Облачные вычисления были темой многих новостей в 2011 году. От мобильного облака и платформы OpenStack до пугающих отказов Amazon и крупных покупок - вот 10 главных событий на этом рынке в уходящем году.

В 2011 году облачные вычисления привлекли к себе больше внимания.  Были успехи и неудачи, инновации и гораздо меньше рекламной болтовни, чем в предыдущие годы. В 2011 году ИТ-облако приняло отчетливую форму, стала очевидной его ценность. Вот 10 событий, которые редакция CRN считает  главными на этом рынке в 2011 году.

10. OpenStack развивается

Совместный open-source проект облака OpenStack, начатый компанией Rackspace и NASA в июле прошлого года, достиг реального прогресса в 2011 году. Был уже четвертый релиз под названием Diablo. В проекте участвуют сейчас более 120 компаний, включая Cisco, Citrix, Dell и других. Недавно HP объявила о намерении участвовать в OpenStack. Проект насчитывает также около 300 активных разработчиков, а количество загрузок из репозитория кода превысило 50 тыс. (не считая загрузок из других источников). В 2011 году стартовало также облако Rackspace Cloud, Private Edition - эталонная архитектура на базе OpenStack, которая доступна избранным системным интеграторам для облачных внедрений. В 2012 году Rackspace намерена создать OpenStack Foundation, который возьмет на себя руководство проектом и станет владельцем товарного знака и авторских прав на OpenStack.

9. Правительство - во главе перемен

Федеральное правительство США продолжало «переселение» в облако, чтобы сократить государственные ИТ-расходы и двигать инновации, и вендоры старались не упустить государственные контракты в 2011 году. От получения сертификации по FISMA (Федеральный закон США об управлении информационной безопасностью), вызвавшего целую перепалку между Microsoft и Google, до запуска облачных сервисов для госслужб GovCloud - вендоры стремились ухватить солидные госзаказы. И неспроста: примерно две трети федеральных органов имеют приложения, подлежащие переносу в облако.

8. Бум «облачного» финансирования

Помните звон монет в кассовых аппаратах, которым начинается мегахит группы Pink Floyd 1973 года, «Money»? В 2011 году мириады облачных компаний-новичков пополнили свои банковские счета с помощью венчурных капиталистов и инвестиционных фирм. Целый вал многомиллионных вливаний помог новичкам взять старт. Box.net, предложившая услуги облачного хранения данных, получила 162 млн. долл. Boundary получила 4 млн. долл. Intacct  - более 12 млн. долл., и многие другие также сорвали куш на облачном буме.

7. Рождение iCloud

Apple имела серьезную стратегию в облаке в 2011 году, и больше всего это очевидно в iCloud. Этот сервис облачного хранения с синхронизацией позволяет хранить музыку, фотографии, приложения, календари, документы и др. и автоматически проталкивает этот контент на мобильные устройства (до 10-ти). Сервис iCloud, который представил ныне покойный главный управляющий Apple Стив Джобс на WWDC 2011, содержит также популярные приложения Apple: календарь, почту и контакты. Отзывы об iCloud были разноречивы, но сам факт, что компания взяла облако на прицел, многозначителен и подтверждает, что рынок созрел для наступления.

6. За покупками - в облако

Не только операторы связи выкладывали крупные суммы за облачные технологии, чтобы пополнить свой портфель услуг. Покупки на этом рынке занимали первые строки в 2011 году. Одной из самых крупных была покупка глобальным интегратором Dimension Data разработчика облачной инфраструктуры OpSource. Другой была покупка Autonomy, крупного игрока на рынке облачных услуг управления данными, за 10,3 млрд. долл., совершенная HP. CA также продолжила свои приобретения на этом рынке в 2011 году, добавив WatchMouse, разработчика мониторинга облачных и мобильных приложений. Даже облачные VAR`ы вступили в игру: поставщик облачных услуг Appirio купил три компании только в этом году, а Cloud Sherpas, крупный партнер Google, совершил три покупки, чтобы расширить свой охват на новые территории.

