По разным оценкам, к концу года на руках у россиян будет около 1—1,5 млн. цифровых фотокамер. Сегодня у их пользователей есть несколько возможностей распечатать отснятые изображения (однако по статистике печатается лишь примерно каждая десятая фотография).

Первый способ — на принтере с использованием ПК и возможностью редактирования фотофайлов, выбора подходящего размера отпечатка и т. п. В этом случае подразумевается, что у пользователя есть компьютер, принтер, и он сам обеспечивает себя расходными материалами. Отметим, что среди графических редакторов наиболее распространенный и популярный — Adobe Photoshop, который нередко называют «выбором профессионалов» или «стандартом де-факто». Однако эта программа непроста и требует определенных навыков. И если пользователь решил не ограничиваться набором простейших действий, а вволю поредактировать изображение, то это займет у него существенно больше времени, чем непосредственно сама печать. Есть, правда, и другие графические редакторы, попроще. Например, компания Lexmark разработала ПО Lexmark Photo Centre. Как утверждает Оксана Долотова, менеджер по связям с общественностью представительства компании в СНГ и странах Балтии, это ПО существенно облегчает процесс редактирования фотографий и упрощает работу пользователя.

Второй способ — воспользоваться услугами мини-лабораторий, предоставляющих услуги печати, редактирования, архивирования на CD и др. (пользователь приносит в мини-лабораторию фотофайлы либо на своей флэш-карточке, либо на другом подходящем носителе). В России подобные услуги сейчас развиваются бурными темпами, растет как число таких пунктов, так и конкуренция между ними. Но готовые отпечатки можно получить, как правило, только на следующий день (а иногда и позже). К тому же большинство пользователей цифровых фотокамер с неохотой расстаются со своей флэш-карточкой даже на сутки, поэтому ищут возможности сохранить информацию на каком-либо носителе. Но несмотря на некоторые возможные неудобства, сегодня услуги фотолабораторий — это очень сильный конкурент для других способов печати. И в будущем эта конкуренция, видимо, только усилится.

Наконец, третий способ — печатать с цифровой камеры сразу на принтер, минуя компьютер. Это стало возможным благодаря выпуску фотопринтеров с функцией прямой печати: отпечаток можно сделать нажатием «одной кнопки». Большинство игроков на рынке цветной печати считают, что сегодня фотопринтер без возможности прямой печати уже нельзя назвать полноценным аппаратом!

Прямая печать, пожалуй, самая молодая технология печати, однако она уже составляет конкуренцию двум предыдущим.

Каковы же рыночные перспективы прямой печати? Какие надежды связывают с ней фирмы-производители и участники канала сбыта?

Ведущие производители продвигают на российском рынке устройства с функцией прямой печати на основе струйной и термосублимационной технологий. Среди них как компактные мобильные (и довольно простые) фотопринтеры формата 10Ч15, предназначенные именно для прямой печати, так и традиционные фотопринтеры, работающие в паре с ПК и ориентированные на более широкий круг задач.

Рынок фотопринтеров стремительно растет; за последние несколько лет технологии шагнули вперед, соотношение цена/качество таких устройств улучшается, что делает их более привлекательными для массового потребителя.

Для пользователя фотопринтер с возможностью прямой печати, несомненно, удобен. Но играет ли прямая печать заметную роль в бизнесе производителей принтеров (а большинство из них поставляют и собственные цифровые фотокамеры) и канала сбыта? Или это функция такого же порядка, как, скажем, возможность дуплексной печати для офисного принтера? Могут ли вендор и его партнеры сколько-нибудь существенно заработать на этом?

По словам Вячеслава Иващенко, менеджера по маркетингу розничных продуктов (устройства печати и обработки изображений) Hewlett-Packard, сегодня цифровые фотокамеры и фотопринтеры переходят из сферы ИТ в сферу бытовой электроники, и необходимость в компьютере может затруднить выход вендора в этот сегмент. «Возможность прямой печати существенно повышает шансы компании выйти на массовый рынок», — поясняет он. В НР считают, что печать без ПК — это быстро, легко и достаточно качественно, фотопринтеры с функцией прямой печати развиваются в направлении «совсем просто и удобно».

По мнению генерального директора Canon North-East Oy Микко Саавалайнена, сегодня в большинстве случаев потребитель все же пользуется услугами фотолабораторий, однако рынок домашней печати тоже не стоит на месте. Технология прямой печати — это относительно новое направление и, по его словам, развивается в России и Европе примерно одинаковыми темпами. «Печать минуя ПК — это просто еще одна дополнительная возможность для пользователя, я не думаю, что все сразу станут печатать дома», — считает он. Однако в московском представительстве компании на «бескомпьютерную печать» возлагают немалые надежды. Как отмечает Максим Потелов, дилер-менеджер Canon North-East Oy, продажи компактных фотопринтеров на основе термосублимационной печати идут весьма активно.

Многие компании-производители предлагают комплекты «фотокамера + фотопринтер». В частности, «Кодак» провела такую акцию в сети розничных магазинов «Эльдорадо», причем комплект продавался практически по цене только камеры. Что вполне объяснимо — вендор намерен зарабатывать на расходных материалах. По словам Рави Пателя, генерального директора ООО «Кодак», подобные акции уже не первый год успешно проводятся корпорацией в ряде европейских стран, и продажами комплектов на российском рынке в компании также весьма довольны.

Как сообщил CRN/RE Александр Новиков, координатор по продажам в розничные сети «Кодак», для своего персонального фотопринтера на основе термосублимационной технологии компания выпускает фирменный набор расходных материалов по цене около 20 долл., который включает специальную бумагу с глянцевым покрытием на 40 отпечатков 10x15 и картридж с таким же ресурсом. По его словам, себестоимость одной напечатанной фотографии составляет примерно 15 руб. Пока это существенно дороже, чем в салонах печати.

