Мировой рынок мобильных телефонов вырос на 21,7% в 1 квартале 2010 года - весьма значительно после резкого сокращения год назад. Этому способствовал растущий спрос на конвергентные мобильные устройства (смартфоны) и оживление глобальной экономики. По данным IDC Worldwide Mobile Phone Tracker, совокупный объем поставок вендоров в 1 квартале составил 294,9 млн. шт. против 242,4 млн. шт. в том же квартале год назад.

С появлением на рынке новых более мощных моделей конвергентные мобильные устройства, предоставляющие потребителям и бизнес-пользователям обширную интернет-функциональность, в том числе беспроводную электронную почту, становятся всё более популярными. Продажи смартфонов и постепенное восстановление традиционного сегмента мобильных телефонов помогло рынку избежать повторения 1 квартала 2009 года, когда объем поставок снизился на 16,6%.

Также, растущий спрос на смартфоны помог компании Research In Motion (RIM) впервые войти в первую пятерку вендоров этого рынка. Она вытеснила Motorola поделив с Sony Ericsson 4-е место в списке IDC за 1 квартал. Объем поставок RIM в 1 квартале составил 10,6 млн. шт., тогда как Motorola, фигурировавшая в списке топ-5 вендоров с момента старта IDC Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker в 2004 году, поставила 8,5 млн. шт. Motorola, вендор №2 в 2004 году, в прошлом году заняла пятое место благодаря своей категории традиционных мобильных телефонов с низкими темпами роста. Motorola неуклонно теряла свою долю рынка начиная с 2004 года, когда начался переход к моделям с более широкой функциональностью и смартфонам. Этот переход дал дорогу вендорам конвергентных мобильных устройств, таким как RIM и Apple.

«Вхождение RIM в группу топ-5 подчеркивает устойчивую тенденцию роста в сегменте смартфонов, которая движет восстановление глобального рынка мобильных телефонов, - пишет Кевин Рестиво, старший аналитик исследования, Worldwide Mobile Phone Tracker, IDC. - Кроме того, впервые со второго квартала 2005 года, когда Sony Ericsson отобрала пятое место у BenQ Siemens, еще один вендор покинул список топ-5».

«Тот факт, что рынок мобильных телефонов показал двузначный рост за год в послепраздничный квартал, конечно, хорошая новость для отрасли, - пишет Рамон Ламас, старший аналитик исследования, Mobile Devices Technology and Trends, IDC. - Если в прошлом году мы наблюдали большую неопределенность спроса и общее нежелание выводить на рынок новые устройства, то в этом году вендоры даже выпустили новые устройства. Кроме того, сохраняющийся прицел на конвергентные мобильные устройства означает возможность большего дохода и прибыльности для вендоров, что будет желанной переменой по сравнению с тем же кварталом год назад».

Перспективы рынка

IDC полагает, что оживление мирового рынка мобильных телефонов продолжится в 2010 году, хотя и не с такими темпами роста, как в 1 квартале. «Следует отметить, что рост рынка в 1 квартале, хотя и впечатляющий, дается в сравнении с одним из самых слабых кварталов за всю историю отрасли мобильных телефонов (1 кв. 2009 г.), - пишет Рестиво. - Этот рост не следует воспринимать как ориентир ни на будущие кварталы, ни на год. По сути, эти результаты практически соответствуют нашим прогнозам на 1 квартал. В2010 году мы по-прежнему ожидаем рост на 11%».

Картина по регионам

- Азиатско-Тихоокеанский регион (без Японии) начал год с сильного квартала в основном из-за  рынка Китая. В целом, более широкий выбор недорогих смартфонов во всех странах региона способствует их проникновению. Модели с сенсорным экраном оставались горячим сегментом рынка, помогая стимулировать спрос на конвергентные мобильные устройства по всему региону.

- Западноевропейский рынок продолжал восстанавливаться после рецессии в последнем квартале. Рост в регионе был обусловлен сильными поставками смартфонов по сравнению с прошлым годом. Были выпущены новые модели высокого класса, а склады освободились  от продукции предыдущего квартала. Это открыло дорогу росту в сегменте смартфонов в 1 квартале за счет более традиционных устройств. Тем не менее, специализированные модели (класса feature phone) с сенсорным экраном и недорогие телефоны, особенно корейского производства, в 1 квартале продавались
хорошо.

