Специалисты Gartner разработали наглядную модель принятия решений IT Market Clock, которая поможет руководителям бизнеса и ИТ-подразделений оценить и приоритизировать ИТ-инвестиции и реализацию выработавших свой ресурс активов на протяжении их полного жизненного цикла.

«Сегодняшние ИТ - не просто растущие возможности и рынки, а всё более зрелый инструмент ведения бизнеса, и они должны управляться как таковой, - сказал Брайан Гаммидж, вице-президент и почетный сотрудник (Fellow) Gartner. - Каждый ИТ-продукт или услуга имеют конечный срок использования и в конце концов должны быть ликвидированы либо заменены. Правильный выбор времени прекращения использования, замены и новых инвестиций очень важен».

Гаммидж представил модель IT Market Clock (Часы ИТ-рынка) и раскрыл ее преимущества в принятии решений по стратегическим инвестициям и реализации активов (divestment) на конференции Gartner Symposium/ITxpo 2009, которая проходила в Канне со 2 по 5 ноября.

Модель «IT Market Clock» дополняет концепцию Hype Cycle, также разработанную Gartner. Модель Hype Cycle (Цикл принятия) прослеживает цикл развития технологий от первого появления на рынке до массового использования, а IT Market Clock - жизненный цикл ИТ-продуктов и услуг с момента готовности к использованию до времени, когда оно должно быть прекращено.

Модель Hype Cycle помогает в принятии взвешенных решений по внедрению ИТ, а IT Market Clock - решений о судьбе активов, уже находящихся в процессе использования. Модель IT Market Clock использует метафору циферблата, чтобы представить стадии жизненного цикла ИТ-активов и их разное позиционирование при прохождении через эти стадии и разные уровни массового принятия рынком (commoditisation). Символ для обозначения каждого актива указывает также время, которое потребуется данному активу, чтобы перейти на следующую из четырех стадий жизненного цикла:

1. «Преимущество» (Advantage) (с 12 ч до 3 ч): Это период от появления ИТ-продукта или услуги на рынке (emerging) до раннего принятия (adolescent). Уровни спроса и конкуренции обычно низки, и технология покупается за то, что она дает, а не как результат ее позиционирования в данном сегменте рынка.

2. «Выбор» (Choice) (с 3 ч до 6 ч): Это период от раннего принятия до начальной стадии массового использования (early mainstream). Это стадия самого быстро растущего спроса, когда спектр предложений расширяется, а цены снижаются быстрее всего.

3. «Затраты» (Cost) (с 6 ч до 9 ч): Это период от начала до пика массового использования (mature mainstream). На этой стадии коммодитизация достигает максимального уровня, и величина затрат является главным фактором принятия большинства решений о покупке.

4. «Замена» (Replacement) (с 9 ч до 12 ч): Это период от пика массового использования через стадию «унаследованного» (legacy) актива до конца жизненного цикла на рынке (market end), после чего технология уже не пригодна для покупки и использования. Стоимость покупки и текущие затраты неуклонно растут, и организациям следует искать альтернативные подходы, чтобы удовлетворить требования своего бизнеса.

«Относительный уровень коммодитизации определяет расстояние от центра циферблата: чем дальше ИТ-активы от центра, тем в большей степени они превратились в массовый товар. Для большинства классов ИТ-активов начальный уровень относительной коммодитизации низкий, затем он постепенно возрастает по мере всё большей зрелости рынка, а потом снова снижается вплоть до конца жизненного цикла», - сказал г-н Гаммидж.

«Рынок клиентских ПК претерпевает значительные перемены, и организации должны принимать стратегические решения об инвестициях и реализации выработавших свой ресурс активов. Модель “IT Market Clock” для клиентских ПК помогает руководителям бизнеса и ИТ-подразделений сделать верный выбор, - сказал Гаммидж. - В частности, эта модель может помочь руководителям сформулировать планы по замене ИТ-активов, которые приближаются к “концу жизни”, в данном случае настольных ПК, и мы рекомендуем, чтобы организации спланировали их избирательную замену на терминалы с “тонким” клиентом или ноутбуки. Также эта модель помогает руководителям бизнеса и ИТ-подразделений сформулировать планы реализации выработавших свой ресурс активов и новых инвестиций в ключевые активы (например, операционную систему Windows), а также определить, когда следует пересмотреть условия договоров на предоставление таких активов, как хостинговые виртуальные ПК, по которым затраты будут снижаться, так как технология становится зрелой и объём рынка растет».

Модель IT Market Clock для клиентских ПК показывает, что в ближайшие 12 месяцев девять технологий требуют внимания и ресурсов, в том числе Windows 7 (планы внедрения которой должны быть приняты к началу I квартала 2010 г.) и виртуализация приложений (потенциально очень ценная технология при миграции на Windows 7, планы внедрения которой также должны быть утверждены к I  кварталу 2010 г.). Также эта модель показывает, что ЭЛТ-мониторы достигнут конца своего жизненного цикла в течение следующих двух-пяти лет, и Gartner рекомендует, чтобы организации спланировали ликвидацию этих активов к I  кварталу 2013 г.

«Опираясь на эту целостную модель принятия решений, организации смогут целенаправленно управлять своим портфелем ИТ-активов и определить верный момент принятия и внедрения новой или развивающейся технологии, сформулировать дальнейшие планы замены и апгрейда существующих ИТ-активов и пересмотреть свои взаимоотношения с поставщиками, чтобы достичь наибольшей экономии, - сказал Гаммидж. - Хотя данная модель нацелена на ИТ-активы, тот же подход можно применить к любому другому классу активов коммерческих предприятий».

Источник: Пресс-служба Gartner

Версия для печати (без изображений)   Все новости