Автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУ ТП) на втором гидроагрегате Саяно-Шушенской ГЭС работала в штатном режиме, заявил на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс Северо-Запад» в среду заместитель генерального директора компании-производителя - петербургского ООО НПФ «Ракурс» Дмитрий Щербаков.

По его словам, АСУ ТП, внедренная компанией на агрегатах Саяно-Шушенской ГЭС, вела запись всех изменений технологических событий и измерений, архив данных при аварии сохранился и был расшифрован.

«Мы можем сделать заключение о том, что система АСУ ТП отработала в полном соответствии с технологическим алгоритмом, предусмотренным проектом. Система сохраняла свою работоспособность до того момента, когда она перестала физически существовать - ее либо смыло водой, либо было нарушено электроснабжение», - заявил Д. Щербаков.
«Мы надеемся, что на основании этой информации будет возможно сделать достоверные выводы о причинах аварии», - добавил он.

Генеральный директор НПФ «Ракурс» Леонид Чернигов сообщил, в свою очередь, на пресс-конференции, что специалисты ООО НПФ «Ракурс» со среды включены в состав комиссии, расследующей причины аварии. Членам комиссии доступны данные расшифровки работы АСУ ТП.
«Автоматика для современной ГЭС - это достаточно комплексный иерархический многоуровневый проект, и часть из этих систем действительно входила в сферу нашей поставки и нашей ответственности. Но также часть задач и часть поставки осуществляется другими поставщиками», - рассказал Л.Чернигов. По его словам, другие поставки автоматики осуществляли компании из Петербурга и Чебоксар.

Л. Чернигов воздержался от высказывания своей версии причины аварии на СШГЭС. «Пока идет следствие, мы не можем говорить о причинах этой аварии. Это будет сделано в течение месяца», - сказал он. «Без преувеличения могу сказать, это лучшая станция в России, с лучшим персоналом, с лучшим организованным делом. Но то, что случилось - это стихия», - сказал глава компании.

По мнению главного специалиста по ГЭС компании «Ракурс-инжиниринг» (входит в ООО НПФ «Ракурс») Олега Башнина, причины аварии могут крыться в ненадлежащем обслуживании оборудования станции. «30 лет машина работает, она уже выработала свой ресурс», - напомнил он журналистам.

По его словам, события развивались стремительно, в течение 1,5-2 секунд, в то время как системам управления, внедренным НПФ «Ракурс» на гидроагрегате, необходимо 10 секунд, чтобы его остановить или запустить.

ООО «Научно-производственная фирма «Ракурс», основанная в 1991 году, является лидером российского рынка промышленной автоматизации для объектов тепло- и гидроэнергетики. Компания внедрила системы управления на гидроэлектростанциях в России, Таджикистане, Анголе, Индии.

Как сообщалось ранее, в результате аварии на крупнейшей в России гидростанции, Саяно-Шушенской ГЭС, 17 августа был разрушен и затоплен машинный зал, погибли более 70 человек. Как ожидается, на запуск наименее пострадавшего гидроагрегата потребуется не менее полугода, а в целом восстановление ГЭС может занять от трех до пяти лет. Сумма ущерба предварительно оценивается почти в $2 млрд (40 млрд рублей - на восстановление, 16,5 млрд рублей - потери «РусГидро» от простоя станции).

http://www.interfax-russia.ru/r/B/sz/222.html?menu=3&id_issue=12300312

Источник: «Интерфакс Северо-Запад»

Версия для печати (без изображений)   Все новости