Компания Google вчера, сегодня, завтра...

Америка знает не одну занимательную историю создания известных ныне компаний, когда все начиналось в... гараже. Так было с Ford, там же стартовали Apple и Hewlett-Packard. Первый офис компании Google тоже располагался в гараже. Но этот гараж в отличие от своих великих предшественников даже не принадлежал основателям фирмы, они его арендовали. Конечно, далеко не все, кто начинал в гаражах, добиваются такого же успеха, как Google. Сейчас капитализация компании оценивается не менее чем в 50 млрд. долл. Путь от первых демо-версий к охвату 80% всей аудитории Интернета занял восемь лет. А помогли Google пройти этот путь три принципиально разных источника инвестиций: «ангельские», венчурные, эмиссия акций.

«Ангелы»

Происхождение первого миллиона долларов, инвестированного в компанию, и вообще начальный этап ее развития достаточно примечательны. Основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин познакомились в 1995 г. случайно. Оба студента изучали компьютерные науки. Вскоре они начали совместную работу над поисковой машиной BackRub, основанной на анализе ссылок, ведущих на определенный сайт.

Прошло два года. Технология развивалась, но молодые люди не стремились создавать собственную фирму. Они надеялись продавать лицензии на свои разработки и начали поиск потенциальных покупателей. Пейдж и Брин побывали в Excite, Infoseek, AltaVista, то есть у всех лидеров тогдашней индустрии поиска. И везде получили отказ. Дэвид Фило, один из основателей Yahoo, к которому они тоже обращались с предложением о лицензировании, посоветовал им прийти позже, когда у них будет построена собственная компания. Что, собственно, и произошло через несколько лет.

Энди Бехтолсхейм, один из основателей Sun Microsystems, все же дал нечто большее, чем совет: он дал чек на 100 тыс. долл. В следующие две недели Ларри и Сергей насобирали еще 900 тыс. у друзей, родственников и знакомых.
Люди, давшие деньги Пейджу и Брину, в управлении компанией участия не принимали, и молодые люди сами стали понемногу набирать сотрудников. Известность поисковика росла стремительно: за 5 месяцев число запросов выросло с 10 тыс. до 500 тыс. в день. Тем не менее до тогдашних лидеров Google было еще очень далеко как по популярности, так и по охвату аудитории.

Венчурные фонды

И тут на сцене появился венчурный капитал в лице Sequoia Capital и Kleiner Perkins Caufield & Byers, а вместе с ними и 25 млн. долл. Эти фонды известны далеко за пределами Кремниевой долины, в том числе и своими успешными вложениями в Sun Microsystems, Intuit, Amazon и Yahoo. Их представители вошли в совет директоров Google и состоят там до сих пор.

После получения венчурных инвестиций штат компании стал быстро расти, его пополнили топ-менеджеры, привлеченные из других, в то время существенно более крупных компаний: Netscape, Sun Microsystems, Apple и Novell. Эти люди занялись построением структуры компании, способной поддержать ее стремительный рост, развитием масштабного бизнеса, применили свой опыт в маркетинге и продажах и конечно же принесли ценные связи. Вскоре Netscape выбрала Google своим поисковым сервисом, что сразу позволило выйти на уровень 3 млн. запросов в день. Знатоками маркетинга пополнение не ограничилось: в конце 1999 г. из AltaVista в Google перешли серьезные специалисты по поиску, занявшие посты директора по науке и директора по разработкам.

Кроме кадрового усиления после прихода венчурных капиталистов началось и явное движение в сторону прямого зарабатывания денег. Сбылась давняя мечта «отцов-основателей»: одним из основных источников прибыли стала продажа лицензий на поисковые технологии корпоративным пользователям. Со временем был выпущен и «коробочный» программный продукт для корпоративного рынка, но основным бизнесом была и остается продажа рекламы.

Компания начала размещать объявления по ключевым словам, а в середине 2000 г. появился сервис AdWords, позволяющий создать, разместить и оплатить свое объявление в режиме он-лайн, причем потратить на это можно любую сумму, даже очень скромную.

