Это был бурный год, произошли большие перемены в канале партнеров Cisco, Juniper и других крупных игроков и началом широкого принятия SDN.

Большая часть дискуссий сетевого рынка в 2012 году вращалась вокруг программируемой сетевой инфраструктуры (software-defined networking, SDN): что это такое, какие технологии в ней задействованы, необходим ли канал для продвижения SDN, и не угрожает ли она «старой гвардии» сетевых вендоров, Cisco и HP?

Тема станет еще интереснее в 2013 году по мере того, как SDN выходит из стен лабораторий, перемещаясь в плоскость обсуждения практических аспектов. Но SDN не единственная тема, занимавшая умы в этом году; было достаточно новостей, касавшихся Juniper, Huawei, Microsoft и, конечно, Cisco, которая обрела за этот год гораздо лучшую форму.

Вот главные события, которые затронули сетевой рынок в 2012 году.

10. Juniper катится вниз

Что происходило с Juniper в 2012 году? Компания вступила в этот год, уже испытывая трудности: партнеры устали от технических проблем с линейкой шлюзов безопасности SRX на фоне снижения прибыли и большой неопределенности в целом.
На конец года компания всё еще нездорова: она увольняет более 500 человек, вызывает недовольство на Уолл-стрит, ее портфель конвергентных решений для ЦОДов, QFabric, плохо продается, ее теснят со всех сторон другие игроки в безопасности, как давние, так и новые. Компания всё еще слишком подвержена специфическим особенностям циклов закупки поставщиков услуг, а лучшие руководители и инженеры покидают ее.

Главный управляющий Cisco Джон Чемберс заявил CRN в октябре, что никогда еще не видел Juniper столь уязвимой, и хотя это замечание прозвучало  из уст главного конкурента компании, трудно не согласиться с его мнением.

9. ShoreTel купила M5 Networks

В этом году было много гораздо более крупных покупок, но не все они значили так много для будущего направления развития VoIP/UC, как покупка M5 Networks, одного из ведущих игроков на рынке хостинга VoIP, которую совершила ShoreTel. После этого ShoreTel начала тонкий процесс интеграции облачных услуг в свое предложение, переименованное теперь в ShoreTel Sky, стараясь при этом не огорчать ни свой собственный канал, ни партнеров M5.

При цене 146 млн. долл. ShoreTel потратила на M5 большую часть своей наличности, и пятно на репутации из-за отказа ShoreTel Sky во время урагана Сэнди было совсем некстати. Но если ShoreTel возьмется за облачный хостинг правильно, то обнаружит, что имеющийся рынок быстро расширяется на фоне ее слабых продаж на рынке VoIP и UC, где значительные сдвиги в доле вендоров редки.

«Нет причин, почему ShoreTel не могла бы быть крупным игроком, - считает Джон Арнолд, главный аналитик фирмы J. Arnold & Associates. - Если спустя год они не будут получать прибыль, то будут серьезные вопросы, что они с этим сделали. Но они привлекли канал на свою сторону и у них есть план, как  предложить этот портфель облачных услуг своей базе заказчиков».

8. Важные перемены в БЛВС

Это был важный год на рынке БЛВС с приходом коммерческих стратегий на основе стандарта 802.11a/c, который будет постепенно вытеснять стандарт 802.11n в последующие годы. Сетевые вендоры стали выстраивать единые стратегии для проводных и беспроводных сетей, и даже Gartner отреагировала на эту тенденцию, объединив свои отдельные диаграммы Magic Quadrant для корпоративных ЛВС и корпоративных БЛВС в одну.

Рынок с интересом встретил Miracast, стандарт одноранговых сетей, который получил благословение от Wi-Fi Alliance и уже начал обрастать продуктами. Были хорошие новости от Aruba Networks, чье партнерство с VAR`ами становится всё теснее. Было не слишком успешное, но всё же знаменательное акционирование Ruckus Wireless, за которой также стоит крепкий канал. И совсем недавно Cisco совершила мегапокупку, выложив 1,2 млрд. долл. за Meraki с планами мощно атаковать средний сегмент с сетевыми устройствами, управляемыми через облако.

