На днях состоялась совместная пресс-конференция общества защиты прав потребителей и Центра свободных технологий под названием «Потребители против Microsoft».

Как рассказал Виктор Алкснис, председатель Центра свободных технологий, история вопроса началась около полутора лет назад, когда в организацию начали поступать первые жалобы пользователей на то, что им мало того что навязывают предустановленное программное обеспечение Microsoft, так еще и не дают сделать выбор между продуктами этого вендора (XP и Vista).  А, по словам Алксниса, всем известно, что ОС Microsoft Windows Vista, настойчиво продвигаемая производителем, не относится к самым удачным и качественным продуктам.

«Мы считаем, что это является очень серьезным ущемлением прав пользователя, - резюмирует Виктор Алкснис. – Надеемся, что это вызовет значительный резонанс в обществе и приведет к усилению конкуренции на рынке операционных систем». Отметим, что по различным данным, MS Windows установлен примерно на  98% компьютеров в нашей стране.

Позиция Михаила Аншакова, Председателя Общества защиты прав потребителей, немного отличается от высказанной Алкснисом. По словам Аншакова, главной претензией его организации является нарушение свободы выбора покупателя. В частности, он заострил внимание на лицензионном соглашении.  На данный момент с этим документом пользователь может ознакомиться только при первом запуске системы, то есть по факту тогда, когда он уже оплатил покупку и не может от него отказаться.

«Закон же говорит обратное: покупатель вправе получить всю необходимую и интересующую его информацию до приобретения товара, - отмечает Аншаков. – А некоторые пункты этого лицензионного соглашения вполне могут не устроить некоторых пользователей. Например, в нем клиент обязан согласиться с тем, что система, без ведома пользователя,  может передавать в зашифрованном виде какие-то файлы  в Microsoft».

Дмитрий Лесняк, юрист Общества защиты прав потребителей, более подробно рассказал о том, что общего и в чем разнятся позиции двух организаций, инициировавших дело «Потребители против Microsoft». По его словам, Центр свободных технологий считает недопустимым слияние программного и аппаратного комплекса в один комплект.  То есть в идеале, по мнению ЦСТ, ситуация должна выглядеть следующим образом: человек приходит в магазин, выбирает ПК или ноутбук и затем выбирает одну из существующих на данный момент операционных систем (Linux, MS Windows Vista, MS Windows XP, MS Windows Seven и т.п.). Позиция ОЗПП более мягкая: организация считает, что раз уж так сложилось исторически, что эти продукты чаще всего объединены, то, по крайней мере, пользователь должен иметь возможность ознакомиться со всей документацией до совершения покупки и иметь возможность отказаться от ненужного ПО.  Каждый производитель должен установить четкий порядок проведения этой процедуры и сумму, которую получит пользователь в результате возврата. При этом, по мнению Михаила Аншакова, наиболее правильным сделать эту процедуру доступной прямо в магазине, при оформлении покупки.

На вопрос журналистов к руководителям организаций о том, каких реальных целей они хотят добиться, Виктор Алкснис ответил следующее: «Об идеальной ситуации мы уже рассказали, но если производители будут настаивать на том, что ПК/ноутбук и операционная система являются единым программно-аппаратным комплексом, то они должны нести полные гарантийные и сервисные обязательства не только за сам компьютер, но и за его программное обеспечение! Ведь получается, что человек покупает целостный продукт конкретного производителя, а значит, его обслуживание также должно быть комплексным и осуществляться силами этого вендора, без отсылок к Microsoft».

Начинания организаций, бесспорно, благие и, по идее, должны быть покупателям только на пользу. Но вполне вероятно, что в результате появления новых процедур, а, значит, и вовлечения новых сотрудников, возрастут цены... Михаил Аншаков считает, что повышения цены не будет, так это не обосновано, и рынок сам отрегулирует этот вопрос, без повышения цены: «Я не понимаю, из-за чего будет повышение, ну заполнят сотрудники магазина несколько лишних бумажек, вот и все.  В качестве примера саморегулирования можно привести ситуацию, когда сотовых операторов вынудили убрать оплату входящих звонков – несмотря на возмущения и угрозы, к повышению цены на сотовую связь это не привело».

Во что это выльется в реальности - покажет лишь время, однако некоторые производители ПК и ноутбуков уже заявили, что это приведет именно к росту цены для конечного пользователя.

В заключение напомним, что на данный момент  Обществом защиты прав потребителей и Центром свободных технологий были предприняты следующие действия. ЦСТ инициировал антимонопольное разбирательство в Федеральной антимонопольной службе против Microsoft. А ОЗПП подал в Преображенский районный суд Москвы исковое заявление в защиту неопределенного круга лиц против производителей компьютеров (Samsung Electronics Co. Ltd., ACER CIS Inc., ЗАО «Хьюлетт-Паккард А.О.», а также ООО «Инфомаш» - российский производитель компьютеров под торговой маркой RoverComputers).

См. также
http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=29619
http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=29602
http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=29307

Источник: Денис Золотов, CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости