О стратегии управления системой ТОиР рассуждает Сергей Гореленков, руководитель проектов, направление ЕАМ-решений, компании Datastream Solutions CIS.


- Какие причины заставляют предприятия вводить систему ТОиР (проблемы – организационные и производственные)?

Сергей Гореленков: Совсем необязательно проблемы становятся причиной этого явления. Движение в сторону ИТ-систем управления ТОиР происходит с двух сторон: «сверху» и «изнутри». Для финансового руководства и собственников (направление «сверху») важно снижение затрат, повышение прозрачности ремонтных и эксплуатационных процессов. Основной задачей же движения «изнутри» (технические директора, главные инженеры) является достижение максимальной готовности оборудования, использование передовых ремонтных практик и стратегий технического обслуживания. Решение задач, актуальных для обеих сторон, обеспечивает как раз внедрение современной ИТ-системы для управления основными фондами и их ТОиР.

Зачастую, действительно, серьезные проблемы вынуждают компанию вводить систему управления ТОиР. Это могут быть незапланированные выходы оборудования из строя, невыполнение производственных планов из-за ненадлежащего качества обслуживания – с одной стороны, и неправильная организация процессов технического обслуживания, учета товарно-материальных ценностей, использования или неиспользования услуг подрядных организаций – с другой. Современная информационная система для управления основными фондами (ЕАМ-система) – это эффективный управленческий инструмент, позволяющий решить как организационные, так и производственные проблемы в области ТОиР на предприятии.  

- Какие задачи ставят перед системой ТОиР ваши заказчики? Какие направления (оборудование, бизнес-процессы) в итоге охватывает система (ПО)?

С.Г.: С помощью ЕАМ наши заказчики решают целый ряд задач, от оперативного контроля процесса техобслуживания оборудования до формирования оптимальной политики ТОиР, учитывающей все особенности используемого оборудования. Если говорить о направлениях, охватываемых ЕАМ-системой, то у производственных компаний это производственное оборудование, у транспортных компаний - единицы транспортного парка, в сфере эксплуатации недвижимости – системы инженерного обеспечения зданий, у компаний энергетической отрасли - ЛЭП и энергомощности. Ну и оборудование по добыче, транспорту и переработке у компаний нефтегазовой, химической и нефтехимической отраслей. Другими словами, любое оборудование, которое необходимо поддерживать в работоспособном состоянии, может быть охвачено ЕАМ-системой.  

Что касается бизнес-процессов, контролируемых ЕАМ, то здесь мы говорим прежде всего о плановых и внеплановых ремонтах, диагностике состояния оборудования, процессах материально-технического обеспечения.

- Совпадает ли ваш взгляд на стратегию применения системы ТОиР с позицией руководства компании-заказчика, или последняя не всегда верно понимает назначение данного продукта?

С.Г.: Поскольку ЕАМ решает широкий спектр задач, то, как правило, наше видение применения ЕАМ-системы совпадает с позицией заказчика. Бывает, конечно, что взгляды совпадают лишь частично. Но мы всегда стараемся найти оптимальное решение. Например, в большинстве российских компаний первичный учет ремонтов и техобслуживания не налажен, т.е. нет единого справочника оборудования, нет систематизированного учета ремонтных работ. Контроль и фиксация данных чаще всего осуществляется вручную. В этом случае простейшая система учета ТОиР даст основу для анализа соответствующих процессов. И тогда, скажем, бюджетирование можно отложить до момента, когда данные компании будут структурированы и подготовлены для финансового планирования ТОиР.    

Иногда требования заказчика могут затрагивать смежные области (например, коммерческий учет). Современные ЕАМ-системы достаточно гибкие для того, чтобы реализовать Ваши самые смелые желания в области ТОиР )) В нашем опыте также есть примеры, когда с внедрением системы решались задачи, не напрямую связанные с ЕАМ. К примеру, учет электричества, воды, тепла и др. коммунальных услуг.

- С наступлением экономического кризиса получила ли система ТОиР какое-то новое значение, новую актуальность?

С.Г.: Безусловно! В условиях кризиса частные компании стали задумываться о возможностях минимизации издержек, снижении своих расходов, а значит и о внедрении методик и практик, которые приносят быстрый результат. Внедрение ЕАМ как раз относится к этой категории проектов. Эффект от внедрения достигается за счет оптимизации запасов, повышения готовности оборудования, сокращения аварийных ситуаций и фактов отказа оборудования, уменьшения сверхурочных работ, сокращения объема срочных закупок.  