7. F5 и Riverbed: борьба за производительность

Переход к программируемой сетевой инфраструктуре и виртуализированным  конвергентным ЦОДам подчеркивает неизменную важность самих приложений заказчиков; это включает всё -  от уровня готовности до гладкости и быстроты пользовательского интерфейса. Именно в этих аспектах преуспели вендоры, ориентированные на производительность ЦОДов, такие как лидер сетей доставки приложений (ADN) F5 Networks и лидер оптимизации WAN Riverbed.

Для F5 и Riverbed это был успешный год, но еще важнее, как прицел каждой из этих компаний стал главным направлением рынка и как обе стремятся выйти за рамки своей специализации: F5 - в ИТ-безопасность и разработку на заказ, а Riverbed - в доставку приложений, оптимизацию веб-контента и облачное хранение данных.

Теперь, когда Cisco решила покинуть сегмент балансирования нагрузки, это станет важным  делом. Riverbed всё дальше продвигается в сегмент ADN, где властвует F5, а F5 оттесняет игроков в ИБ, и следует ожидать, что эти две компании будут всё больше сталкиваться лбами, особенно с общим ростом в сегменте оптимизации WAN и замедлением ADN в последние кварталы.

6. Huawei застряла

Год назад шли разговоры вокруг того, как Huawei подрывает бизнес сетевых вендоров в Северной Америке. Но после умеренного наступления Huawei в корпоративном канале, включавшего ввод корпоративной программы в октябре 2011 г. и соглашения с Synnex и другими дистрибьюторами на протяжении 2012 года, дальнейший ее прогресс неясен. Роб Клаус, шеф канала Huawei в США, заявил, что Huawei опережает свои планы охвата канала в регионе. Но всё же, компания лишь в начале пути, и далеко не все VAR`ы радостно распахивали ей двери, даже еще до того, как в октябре появился угрожающий отчет Комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США, объявивший компанию «угрозой национальной безопасности».

Пока прибыль и валовая рентабельность компании снижаются, а известные каналу руководители в США Джон Роуз и Мэтт Бросс покинули ее стены.

5. Пора зарабатывать на BYOD

Если в прошлом году вендоры лишь много говорили о стратегии BYOD («принеси  личные мобильные устройства»), то в этом году они начали зарабатывать на этой тенденции. Хотя ни у кого нет сомнений, что тенденция будет расти и дальше, разговор в отрасли сместился на практические трудности в этом деле. В исследовании Blue Coat в ноябре было высказано мнение, что большинство организаций еще не понимают все преимущества использования мобильных устройств из-за неготовности ИТ-администраторов. Между тем, фирма Ovum, которая занимается исследованиями телекоммуникационного рынка, недавно высказала мнение, что BYOD может иметь культурные последствия.

«Персонал на формирующихся рынках с высоким ростом демонстрирует более гибкое отношение к рабочему времени: они готовы использовать свои собственные мобильные устройства. Однако в зрелых экономиках служащие привыкли к более комфортным нормам поведения на работе; для них ценно разделение рабочего времени и их частной жизни, - пишет Ovum. - Это различие в поведении формирует  не только будущие формы корпоративной мобильной стратегии на рынках высокого роста, отличные от зрелых рынков, но также диктует, какие рынки, в структурном плане, больше всего выиграют от этой революции».

4. Растущее признание Lync

Когда Microsoft вступила на рынок VoIP в 2007 году, председатель правления Билл Гейтс провозгласил, что «переход к коммуникации на основе ПО будет столь же радикальным, что и переход от пишущей машинки к текстовым процессорам».

Спустя пять лет и преодолев определенные препятствия, платформа Lync, которая была дальнейшим развитием OCS, когда стартовала в ноябре 2010 г., стала одним из самых важных новых направлений бизнеса Microsoft - растущим настолько быстро, что Cisco считает теперь Microsoft, а не Avaya, своим самым опасным соперником на рынке UC.