5. VAR`ы пробуют себя в роли ISV

Вряд ли кто будет спорить: чтобы охватить этот новый рынок, поставщики решений должны измениться сами. Облачные услуги требуют новой бизнес-модели. Постоянный поток дохода - вот новая главная цель в переходе от прежней модели полной оплаты за всё и сразу. И во многих случаях VAR`ы перенимают некоторые черты, обычно характерные для независимых поставщиков ПО (ISV). Они строят приложения на заказ и многократно используемые блоки ПО, чтобы охватить новых клиентов и закрепиться в области прикладной инфраструктуры, а сверх всего этого предлагают облачные сервисы. Во многих случаях именно приложения составляют ценность облака, и способность создать эту ценность принесла солидный доход VAR`ам, готовым совершить такой переход. И этим они кладут начало тому, что некоторые уже назвали «Channel 2.0».

4. «Облачная горячка» телекомов

Verizon начал этот год покупкой поставщика облака Terremark за 1,4 млрд. долл. в январе, инициировав целую волну «облачных» покупок: традиционные телекомы, операторы связи и поставщики услуг стремились найти точку опоры в облаке. Последовал целый вал покупок: Time Warner Cable приобрел NaviSite за 220 млн. долл., CenturyLink стал владельцем Savvis в многомиллиардной сделке. AT&T также обещает крупные инвестиции в облако, так что этот рынок был новой ареной борьбы для телекомов в 2011 году.

3. Всепроникновение соцсетей

Стоит доверить это главному управляющему Salesforce.com Марку Беньоффу - взять облачный рынок, который он помог создать, и разогнать его до космической скорости. Благодаря видению Беньоффа - грядущей «социализации» мира бизнеса и революции соцсетей - курс, которым следует облако, изменился к лучшему. Слияние мобильных, открытых облачных платформ и соцсетей, составляющее краеугольный камень корпоративной «социализации», сделает компании подвижнее, упростит взаимодействие и облегчит работу. Для самой Salesforce.com это началось с любви Беньоффа к Facebook и его мечты - видеть похожее на Facebook взаимодействие в мире бизнеса. Но не только Salesforce.com нацелена на соцсети. Google и другие в этом году ринулись встраивать элементы соцсетей в стандартные рабочие процессы. Как показало недавнее исследование, проведенное поставщиком облачных услуг Bluewolf, 61% компаний рассматривают внедрение функций соцсетей как важный приоритет, и поставщики решений могут пожинать плоды с этого интереса.

2. Облако наступает

Можно списать это на планшетную революцию, или указать пальцем на iPhone. Кого ни считай виновником перемен, факт от этого не меняется: в 2011 году облако стало мобильным - так, как никто не мог себе представить. На волне мобильных приложений облачные сервисы для мобильных устройств получили мощный старт. Возможность доступа к приложениям, хранимым в другом месте, с устройства, находящегося где угодно, стала новым ценным предложением облака, предлагающего безмерное увеличение продуктивности, и поставщики решений должны теперь не только предоставить облачные сервисы, но и сделать их доступными с любимых устройств заказчика. Поставщик облачных решений Model Metrics, недавно купленный компанией Salesforce.com, провел исследование в начале этого года, которое показало, что 80% его заказчиков имеют теперь планы принятия смартфонов и планшетов как часть своих программ внедрения облачных сервисов. К слову сказать, количество мобильных проектов Model Metrics утроилось в этом году.

1. Пугающие отказы

С самого начала облако было подвержено отказам. Но этого и можно было ожидать. Поначалу отказы, хотя и доставляли неудобство, были мелкими. Но всё изменилось в апреле 2011 г., когда произошел крупный отказ в облаке Amazon, лишивший онлайн-присутствия ряд весьма крупных клиентов на несколько дней. Поначалу последовало «радиомолчание» крупнейшего поставщика облака, но спустя несколько дней Amazon очнулся, объяснив тотальный сбой лавиной поисков зеркала, и принес клиентам свои извинения, призвав верить в лучшее. Вслед за этим многие другие поставщики облака испытали аналогичные отказы. Несколько раз отказывали сервисы BPOS и облачные приложения Office 365 у Microsoft, не работали некоторые облачные сервисы Google, включая Gmail, Google App Engine и Google Docs, и многие другие, в том числе Intuit, Jive и Yahoo. У Amazon было еще два отказа. Но именно первый памятный отказ Amazon в апреле заставил многих задуматься: действительно ли облачные сервисы являются столь надежной стратегией в ИТ, на которой можно строить свой бизнес?

Источник: Эндрю Р. Хики, CRN/США

Версия для печати (без изображений)   Все новости