Контекстную рекламу придумали не в Google. К моменту ее выхода на этот рынок успех Inktomi, создавшей сервис Goto.com, позже переименованный в Overture, был очевидным. Но несмотря на то, что Overture работала с несколькими поисковиками, а AdWords размещался только на сайте Google, этот вид рекламных кампаний стал очень популярным. Возможно, потому, что его создатели действительно старались обеспечить максимальную релевантность рекламного объявления поисковому запросу.

Распространено мнение: тот, кто выходит на рынок первым, непременно снимает основные «сливки», и чтобы потеснить такого лидера, придется потратить астрономические суммы (для каждого рынка свои, конечно). Пример Google показывает, что быть «не первым» совсем не плохо, если умеешь видеть просчеты других и можешь предложить более выгодное решение.

Google стала признанным лидером по объему индексированных документов, и в мае 2000 г. их число превысило миллиард. А превосходное качество ее поиска трудно было оспорить. Но компания не стала «почивать на лаврах». Одна за другой появились такие услуги, как встраиваемые модули для браузера, индексирование конференций Usernet, поиск с беспроводных устройств, Zeitgeist — сервис, позволяющий следить за тем, какую информацию ищут люди в данный момент. Все это добавляло популярности и способствовало росту прибыли. В первом квартале 2001 г., через два года после получения венчурных денег, компания вышла на окупаемость.

В дальнейшем Google неизменно чутко реагировала на новые направления в развитии Сети.

В 2002 г. это был запуск сервиса по поиску товаров и цен Froogle, в 2003 г. — покупка компании Pyra Labs и ее Blogger’a1, в том же году заработала партнерская рекламная программа AdSense, а в 2004 г. появилась Gmail — довольно необычная почта, в которой можно не удалять письма, а хранить их все. Реклама присутствует в ней в виде текстовых блоков, связанных с содержанием писем.

Все эти годы дополнительные инвестиции, кроме первоначальных вложений фондов, не привлекались. В октябре 2003 г., когда речь зашла о возможном превращении Google в публичную компанию, Microsoft инициировала переговоры о возможном слиянии или покупке, но никаких результатов они не принесли.

В начале 2004 г. для подготовки к акционированию была привлечена внешняя фирма, и наконец в августе все желающие смогли купить кусочек Google.

Акционирование

В общей сложности было продано почти 20 млн. акций на сумму 1,67 млрд. долл. Реализованы они были в ходе открытого аукциона, начавшегося с отметки 85 долл. за акцию. С этого момента цена постоянно росла и сейчас приближается к 200 долл. В системе NASDAQ продается меньшая часть ценных бумаг Google, а большая их часть — привилегированные акции, каждая из которых эквивалентна при голосовании десяти обычным, — распространяются только внутри компании. Никаких выплат дивидендов пока не проводилось, и делать это в ближайшее время компания не собирается.

Выход Google на фондовый рынок вызвал большой резонанс. И в силу широкой известности компании, и потому, что был применен открытый аукцион, чего, как правило, не бывает, и потому, что не обошлось без некоторых нарушений процедуры, вроде досрочного распространения акций среди сотрудников. Кроме того, сразу вспомнился 1995 г., акционирование Netscape и последовавший за этим бум Интернет-компаний. Высказываются предположения, что в ближайшие годы ситуация может повториться...

Пока дела у Google идут хорошо. Объявлены результаты III квартала. Доход составил 805,9 млн. долл., что на 15% выше, чем в прошлом квартале, и более чем вдвое превышает прошлогодние результаты. Почти половину дохода дают собственные сайты, 48% вносит AdSense. Доход на акцию вырос вдвое. Результаты могли бы быть еще лучше, если бы не выплата двухсот с лишним миллионов фирме Yahoo за патенты, связанные с контекстной рекламой.

Что будет дальше?