Если говорить о государственных компаниях, то все мы знаем о том, что президент РФ дал курс на техническое перевооружение и модернизацию производства. Это лучший повод для реализации ЕАМ-проекта, поскольку если новое оборудование будет обслуживаться по-старому, то кризис в отдельно взятой компании не только не закончится, но и усугубится.  

- Является ли внедрение системы ТОиР необходимым в связи с объективными кризисными факторами, или это решение не зависит от кризиса?

С.Г.: Внедрение системы для эффективного управления процессами технического обслуживания и ремонтов, вне сомнения, актуально во все времена. В независимости от экономической, внутри- и внешнеполитической ситуации применение ЕАМ всегда направлено на улучшение финансовых результатов компании. В докризисные времена компании зачастую не считали свои расходы должным образом. Например, встречалось такое, что бюджет главного механика традиционно увеличивался на величину инфляции плюс 10% ежегодно. Никто не задавался вопросом о природе этой цифры и тем более не задумывался о сокращении издержек. Во времена же кризиса ситуация усугубилась необходимостью обоснованного сокращения издержек. Но здесь нужно задуматься: если урезать бюджеты на ремонты, не выльется ли это в усугубление процессов и не скажется ли это кардинально на результатах производства? Именно поэтому необходимо очень осторожно подходить к этим вопросам, для того, чтобы последствия сокращения затрат не навредили основной деятельности компании. Применение ЕАМ позволяет «безболезненно» сократить издержки и повысить эффективность компании.

- В чем состоят основные трудности внедрения?

С.Г.: Основные трудности внедрения ЕАМ-системы связаны, во-первых, с отсутствием данных об оборудовании. Вследствие отсутствия инвентаризационного учета и паспортов оборудования приходится строить каталог оборудования, проводить классификацию, создавать нормативы зачастую практически с нуля, т.к. они либо отсутствуют, либо уже неактуальны и не учитывают реалии сегодняшнего дня.

Другая проблема при внедрении ЕАМ также связана с подготовкой начальных данных о материальных запасах. Речь идет об отсутствии справочника материалов, использующихся для целей ТОиР. Обычно для загрузки данных применяется справочник бухгалтерии. Но, как правило, он слишком укрупнен и не соответствует требованиям ЕАМ системы к детализации информации.

Низкий уровень ИТ-подготовки нижнего звена – еще одно препятствие при реализации ЕАМ-проекта.

Кроме того, зачастую препятствием выступает разрыв между желаниями высшего руководства и уровнем технических специалистов, что иногда приводит даже к саботажу внедрения. Если перефразировать фразу В.И.Ленина, то в данном случае получается так, что «верхи хотят управлять по-новому, а низы хотят жить по-старому».

Приходят на ум также проблемы организации взаимодействия служб, не желающих отчитываться по схеме, предлагаемой ЕАМ.

Также проблемой при внедрении ЕАМ является нечеткое разделение зон ответственности между корпоративными системами компании. Примером могут стать финансово-логистические системы.      

- Какие результаты получает предприятие в результате внедрения системы ТОиР (экономика производства, организация процессов и т.д.)? Приведите, пожалуйста, пример из вашей практики.

С.Г.: Применение ЕАМ-системы позволяет самым разным компаниям получать ощутимые результаты. На предприятиях, где раньше вся отчетность велась на бумаге, теперь вся информация хранится в единой базе специализированного решения. Благодаря использованию ЕАМ-системы, становится возможным мониторинг процесса технического обслуживания, накопление статистики, сбор данных о затратах на ТОиР.

ЕАМ позволяет использовать современные стратегии обслуживания и применять эффективные методы анализа ТОиР. ЕАМ также помогает достичь политики складирования материалов для целей ТОиР, основывающейся на методах формирования аварийного запаса.  

ЕАМ позволяет решать и специфические задачи, лежащие в плоскости отдельных отраслей. Примером является сфера недвижимости, где при внедрении создается колл-центр для приема заявок на обслуживание оборудования, улучшается управление контрактами с подрядными сервисными организациями и т.д.

Источник: CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости