Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) представила результаты «рейтинга прозрачности закупок» за 2008 г. При его составлении оценивались закупки, проводившиеся федеральными структурами, органами власти субъектов РФ, а также крупнейшими российскими компаниями, входящими в первую сотню лидеров по объему выручки. Конечно, в исследовании речь идет обо всех закупках, но, скорее всего, подобные тенденции прослеживаются и в плане размещения заказов на приобретение компьютерного оборудования и модернизацию ИТ-инфраструктуры.
По данным НАУЭТ, совокупный объем госзаказа в 2008 г. составил 4,2 трлн. руб., увеличившись на 18,3% по сравнению с предыдущим годом (в 2007 г. он вырос гораздо больше – на 54%). Из этой суммы 1,95 трлн. руб. было потрачено федеральными структурами, 1,3 трлн. руб. – региональными, 950 млрд. руб. – муниципальными заказчиками. Как отмечают в НАУЭТ, нередко закупочные цены существенно превышали среднерыночные. Общие потери государства от закупок по неоправданно высоким ценам эксперты оценивают в 360 млрд. руб., что на 4,8% больше, чем в 2007 г. (без учета инфляции). Вместе с тем соотношение объема потерь к совокупному объему госзакупок незначительно снизилось – с 8,9% (в 2007 г.) до 8,7%.
В прошлом году был расширен перечень продукции, закупки которой могут производиться только на аукционах. Это способствовало тому, что структура размещения государственного заказа существенно изменилась: на открытые аукционы (в том числе и электронные) в 2008 г. пришлось примерно 29,7% объема госзакупок (в 2007 г. – всего 2,2%), на открытые конкурсы – 30% (в 2007 г. – 65,4%), на запросы котировок и закупки у единственного поставщика – 40,3% (в 2007 г. – 32,5%).
При составлении рейтинга НАУЭТ оценивала его участников по 12 критериям (способы размещения заказа, уровень снижения цен в ходе торгов, число участвующих в них поставщиков и т.п.). В зависимости от набранных баллов каждому заказчику присваивался один из пяти уровней прозрачности: «гарантированная», «высокая», «средняя», «базовая», «низкая».
Всего в «рейтинге прозрачности 2008» оценивались 272 заказчика: 90 федеральных министерств и ведомств, 82 субъекта РФ и 100 крупнейших компаний (в том числе и с государственным участием). Из заказчиков федерального уровня ни один не получил высшую оценку «гарантированная прозрачность», 14 (15,6%) получили оценку «высокая прозрачность», 24 (26,7%) ─ «средняя», 28 (31,1%) ─ «базовая», 24 (26,7%) ─ «низкая». Лидером по количеству набранных баллов стала Госдума, а в числе аутсайдеров с «низкой прозрачностью» оказались МВД, ФТС, Минфин, ФСБ, Росинформтехнологии. Существенно ухудшились показатели реформированного Минкомсвязи – если по результатам «рейтинга 2007» Мининформсвязи было в лидерах среди федеральных заказчиков с «высокой прозрачностью», то в прошлом году по прозрачности закупок министерство опустилось сразу на несколько уровней и оказалось среди аутсайдеров.
Среди 82 субъектов РФ распределение по уровням прозрачности оказалось таково: «гарантированная прозрачность» ─ 3 региона (3,7%), «высокая» ─ 12 (14,6%), «средняя» ─ 34 (41,5%), «базовая» ─ 16 (19,5%), «низкая» ─ 17 (20,7%). Наивысший рейтинг получили Москва (третий год подряд), Владимирская область (во второй раз) и впервые – Алтайский край. Последние места в рейтинге занимают Ненецкий АО, Карелия, Ставропольский край и республика Марий-Эл. В целом региональные закупки оказались заметно «честнее» федеральных – по оценке НАУЭТ, в регионах потери от завышения цен составили 4,3% от общего объема закупок, а на федеральном уровне они достигли 10,7%. В категории «муниципальные заказчики» рейтинг не составлялся в связи с отсутствием в открытом доступе необходимой информации о закупках.