Однако, как считают некоторые вендоры, если нужно отпечатать фотографию очень быстро, вопрос цены отступает на второй план. Например, на вечеринке или презентации можно сделать фотоснимки, сразу же распечатать их на принтере и вручить как сувенир каждому участнику. Удобно воспользоваться компактным принтером и в поездке. В компании Epson считают, что такие решения могут пригодиться в работе страховых агентов, сотрудников ГИБДД и т. п. Да мало ли таких ситуаций!

Компания НР также предлагает комплекты «фотокамера + принтер». Однако, как сообщили в московском представительстве компании, в России такие комплекты хоть и продаются, но не пользуются большой популярностью. Возможной причиной этого Вячеслав Иващенко считает несовпадение предпочтений покупателя с предложением вендора. «Наверное, люди хотят купить более дорогую камеру и более дешевый принтер, или наоборот, — полагает он. — Очень редко получается идеальная продуктовая пара». Тем не менее в компании намерены активно пропагандировать технологию прямой печати и развивать это направление, в том числе предлагать новые комплекты для прямой печати.

Компания Canon отказалась пока от поставок комплектов «камера + принтер» и в России, и за рубежом. Хотя в свое время это делала. Как поясняет Максим Потелов, если на уровне корпорации будет принято решение возобновить продажу комплектов, то, безусловно, это коснется и российского рынка.

А вот по данным компании Epson, комплекты «камера + компактный принтер», поставляемые в красочно оформленных коробках и по весьма привлекательным ценам, пользуются очень большим спросом. По словам Ольги Подколзиной, менеджера по струйным принтерам, МФУ и камерам московского офиса Epson, компания рассматривает прямую печать не просто как дополнительную функцию, а как отдельное направление в бизнесе. Еще молодое, но весьма перспективное и интересное, поскольку принтер перестает восприниматься как «компьютерное устройство» и становится массовым продуктом бытовой электроники, простым и легким в обращении.

Как подчеркивает Ольга Подколзина, Epson помимо фотопринтеров предлагает ряд других решений (мобильные фотоцентры, фотостудии и др.), делающих прямую печать более доступной. При этом себестоимость отпечатка формата 10x15, сделанного на компактном фотопринтере Epson на основе струйной технологии, составляет около 8 руб. (формата А4 — около 30 руб.). А это уже серьезная конкуренция фотолабораториям! К тому же, отмечает она, «за последние три года качество такой печати возросло очень существенно». Вендор намерен добиваться дальнейшего снижения себестоимости и повышения качества отпечатков. Сейчас в представительстве обсуждается также вопрос о поставках на российский рынок комплектов, включающих фотопринтер Epson и цифровую камеру другого производителя; подобные акции уже успешно проводятся за рубежом.

Поскольку некоторые фотопринтеры с функцией прямой печати сегодня обладают и возможностями беспроводной связи (например, Bluetooth), открывается еще один сегмент рынка, который, видимо, в ближайшее время будет неплохо развиваться. Это прямая печать с мобильных телефонов и смартфонов, оборудованных встроенной фотокамерой, с КПК и др. Ряд вендоров уже активно развивает это направление, привлекая в канал сбыта сети салонов сотовой связи.

Подсчитать точное количество людей, пользующихся прямой печатью, не представляется возможным, но можно попытаться оценить объем и темпы роста рынка домашней печати в целом (с применением ПК или без него). По оценкам Рави Пателя, в США доля людей, печатающих фотографии дома, в последнее время заметно растет и сейчас составляет примерно 12—15% всего населения. По его мнению, это достаточно высокий показатель. В России эта доля гораздо скромнее — всего 1—2%, причем речь идет в основном о крупных городах. Патель убежден, что число людей, использующих технологию прямой печати, будет расти. «В России количество пользователей цифровых фотокамер к концу года достигнет 1,5 млн., причем не у всех из них есть ПК», — подчеркивает Фидель Эрранц, директор управления любительской и профессиональной фотографии «Кодак».

Как видно, вендоры рисуют довольно оптимистическую картину бизнеса, связанного с прямой печатью. Однако у некоторых партнеров в канале сбыта более скептическое и прагматическое мнение.

«Так не бывает: нажать одну кнопку и получить изображение лучше, чем после обработки в Photoshop», — сомневается Олег Полисадов, исполнительный директор компании «Графитек». По его мнению, расходные материалы к фотопринтерам пока довольно дороги, что не лучшим образом сказывается на популярности этих устройств. «Если прямая печать действительно интересна производителям, они должны много инвестировать в продвижение этой идеи», — полагает он. В «Графитек» пока не продают комплекты «камера + принтер» и не отмечают заметного роста популярности компактных фотопринтеров. Однако Олег Полисадов не исключает, что продажа комплектов оказалась бы перспективным делом.

Другое мнение о бизнес-потенциале прямой печати у вице-президента «Вобис Россия» Виктора Лопатина: он убежден, что это в основном лишь «привлечение публики к таким технологиям» (а значит, и к самим устройствам). «Весьма сомнительный бизнес, — считает он. — К тому же довольно дорогое удовольствие, да и качество вам никто не гарантирует».

Большинство игроков рынка сходятся во мнении, что технология прямой печати нацелена в основном на массового потребителя, не имеющего достаточных навыков работы с компьютером. Профессионалы же и активные пользователи ПК вряд ли откажутся от того, чтобы поработать с фотофайлами с помощью Photoshop или других графических редакторов. Так что не будем спешить с выводом о том, что ПК скоро станет «третьим лишним» на пути от цифровой фотокамеры к фотографии на бумаге.

Версия для печати (без изображений)