В июле Microsoft объявила, что доход Lync вырос на 45% по сравнению с прошлым годом, и аналитики всех фирм рассматривают Lync как потенциальное благо для Microsoft на корпоративном рынке. Даже VAR`ы, продающие продукты UC от Cisco и Avaya, говорят, что вынуждены держать Lync про запас - или рискуют потерять заказчиков, которые хотят идти с Microsoft.

3. VMware купила Nicira

Большинство обозревателей рассматривают этот шаг (и другие покупки, связанные с SDN, в частности, сделку Brocade-Vyatta) не только как знак растущего влияния SDN на рынке, но и как предвестие многих других таких покупок и слияний.
Но и само по себе это впечатляет, учитывая 1,2 млрд. долл., выложенные VMware (которая, по слухам, обошла Cisco, также мечтавшую об этой покупке). Получив технологию Nicira, VMware становится потенциальным конкурентом многих вендоров сетевого оборудования и инфраструктуры, которых она считает своими союзниками. В их числе и Cisco, которая является близким стратегическим партнером VMware и EMC на рынке конвергентной инфраструктуры. (Напомним, что EMC держит контрольный пакет VMware, но всё больше расходится с обоими вендорами.)

2. Возрождение Cisco

В 2011 году, в разгар глобальной корпоративной реструктуризации Cisco многие обозреватели отрасли говорили, что главному управляющему Джону Чемберсу пора в отставку, и гадали, действительно ли лидер сетевого рынка движется к своему закату. Однако вступив в свой новый, 2013 ф.г., который начался 1 августа, Cisco выглядела вполне бодрой, особенно в сравнении с тем, через что прошли ее конкуренты HP, Juniper и Huawei в этом году.

Чемберс рассматривает позиции Cisco 2012 году - солидную прибыль, гигантский рост в ЦОДах и вновь взятый прицел на свой магистральный бизнес вместо 30-50 «смежных областей» - как подтверждение верности курса. Теперь, когда официально объявлено о будущем сложении полномочий CEO, Чемберс смело говорит партнерам, что ставка, которую они сделали на компанию, верна, тем более что другие вендоры первого эшелона - HP, Dell и Oracle - сообщают о снижении прибыли и теряют ясность своей стратегии в канале.

«Являясь партнером Cisco, вы работаете с компанией, которая не проигрывает, - заявил Чемберс в эксклюзивном интервью CRN. - Когда нам нужно пересоздать себя, мы это делаем».

1. SDN в центре внимания

Как-то внезапно оказалось, что каждый крупный сетевой вендор имеет стратегию SDN или программируемой инфраструктуры ЦОДов, и эта тема стала главной в 2012 году.

Столпы сетевого рынка - Cisco, HP, Alcatel-Lucent, Juniper и другие - спешили сформулировать свою стратегию в SDN. Кто-то сделал большой рывок вперед, другие пока застряли на маркетинге. На этом фоне стартапы в SDN - от хорошо известных Big Switch Networks и Embrane до новых имен, таких как Midokura и Plexxi - стали важными игроками рынка.

Некоторые самые привлекательные игроки, в частности Nicira, стали объектом покупки. Другие, такие как ADARA Networks, ведут свою игру, но активно выстраивают стратегию в канале. Среди всей этой активности тема SDN привлекла внимание обозревателей отрасли, венчурных капиталистов и VAR`ов, и сама технология выходит из стен лабораторий: центр тяжести переносится на практические аспекты и как это можно продавать заказчикам.

«Пока это только первые шаги для самой технологии и тех, кто намерен возглавить этот переход, - говорит Гари Алегзандер, президент и главный управляющий VAR-компании Alexander Open Systems. - Но нет сомнений, что она выходит на рынок».

Источник: Чед Берндтсон, CRN/США

Версия для печати (без изображений)   Все новости