Из ста крупнейших заказчиков корпоративного сегмента «гарантированную прозрачность» проявили 4 компании («Газпромнефть», МТС, «Почта России», «Комстар-ОТС») «высокую» ─ 10, «среднюю» ─ 26, «базовую» ─ 15, «низкую» ─ 45. Как отмечают эксперты НАУЭТ, в корпоративном сегменте наилучшие показатели прозрачности наблюдались у телекоммуникационных компаний. Однако и здесь не обошлось без сюрпризов – так, «Связьинвест» занял «второе место с конца», но при этом его «дочки» («Уралсвязьинформ», «Ростелеком», «Центртелеком», «Волгателеком» и «Сибирьтелеком») попали в категорию «высокая прозрачность». Можно заметить, что сейчас корпоративные заказчики не обязаны соблюдать правила закона о госзакупках, но правительством одобрена концепция законопроекта, который распространит эти правила на естественные монополии.
В целом, по мнению экспертов НАУЭТ, во всех сегментах национального рынка закупок не отмечается отрицательной динамики – в прошлом году более двух третей участников рейтинга либо сохранили оценки, полученные в 2007 г., либо получили более высокие оценки. По словам председателя оргкомитета «Рейтинга прозрачности» Антона Никольского, «эти результаты свидетельствуют об улучшении закупочной практики большинства государственных и корпоративных заказчиков с точки зрения прозрачности конкурсных процедур».
В этом году стоит ожидать масштабного внедрения электронных аукционов в систему размещения госзаказов. «Это позволит сэкономить до 15% бюджетных средств от суммы, размещенной на торгах», – считает Антон Никольский. По его мнению, электронные аукционы создадут дополнительные стимулы для развития конкуренции на рынке госзакупок и повысят степень прозрачности отношений между заказчиками и поставщиками.
С 1 июля действует новый порядок проведения открытых аукционов в электронной форме. В частности, снимается планка, ограничивающая размещение заказов на сумму не более 1 млн. руб. Сами заказы будут размещаться на ограниченном количестве электронных площадок (пока решением правительства определены три пилотные площадки для апробации крупных электронных аукционов – в Москве, в Татарстане и в «Сбербанке»). По мнению председателя ФАС Игоря Артемьева, после того как электронные площадки выйдут на проектную мощность, ежегодная экономия бюджетных средств может достичь 1 трлн. руб.
Более пристальное внимание обращают на электронные торговые площадки и заказчики из корпоративного сегмента, ведь кризис заставляет их разумнее относиться к закупкам. Так, сообщается, что во II квартале в системе электронной торговли B2B-Center было проведено 1,89 тыс. торговых операций на общую сумму 18 млрд. руб. Это на 34% превышает объемы торгов за аналогичный период прошлого года (11,9 млрд. руб.) и на 38% превышает показатели первого квартала 2009 г. (11,2 млрд. рублей).
Не исключено, что вскоре в очередной раз серьезной корректировке подвергнется многострадальный закон о госзакупках (ФЗ-94). В одном из интервью председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин заявил, что за три года, прошедшие после его принятия, число участников торгов сократилось в среднем на 20%, зато в 4 раза выросло количество государственных и муниципальных контрактов с единственным исполнителем. Предложения по коррекции закона ФЗ-94 направлены им президенту. По мнению Сергея Степашина, следует централизовать систему мониторинга и аудита госзакупок. Кроме того, при размещении заказов на инновационное и технически сложное оборудование он предлагает использовать многоэтапные конкурсы: «Аукционная форма размещения заказов на такие виды продукции и услуг вообще должна быть исключена. Организаторов торгов следует наделить правом проверять соответствие участников торгов квалификационным требованиям».
Источник: Сергей Зарубин, CRN/RE
Версия для печати (без изображений) Все новости