- Как и ожидалось, рынок мобильных телефонов в США сократился  относительно предыдущего квартала. Однако интерес пользователей к смартфонам оставался высоким благодаря появлению Google Nexus One и новых моделей Motorola. В то же время, объем поставок специализированных моделей, который неуклонно снижался в предыдущие кварталы, поддерживался устойчивым интересом к устройствам мгновенного обмена сообщениями.

- В Канаде  появились заманчивые модели с Android, а именно Motorola Milestone и Samsung Galaxy Spica. Сохранялся также акцент поставщиков на устройства мгновенного обмена сообщениями в категории традиционных мобильных телефонов.

- Латиноамериканский рынок мобильных телефонов также оживился в 1 квартале благодаря более высокому спросу партнеров на специализированные модели и конвергентные устройства. Национальные валюты также стабилизировались, что способствовало росту потребительских расходов на телефоны. Изготовители и операторы включали функции «социальных сетей» в большее количество моделей, продаваемых в Латинской Америке. Вендоры рассчитывают на  региональный рост после строительства местных сборочных заводов.

Тоа-5 вендоров мобильных телефонов

Nokia начала этот год с сильных поставок в 1 квартале благодаря хорошим продажам своих моделей 5130 и 2700. Объем поставок в 1 квартале составил 107,8 млн. шт., что почти на 16% больше того же квартала год назад. Однако эти цифры были всё же ниже пика, достигнутого в 1 квартале 2008 года. Поставки конвергентных мобильных устройств резко выросли по сравнению с прошлым годом благодаря хорошо продающимся моделям 5230, 5800, 5530 и X6. Однако средние продажные цены (ASP) смартфонов в 1 квартале упали до 155 евро против 186 евро в предыдущем квартале. Nokia планирует начать поставлять мод. N8 (первый смартфон с операционной системой Symbian 3) в 3 квартале. Она будет стоить 370 евро, сообщает компания, и должна повысить ее общий уровень ASP.

Samsung твердо удерживает второе место в мире уже двенадцатый квартал подряд с общим объемом поставок больше, чем у следующих за ним трех вендоров, вместе взятых. Этим результатам способствовал выпуск новых устройств, а также расширение каналов дистрибуции на развивающихся рынках. Более того, стремление предложить устройства высокого класса, в том числе с сенсорным экраном и смартфоны, способствовало росту средних продажных цен. Samsung планирует выпустить больше телефонов на базе Android и bada ближе к концу года и предложить больше моделей с сенсорным экраном для массового рынка.

LG Electronics оставалась вендором №3 в мире с ростом поставок почти на 20% относительно прошлого года, однако доход и прибыль снизились вследствие сезонных колебаний и падения цен. Изобилие специализированных моделей с разным уровнем цен помогло успеху компании в отношениях с операторами и потребителями, особенно на развивающихся рынках, где LG достигла трехзначного роста. Вместе с тем, отсутствие обширного и насыщенного портфеля смартфонов привело к потере части доли рынка, особенно в Северной Америке. LG планирует выпустить несколько устройств с Android, Windows Mobile 6.5 и Windows Phone 7 ближе к концу года и расширять свою глобальную платформу для выхода на новые рынки.

Компания Research In Motion впервые появилась в списке топ-5 вендоров в мире с общим объемом поставок, превысившим объем Motorola почти на 2 млн. шт. RIM - единственный вендор в первой пятерке, выпускающий только смартфоны и, как результат, имеет самые высокие средние продажные цены в группе. Ключ к успеху компании в 1 квартале - в популярности ее моделей BlackBerry Curve 8520 и BlackBerry Bold 9700 на многих рынках, а также глобальные предложения с предоплатой. Хорошее принятие на потребительском рынке, особенно среди жаждущих мгновенного общения подростков, также питало спрос на линейку BlackBerry.

Sony Ericsson вернулась к прибыльности в 1 квартале благодаря мерам по сокращению затрат и выводу на рынок новых продуктов. Компания выпустила шесть новых телефонов, в том числе три новые модели Greenheart - Aspen, Elm и Hazel, - а также смартфоны Xperia X10 и Vivaz. Средние продажные цены выросли на 12%, так как компания вычеркнула из своей линейки несколько менее прибыльных продуктов. Однако общие поставки в 1 квартале снизились на 28%. К концу 2 квартала начнут поставляться три новых смартфона - Vivaz pro, Xperia X10 mini и Xperia X10 mini pro.

Источник: Пресс-служба IDC

Версия для печати (без изображений)   Все новости