Справка по законопроекту:

  • Полное название законопроекта: № 5534246 (о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях)
  • Субъекты права законодательной инициативы: Депутаты Государственной Думы В.Е.Деньгин, А.К.Луговой, А.А.Ющенко
  • Ответственный комитет ГД: Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи
  • Дата внесения: 25 июня 2015 года

Карточка законопроекта

Основные аспекты, заложенные в законопроект:


  • Законопроектом вносятся изменения ФЗ-152, обязующие хранить ПД россиян на территории РФ (размещение баз с персональными данными россиян только на территории России, с некоторыми допустимыми исключениями для госсектора и организаций,выполняющих госзаказы);
  • Также помимо хранения законопроектом предполагается обязательная обработка ПД россиян на территории РФ;
  • Законопроектом предполагается механизм ограничения доступа к «информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных»;
  • Для реализации этого предполагается создание нового Реестра нарушителей прав субъектов персональных данных (в Реестр включаются: доменные имена и/или указатели страниц сайтов, сетевые адреса, вступивший в силу судебный акт, информация об устранении нарушения, дата направления операторам связи данных о ресурсе для ограничения доступа).

Позиция Ассоциации электронных коммуникаций (НП «РАЭК»):


По итогам рассмотрения Экспертно-Консультативным Советом при РАЭК по взаимодействию с ОГВ — проекта Федерального закона № 5534246 («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации (в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях)»), а также gо итогам предварительных отраслевых консультаций — полагаем принятие законопроекта в текущей редакции нецелесообразным по следующим основаниям:

  1. Законопроект лишает субъектов персональных данных — граждан Российской Федерации права распоряжаться своими собственными данными императивно определяя, что их запись, систематизация и т.д. должны обеспечивается только в базах данных, расположенных на территории Российской Федерации.
    Необходимо не вводить такое императивное ограничение, а предложить механизм информирования субъекта персональных данных (пользователя) о том, где осуществляется запись, систематизация и т.д. его персональные данные. В таком случае сам субъект персональных данных вправе сделать выбор, на какой территории будут производиться указанные действия;

  2. Законопроект ставит под вопрос трансграничную передачу персональных данных.

  3. Принятие подобных законопроектов о «локализации» персональных данных в других странах привело к уходу глобальных сервисом и к существенным экономическим потерям.
    Локализация данных требует от провайдера информационных услуг построения физической местной инфраструктуры в каждой юрисдикции, в которой он работает, чрезвычайно увеличивая расходы и другие убытки как для провайдеров, так и потребителей услуг. Предоставление многих из глобальных услуг делается невозможным для пользователей государства, в котором введено требование по локализации данных. Например, будет невозможно забронировать билеты на сайте зарубежной авиакомпании, т.к. сбор и хранение будут осуществляться на территории той страны, в которой работает авиакомпания; или невозможно будет воспользоваться системами бронирования отелей, т.к. персональные данные будут собираться и храниться на серверах этого отеля в стране нахождения. В конечно итоге, предложенное регулирование может привести к обратному эффекту, чем изначально запланированное, и отпугнуть компании, которые хотят вести бизнес и вкладывать инвестиции в России. 27 июня 2014 Председатель Государственной ДумыСергей Нарышкин, открывая работу Международной конференции по обеспечению роста инвестиций в России «ИнвестРос», отметил, что «одна из центральных задач экономической политики нашего государства — обеспечение роста инвестиций». Решение этой задачи связано с «качественной законотворческой деятельностью и правоприменением», эти составляющие, по его мнению, влияют на активность бизнеса и на выбор приоритетов государственно-частного партнёрства«;

  4. Законопроект не учитывает положения другого законопроекта, предусматривающего поправки в № 152-ФЗ, внесенного в ГД ФС РФ В.И.Матвиенко
    Данный законопроект учитывает в значительной степени отраслевую позицию, поскольку стал результатом работы специально созданной рабочей группы при Совете Федерации, осуществлявшей экспертизу и консультации с отраслью в течение более чем 1 года (см. подробности: http://raec.ru/times/detail/3045/)

  5. Авторы законопроекта ничего не указывают в пояснительной записке на то, каким образом, по их мнению, действующий Федеральный закон «О персональных данных» не обеспечивает выполнение операторами персональных данных положений части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации, а также решения Европейский суд справедливости от 13 мая 2014 г.
    В решении ECJ по делу Costeja нет ни слова о блокировках сайтов или локализации данных. В законопроекте, в свою очередь, идет речь исключительно о локализации данных и блокировках. К тому же, решение ECJ касалось только запроса конкретного гражданина в отношении результатов поиска по его персональным данным и удаления из результатов одной конкретной поисковой системы только отдельной страницы, выдаваемой по персональным данным этого конкретного гражданина. При этом, суд указал, что данное право не является абсолютным, необходимо рассматривать в совокупности право на защиту частной жизни и право на доступ к информации и свободу слова.;

  6. Законопроект предполагает ограничение доступа на основании вступившего в (законную) силу судебного акта, поэтому фактически на Роскомнадзор перекладываются обязанности по исполнению судебных актов, что входит в полномочия службы судебных приставов.

  7. Авторы законопроекта указывают, что его принятие не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
    Однако данный довод никак не обосновывается, поскольку у Роскомнадзора появляются новые полномочия, а возможность исполнения новых обязанностей при существующем объеме финансирования и штате никак не проанализирована.

Эксперты РАЭК готовят конкретные предложения по поправкам в текущую версию законопроекта, призванные помочь устранить отмеченные проблемные места и замечания.Ассоциация направит предложения по поправкам в профильный Комитет Госдумы до 5 июля 2014 года включительно.

Источник: РАЭК

Версия для печати (без изображений)   Все новости