На вопросы CRN/RE о текущем состоянии и перспективах развития рынка SaaS отвечает Михаил Смолянов, директор компании «Мегаплан».

CRN/RE: Как вы оцениваете распространение  SaaS в России?

Михаил Смолянов: 2010 год становится переломным для развития рынка SaaS в России, который долгое время находился в зачаточном состоянии, существенно отставая от мировых трендов. С одной стороны, заметно оживление и рост продаж; с другой - происходят существенные изменения структуры рынка: начали появляться все новые и новые SaaS-стартапы, удовлетворяющие совершенно разные нужды бизнеса, появились несколько порталов, консолидирующие предложение. О SaaS как о локомотиве роста ИТ-рынка заговорили ведущие эксперты отрасли. Статистика по 2010 г. покажет, насколько увеличилось проникновение SaaS в России, пока же мы можем ориентироваться на весьма скромные показатели предыдущих лет. Так, по данным IDC, в 2009 г. российский рынок SaaS оценивался в 5,7 млн. долл., а в 2013 г. прогнозируемый объем рынка - уже 100 млн. долл.

CRN/RE: Какие плюсы и минусы работы в системах на базе SaaS можно выделить? Какие функции лучше оставлять за «коробочными» продуктами, а какие эффективнее реализовывать, используя SaaS-решения?

М.С.: Основные плюсы SaaS-решений – время и деньги. Во-первых, такое решение можно  развернуть очень быстро: сегодня перед вами встала задача организовать совместную  работу, а завтра вечером все сотрудники уже ставят первые задачи онлайн. Во-вторых, отсутствие затрат на поддержку и обслуживание:  вся необходимая техподдержка и апгрейды входят в стоимость купленной на определенный срок лицензии.

Что касается минусов, то к ним можно отнести зависимость решений от скорости интернет-канала. В России он не у всех достаточно быстрый и стабильный, поэтому  перед тем  как использовать SaaS-решение, надо оценить качество Интернета,  которым пользуется компания. Впрочем, не для всех решений низкая скорость является критичной.

На SaaS не рекомендуется переводить «тяжелые» с точки зрения трафика функции. Построение сложных отчетов и другие задачи, для выполнения которых требуется пересылка очень большого объема данных, например, биржевых сводок, лучше решать с помощью коробочного ПО.  

CRN/RE: Традиционно считается, что CRM- и HRM-системы  - идеальный класс продуктов для реализации в рамках концепции SaaS. Согласны ли вы с этим утверждением?

М.С.: Если говорить в целом, то  в виде SaaS прежде всего будут реализованы решения для малого и среднего бизнеса – для них это самый выгодный способ использования ПО. Это должны быть решения самого широкого функционала, востребованного у российского бизнеса: SaaS-аналоги правовых баз вроде «Гаранта» и «Консультанта», CRM, HRM, системы автоматизации основных бизнес-процессов, учета, системы управления совместной работой и пр.

CRN/RE: Готов ли российский рынок к внедрению систем управления проектами в мелком и среднем сегментах рынка?

М.С.: Мы практически не сталкиваемся с тем, чтобы клиент сказал, что ему не нужно наше решение. Если человеку знает о  таком  классе решений, то он сразу понимает и его преимущества. Поэтому можно сказать, что мелкий и средний сегменты готовы. Что касается крупного сектора, то он пока более привержен к собственным и «коробочным» разработкам, развернутым как на своем, так и на внешнем оборудовании. Крупный сектор и дальше будет в большей степени использовать «облачную» инфраструктуру, разворачивая на ней облачное ПО. Однако в крупных компаниях SaaS-решениями зачастую пользуются отделы. Например, отделам маркетинга так удобнее организовывать свою работу и коммуникации с подрядчиками.

CRN/RE: Поясните на каком-нибудь конкретном примере как можно сэкономить, используя   «облако».

М.С.: Сравнительный пример расчета стоимости подписки на SaaS-сервис «Мегаплан» на 3 года из расчета 10 лицензий см. в таблице.

CRN/RE: Какие сложности при продвижении SaaS-систем управления задачами и отношениями с клиентами вы бы выделили?  

М.С.:  Основные сложности продвижения SaaS в России - это боязнь клиентов за конфиденциальность своих данных, а также за доступность системы, как по вине разработчика, так и по вине нестабильного интернет-канала в офисе. В бизнес-среде все еще существует это заблуждение – многие почему-то думают, что если поставят решение на свой сервер, то оно будет работать надежнее.

CRN/RE: Есть ли какие-то угрозы для данных клиента, которые нельзя предотвратить?

М.С.: Ни один SaaS-вендор не сможет предотвратить человеческий фактор: сознательную передачу данных сотрудником или перехват его пароля на вход. Это те же самые риски, которые мы несем, работая и общаясь в онлайн-среде: наш пароль от ICQ, почты, аккаунтов социальных сетей и т.д. можно заполучить, если он не достаточно надежен. Этот риск можно снизить как с помощью внутренних регламентов, так и с помощью технических требований к паролям.

CRN/RE: Как устроена защита конфиденциальных данных пользователей при работе с «облачными» программами?

М.С.: SaaS-провайдер предъявляет высокие требования к уровню защищенности дата-центров, где хранятся данные клиентов, а для доступа к ним используется защищенный протокол передачи данных.

У поставщиков «облачных» решений, как и крупных  SaaS-вендоров, для построения инфраструктуры привлекаются  высококвалифицированные специалисты в области информационной безопасности. Таким образом, благодаря «облачной» концепции, рядовые пользователи, а также средние и мелкие компании  получают доступ как к продуманной инфраструктуре, так и к ценному опыту и знаниям профессионалов.

Источник: CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости