Марина Никитина

Франсиско Гойя, «Сон разума рождает чудовищ»

Слово Capriccio имеет два значения. В первом варианте это «взбалмошная коза», другой перевод звучит как «взъерошенные волосы». В итоге если соединить все вместе и сказать русским языком, то получится примерно следующее: от увиденного волосы встанут дыбом.

Liveinternet.ru.
Александр_Ш_Крылов 

Когда разум спит, в сонных грезах рождаются чудовища, но если он бодрствует, то с помощью фантазии иногда создаются подлинные шедевры искусства. Главное — вовремя разбудить разум!

«Сон разума рождает чудовищ» — самая известная из 80 гравюр, входящих в серию «Капричос» испанского гения Гойи, которую он создал в состоянии глубокого кризиса — душевные муки, тяжелая болезнь, потеря слуха. Все пережитое только усилило зрительное восприятие мастера, который выплеснул на листы свой протест против нравственных пороков окружающего мира, свое неприятие лживого и лицемерного общества.

Эта гравюра как нельзя лучше иллюстрирует состояние рынка импорта ИТ-продукции, которое вот уже год дистрибьюторское сообщество пытается преодолеть, и, к счастью, небезуспешно.

Напомню, что в начале апреля прошлого года участникам российского ИТ-рынка была представлена «Этическая хартия бизнеса в сфере дистрибуции и импорта ИКТ-оборудования», которая ознаменовала новый этап в его развитии — этап масштабного выхода дистрибьюторов «из тени», которую в течение более двух десятков лет сгущали «определенные» условия импорта во всех сегментах1. Очевидно, что тень для многих участников рынка была вынужденной — это наследие лихих девяностых, расставание с которым требовало не только мужества пионеров движения и инициаторов принятия Этической хартии (именно риски потерять свою долю рынка сдерживали многие компании от столь резкого разворота), но и других талантов — умения договариваться с коллегами по цеху, убеждать их и доверять им, принципиальности и ответственности. Сейчас, спустя год после принятия Хартии, можно с уверенностью сказать, что движение дистрибьюторского рынка к прозрачности стало необратимым, а те, кто встали на этот путь, делом подтвердили свою причастность к сообществу ответственных, успешных компаний, заинтересованных в прозрачности и устойчивости бизнеса. Созданная при АПКИТ комиссия по импорту и дистрибуции, в которую вошли руководители крупнейших дистрибьюторских компаний, организовала работу по повышению прозрачности дистрибьюторского бизнеса и созданию условий, противодействующих «серому» импорту ИТ-продукции.

Что из сделанного за прошедший год дистрибьюторы могут занести в свой актив? Прежде всего то, что сегодня все ПК, ноутбуки, планшеты, мониторы, сотовые телефоны, ИБП, СХД, документ-сканеры, серверы, сетевое оборудование, электронные книги ввозятся в РФ абсолютно легально с полной уплатой всех налогов и сборов. Это подавляющая часть импорта ИКТ-оборудования! Да, все еще остаются проблемы с комплектующими (процессоры, жесткие диски и SSD, оперативная память), серверными платформами, флэш-памятью, аксессуарами, однако объем импорта, который осуществляется с нарушением в этих сегментах, сокращается, и есть уверенность, что и здесь существующие проблемы могут и должны быть минимизированы уже в этом году.

Что в результате получает рынок? Прежде всего существенное снижение рисков доначисления НДС, которые могут возникнуть при работе с недобросовестными поставщиками. Незаконная таможенная и налоговая оптимизация на этапе ввоза продукции в Россию может повлечь за собой ответственность даже тех участников цепочки продаж, которые небезосновательно считают себя добросовестными приобретателями и, как говорится, ни сном, ни духом... У многих компаний, работающих на рынке, есть подобный опыт и, как мне кажется, мало кому хочется к нему возвращаться, тем более что сегодня, в условиях острого бюджетного дефицита, давление государства на бизнес только усиливается.

На первый взгляд может показаться, что все это беды дистрибьюторского сообщества, которое само и создало себе проблемы, из которых теперь пытается выпутаться (т.е. прогнать тех самых чудовищ, которых породили дистрибьюторы, усыпив свой разум!), ан нет! Практика показала, что именно ответственное отношение всех участников рынка к процессу выбора поставщиков ИТ-продукции — главное препятствие на пути недобросовестных импортеров. И говоря о позитивном опыте, который приобрело сообщество в борьбе за прозрачность рынка, нельзя не упомянуть о работе с теми импортерами и дистрибьюторами, которые упорствуют в своем желании получить конкурентное преимущество за счет незаконных налоговых оптимизаций. Не буду называть компании, лишь скажу, что консолидированная жесткая позиция ряда федеральных ритейлеров и вендоров, которые отказались от сотрудничества с такими дистрибьюторами, заставила последних принципиально изменить рыночное поведение. Недобросовестный импортер сегодня мешает всем — и конкурентам, и партнерам по каналу, и вендорам, и государству.

На совещании, посвященном подведению итогов работы налоговых органов в 2015 г., Михаил Мишустин, глава Федеральной налоговой службы, сообщил, что в 2015 г. ФНС России запустила пилотный проект по управлению поведением налогоплательщика в нескольких отраслях, включая электронику и бытовую технику.

«По рынку бытовой техники и электроники по итогам 2015 г. при снижении объемов реализации мы наблюдаем рост налоговых платежей (крупнейших налогоплательщиков сектора) в четыре раза», — сказал он.

Уж тут, как говорится, без комментариев...

Марина Никитина — координатор Комиссии АПКИТ по импорту и дистрибуции.

1 CRN/RE писал об этом в «Заметках о гигиене-2», автор Светлана Белова, Спецвыпуск CRN/RE №6 (92), декабрь 2015 г.

Перейти к содержанию