергетики. Средний интернетчик на 10 лет моложе среднего россиянина. Среди интернет-пользователей в два раза больше людей с высшим образованием (30% против 15%). Интернетчики склонны к инновационному поведению и потреблению (во взрослой суточной интернет-аудитории 50% – люди-XXI, две трети – 66% – финансово активные).

Кризис на пользователях Интернета отражается особым образом. С одной стороны, на них он сказывается сильнее, как и должен финансовый кризис сказываться на экономически более активной части населения, с другой – интернетчики лучше других готовы к существованию в новых условиях, настроены бороться, и бороться в первую очередь активными методами: не сокращая потребление, а подыскивая новые пути заработка. Более 60% представителей месячной интернет-аудитории заявляют, что в случае ухудшения благосостояния будут искать приработок, 30% готовы сменить работу.

Таким образом, именно интернет-пользователи оказываются группой, на которую можно полагаться в трудное время. В этой связи немаловажно, что, несмотря на кризис, прогноз роста интернет-аудитории – оптимистичен.

Прежде всего, стоит рассчитывать на молодежь, которая вряд ли откажется от Интернета, повзрослев. А среди молодежи в возрасте 12–17 лет месячная интернет-аудитория составляет 65%. Кроме этого, около 3,5% взрослого населения заявляют о своем желании начать пользоваться Интернетом.

Еще один важный результат исследования заключается в том, что интернет-пользователи довольно сильно различаются между собой, прежде всего сущностно – по степени интенсивности и разносторонности использования Интернета.

Сейчас большинство интернетчиков пользуются классическими сервисами, возникшими уже много лет назад, в первую очередь – ищут информацию (79%) и ведут переписку по электронной почте (67%). Остальные сервисы пока менее востребованы, но ситуация явно будет меняться. Наибольшую перспективу имеют различные типы социальных сетей, позволяющие обмениваться информацией, решать проблемы повседневной жизни: искать работу, товары, нужных и интересных людей, реализовывать свой потенциал в различных общественных сферах.

«Сейчас мы наблюдаем, как один мир – мир проектов, институтов, программ – сменяется новым миром – сообществ, гибкой самоорганизующейся структуры, способной более эффективно действовать в новых условиях», – считает президент ФОМа А. Ослон.

Источник: ФОМ

Версия для печати (без изображений)   Все новости