Многих интересует, что же Google будет делать с собранным капиталом. Шаги, предпринимаемые компанией в последние месяцы, дают пищу для размышлений об этом.

Выпущен новый продукт Google Desktop Search для поиска на локальном компьютере. Он позволяет работать с файлами, письмами, ранее просмотренными Web-страницами и мгновенными сообщениями. Список поддерживаемых приложений и форматов файлов пока не так велик, как хотелось бы, но включает наиболее популярные и конечно же будет расти. Для начала выпущена англоязычная версия. Впоследствии программа позволит работать на многих языках. Сам Desktop Search распространяется бесплатно, но понятно, что с массовым использованием такого продукта появляются и новые рекламные возможности, поскольку люди смогут искать информацию как на своем компьютере, так и в Сети.

Установлены новые партнерские отношения. Рекламная база AdWords расширится за счет партнерства с AOL Europe. Поиск для 6,3 миллионов ее пользователей Google выполняла и раньше, но теперь на принадлежащих AOL Europe ресурсах появятся и объявления AdWords. Наверняка это расширит и базу рекламодателей.

Еще больше увеличить ее поможет соглашение с BellSouth. Эта компания владеет он-лайновой базой RealPages.com — «желтыми страницами» Юго-Запада США — и имеет большой штат продавцов рекламы. С их помощью место в AdWords будет продаваться новым способом. Во-первых, не напрямую, а через посредника, а во-вторых, не методом аукциона, как это всегда было, а по фиксированной цене. Потратив в месяц определенную сумму, клиент получит оговоренный трафик на свой сайт. Это принципиальное изменение модели, и скорее всего партнерство такого рода единственным не останется.

Важная тенденция в стратегии Google — ориентация на локальные рынки. Сервис локального поиска уже был анонсирован в первой половине 2004 г. Идея в том, чтобы при поиске, скажем, пиццерии клиент получал информацию о ближайшей к его дому. Такой подход позволяет увеличить трафик и, главное, привлечь новых рекламодателей из сферы СМБ.

По данным аналитической компании The Kelsey Group, объем рынка местной поисковой рекламы в США в 2003 г. составлял 45 млн. долл., а к 2008 г. достигнет 2,8 млрд. долл. Так что интерес Google закономерен.

Первая покупка, сделанная Google после акционирования, явно подтверждает намерение развивать локальный поиск. Компания Keyhole, приобретенная в конце октября, располагает продуктом, создающим трехмерные изображения любого уголка Земли. Делается это на основе снимков со спутников, а интерактивное ПО позволяет не только менять точку зрения от Земли до космоса, но и получать сведения о дорогах и других коммуникациях, а главное — о самых разных бизнесах — отелях, магазинах, офисах, измерять расстояния, печатать карты и т. п. Даже не обладая буйной фантазией, можно вообразить, как много новых возможностей и для пользователей, и для рекламодателей даст объединение такой технологии с мощью Google.

Факторы успеха

Поздний по сравнению с конкурентами старт позволил учесть ошибки предшественников как в создании алгоритмов, так и в проектировании аппаратного парка. В числе основных технологических находок Google — учет числа и качества ссылок на сайты при их ранжировании в результатах поиска, использование кластеров недорогих серверов в качестве аппаратной базы, что допускает возможность ее оперативного расширения.

Как утверждает Сергей Брин, в Google реализовано более оперативное по сравнению с конкурентами обновление индекса базы документов.

Успеху поисковой системы способствовали и такие факторы, как возможность поиска на многих языках, четкое разграничение алгоритмических и рекламных результатов поиска, отсутствие баннеров и отказ от создания портала в пользу сохранения простого интерфейса.

По словам Ильи Сегаловича, технического директора компании «Яндекс», для успеха Google было существенно то, что в 1999—2003 гг. эта поисковая система оказалась единственной, где заголовок ссылки сопровождался так называемым «сниппетом» — кусочком текста из документа, аннотирующим документ и содержащим заданные слова.

Версия для печати (без изображений)