По прогнозам аналитиков, уже к концу 2010 года на российском рынке электронной коммерции будет более 20 000 интернет-магазинов. При этом до 25% объема продаж на рынке электронной торговли приходится на компьютерную технику (без учета продаж программного обеспечения) и цифровую технику (телефоны, фотоаппараты, камеры, плееры, телевизоры и другие товары). В абсолютном выражении это порядка 1,1-1,3 миллиарда долларов в год.

О тенденциях и основных процессах рынка электронной торговли компьютерной и цифровой техники рассказал генеральный директор одного из крупнейших в России интернет-магазинов Dostavka.ru Андрей Хромов.

Кризис, конечно, не мог не отразиться на объемах интернет-продаж, однако, благодаря своей мобильности и готовности быстро реагировать на изменение потребительского спроса, рынку электронной торговли в России удалось не просто устоять в кризисный 2009 год, но даже показать рост в 11-13%.

В 2009 году значительно упали продажи компьютерной техники, потому что «локомотивом» здесь всегда был B2B сегмент. Зато нетбуки показали очень хороший рост и по нашим прогнозам в 2010 году продажи младших братьев ноутбуков будут только расти. На треть упал рынок сотовых телефонов, на 20-25% – продажи фотоаппаратов, рынок больших телевизоров стоимостью более 1000 евро также сильно упал. Сейчас люди действительно стараются экономить на подобных покупках.

Хотя очень интересная ситуация наблюдается в регионах. Там люди рассматривают покупку дорогой бытовой и компьютерной техники как инвестицию, возможность не потерять деньги. Поэтому в некоторых регионах наблюдалась обратная ситуация – рост продаж дорогой техники.

В целом же, практически вся компьютерная и цифровая техника пользуется устойчивым спросом в интернете, так как совершать покупку удобно – идти никуда не надо, а цены ниже, чем в обычных магазинах. Главные критерии, которыми руководствуется покупатель, выбирая интернет-магазин, это цена товара и репутация магазина. Стоимость товаров в интернете действительно на 10-20% ниже, чем в оффлайн-магазинах. Это и понятно, интернет-компании тратят меньше денег на аренду помещений, им не нужно оборудовать витрины, они могут обходиться меньшим количеством продавцов и другого обслуживающего персонала. Это позволяет значительно сократить издержки. В то же время клиенты магазинов в сети становятся все более требовательными. Им не достаточно просто увидеть картинку и цену, также как и в обычном магазине они ожидают получить высокий уровень сервиса, квалифицированную консультацию, возможность выбрать способ оплаты или получить товар в течение 3-4 часов после оформления заказа.

При покупке высокотехнологичных продуктов клиенты особенно интересуются вопросом гарантийного обслуживания. И именно это, к сожалению, может стать большой проблемой при покупке товаров в магазинах-однодневках, которые, увы в интернете не редкость. Только крупные игроки, заинтересованные в длительном пребывании на рынке и в развитии бизнеса, могут предоставить клиентам качественные услуги сервисного центра или замену товара. Потому что это их репутация. В частности, в Dostavka.ru система гарантийного и постгарантийного обслуживания отрабатывалась годами, и сегодня мы можем с уверенностью сказать, что удовлетворены тем, как работает эта структура.

Одной из современных тенденций является выход оффлайн-магазинов в интернет. "Эльдорадо", "М.Видео", "Техносила",  X5 Retail Group, "Связной", "Евросеть" и многие другие крупные сети по продаже техники ежегодно увеличивают бюджет на развитие и продвижение своих интернет-магазинов. Во-первых, интернет – более экономичный канал коммуникации с потребителями, затраты на поддержание интернет-магазина не сопоставимы с расходами на развитие и поддержание региональной сети магазинов. Во-вторых, в последние годы активно идет «интернетизация» регионов, соответственно, в сети можно найти не только часть своих клиентов, которые перестали ходить в обычные магазины, предпочитая делать экономичные покупки, сидя у экрана монитора, но и выйти на новую аудиторию, например, в тех городах, где оффлайн-магазина у данного ритейлера никогда и не было.

Изменение потребительского спроса в кризисный период некоторым образом повлияло на предлагаемый ассортимент продукции. Как известно, каждый производитель ежегодно обновляет свою линейку товаров. В 2010 году, по всей видимости, мы увидим более узкую линейку продукции premium и medium-классов, но будет больше товаров для  масс-маркет, то есть, относительно недорогой продукции, ориентированной на большие объемы продаж. Практически каждый производитель с учетом кризиса внес коррективы в производство и сейчас старается выводить на рынок товары  по более доступной цене, но с несколько «урезанным» функционалом.

Отдельно стоит сказать о новинках рынка компьютерной и цифровой техники. Товары этой категории быстро устаревают. В среднем период жизни «новинки» составляет от 4 до 10 месяцев. Особенно быстро устаревают сотовые телефоны, видеокарты, процессоры, другая компьютерная техника. Через полгода-год цена этого товара значительно падает и в некоторых случаях ее изменение может доходить до 50%. Сегодня растет спрос на те самые «устаревшие» новинки, которые еще год назад были дороже как минимум на треть.

Сейчас динамика продаж на рынке электронной торговли активно восстанавливается. В 2010 году мы прогнозируем, что рост продаж компьютерной и цифровой техники будет на уровне 15-18%. При этом до 3% роста продаж придется на так называемые «отложенные» покупки, когда потребители, решившие в прошлом году приберечь часть своих сбережений, совершат запланированные покупки.

Если не произойдет очередного кризиса, что вполне может произойти осенью этого года, то в ближайшие год-два, рынок электронной коммерции может вырасти  еще на 30%.

Источник: Андрей Хромов, директор интернет-гипермаркета Dostavka.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости