Национальная компьютерная корпорация (НКК) объявила о создании компании «Систематика», которая займется системной интеграцией и ИТ-консалтингом. Но это не означает появления еще одного интегратора в рамках холдинга. «Систематика» создается путем объединения компаний «Аквариус Консалтинг», «Аквариус Дата» и «АНД Проджект», ее уставной капитал превышает 7 млн. долл., а оборот по итогам 2003 г. — 88 млн. долл. (все показатели без учета «АНД Проджект»).

По словам Леонида Гольденберга, президента НКК, решение об объединении было принято еще в январе этого года. Напомним, что в начале года, объявляя итоги работы группы компаний «Аквариус» (см. CRN/RE № 3/2004), Гольденберг заявил, что «Аквариус Консалтинг» ожидают большие перемены. Тогда он не стал вдаваться в подробности, теперь же они стали известны.

В феврале в рамках НКК создали рабочую группу, которая должна была заняться координацией объединения компаний. Позже, в сентябре, «Аквариус Дата» была переименована в «Систематику». До конца 2004 г. должно завершиться присоединение «Аквариус Консалтинг», а в 2005—2006 гг. — «АНД Проджект». Столь растянутые сроки объединения объясняются тем, что у всех участников есть проекты, которые трудно передать в новую компанию (в основном это связано со сложностями согласования с заказчиками). Причем у «АНД Проджект» таких проектов больше, они более длительные и масштабные (в том числе в рамках крупных федеральных тендеров).

По словам Леонида Гольденберга, ни одна из трех компаний уже не заключает контракты от своего имени — теперь это компетенция «Систематики».

Новая компания имеет московскую «прописку» с филиалом в Санкт-Петербурге. Президентом «Систематики» стал Антон Цыценко, председатель совета директоров НКК и президент «АНД Проджект». Вице-президентами назначены Алмаз Рахматуллин, Владимир Дунайцев и Семен Никонов. Леонид Гольденберг получил должность председателя правления компании.

По словам Цыценко, руководство НКК прилагает максимум усилий к тому, чтобы процесс объединения проходил эволюционным путем, без потрясений. «Мы рассчитываем, что «Систематика» будет расти быстрее рынка, а значит, нам потребуются грамотные специалисты. Как вы понимаете, в такой ситуации ни о каком сокращении персонала речи не идет», — подчеркнул он.

Объединение трех компаний со сходными видами деятельности, работающих в рамках одного холдинга, — шаг достаточно логичный. Однако в прошлом году, объявляя о создании НКК, руководители холдинга говорили о том, что создание новой структуры не влечет за собой слияния бизнесов входящих в нее компаний, а взаимодействовать между собой они будут на коммерческой основе. Ранее, в начале 2003 г., Леонид Гольденберг говорил и о том, что не видит смысла в объединении «Аквариус Дата» и «Аквариус Консалтинг», поскольку они работают в разных сферах — первая занимается поставками оборудования в рамках крупных федеральных проектов, а вторая оказывает услуги по интеграции. Что же изменилось за это время?

Ответ прост — изменились рыночные условия, утверждает Гольденберг, поскольку заказчиков все меньше интересует просто поставка техники, им нужны интеграция оборудования, отраслевые решения. Чтобы соответствовать этим требованиям, каждой из трех компаний пришлось бы заняться расширением своего бизнеса, а это привело бы к дублированию служб, росту издержек и т. п., и самый простой способ избежать этого — объединиться. Кроме того, крупные заказчики хотят работать с крупным интегратором, а значит, «Систематика» будет иметь ряд преимуществ по сравнению с «Аквариус Консалтинг», «Аквариус Дата» или «АНД Проджект», если бы они существовали по отдельности.

Другая причина объединения — желание повысить результативность бизнеса холдинга. На момент объявления о создании НКК системная интеграция и консалтинг составляли в ее обороте лишь 8% (см. CRN/RE № 10/2003). Понятно, что доля прибыли, приносимой этим направлением деятельности, выше. В то же время, по данным РБК, в 2003 г. на российском ИТ-рынке доля услуг в области системной интеграции достигала 19%, ПК и серверов — 33%, а комплектующих и периферии — 26%. Аналитики прогнозируют, что в этом году рынок системной интеграции вырастет на 30—32%, уступая по темпам роста лишь рынкам тиражного ПО и розницы. Несмотря на все большую активность клиентов из сектора СМБ, менее привередливых в выборе поставщика решений, крупные системные интеграторы, обладающие большими ресурсами, большим числом сертифицированных специалистов, имеют и больше возможностей для развития бизнеса.

Есть и другие причины. В частности, известность компании «Аквариус» как производителя ПК и серверов мешала «Аквариус Консалтинг» и «Аквариус Дата» развивать интеграторский бизнес. «У многих заказчиков слово «Аквариус» прочно ассоциируется с поставками техники, и часто было сложно объяснить им, что мы умеем что-то еще», — сетует Гольденберг.

По словам руководителей «Систематики», они будут рады любым клиентам из любых отраслей экономики (хотя, конечно, существует некоторый минимальный объем проекта, за который фирма берется). В то же время определен ряд ключевых отраслей, с клиентами из которых в «Систематике» хотят наладить наиболее тесные отношения. Этот список предсказуем: госсектор, силовые структуры, ТЭК, металлургия и машиностроение.

В ближайших планах «Систематики» — расширение партнерской сети, состоящей из региональных системных интеграторов. «Мы будем сотрудничать с ними на условиях субподряда при работе над территориальнораспределенными проектами», — говорит Цыценко. Как рассчитывают в компании, региональные интеграторы, в свою очередь, будут привлекать на субподрядные работы «Систематику», поскольку ситуация, когда при выполнении проекта они сталкиваются с отсутствием нужных специалистов и вынуждены обращаться к столичным коллегам, весьма типична.

А как отреагировали заказчики этих трех компаний на их объединение? Леонид Гольденберг утверждает, что большинство из них отнеслись к этому с пониманием и особых трений не было. «С другой стороны, когда процесс объединения начался, пошли слухи о том, что у нас проблемы с налоговыми органами и для их решения мы решили перерегистрировать компанию, — замечает он. — Но мы объясняли клиентам, что это не так, что у нас сохранились те же банковские счета, ИНН и т. д.».

Версия для печати (без изображений)