Аналитическая компания ITResearch подвела итоги исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в июле—сентябре 2004 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (настольные ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) за III квартал оценивается примерно в 1090 тыс. шт.

Почти 79,8% продаж в натуральном выражении приходится на настольные компьютеры, более 13% — на ноутбуки, 5,2% — на карманные компьютеры (КПК) и менее 2% — на серверы (на платформе Intel).

По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. объем продаж ПК вырос на 8,5%. На рынке серверов рост составил 16,7%, а ноутбуков было продано на 93,4% больше. Объем продаж КПК по сравнению с III кварталом прошлого года вырос на 214%.

Лидерами продаж ПК по итогам III квартала являются компании* Aquarius, Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard, Kraftway, суммарная доля которых составила 18,7% всех продаж настольных компьютеров.

В сегменте ноутбуков лидируют ASUSTeK, iRU (НКА-Групп), Rover Computers, Samsung, Toshiba, на их долю приходится 56,4% всех продаж.

По карманным компьютерам доля лидирующей группы компаний в составе ASUSTeK, Fujitsu Siemens Computers, Hewlett-Packard, Nokia, PalmOne еще выше — 85,5% продаж в натуральном выражении.

В сегменте серверов впереди Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM, Kraftway. Суммарно эти компании контролируют 57,7% продаж в натуральном выражении.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов в III квартале составил около 1,36 млн. шт. Показатели аналогичного периода прошлого года были превышены на 20,5% в штучном исчислении и на 32,6% — в денежном. Таким образом, рост средневзвешенной стоимости мониторов продолжается. Однако пик, наблюдавшийся во II квартале текущего года, уже пройден, и сейчас можно ожидать, что динамика роста денежных и натуральных показателей будет выравниваться. Причина в том, что наметившееся существенное снижение стоимости ЖК-мониторов способно в значительной мере компенсировать падение доли ЭЛТ-устройств. Следует отметить, что за год доля ЖК-аппаратов выросла на 13% и вплотную приблизилась к отметке 50% рынка. Но при этом доля 15-дюйм ЖК-мониторов даже несколько сократилась, и основной прирост в этом технологическом сегменте обеспечили 17-дюйм ЖК-устройства.

Лидером рынка по-прежнему остается компания Samsung, далее следует LG, третье место сохранила Philips, но за ней следует группа компаний. BenQ, NEC, ViewSonic, которые идут буквально «ноздря в ноздрю».

Принтеры

В III квартале общий объем продаж принтеров превысил 700 тыс. шт., превзойдя прошлогодний показатель на 12%. Почти на столько же вырос рынок и в денежном выражении, его объем составил немногим более 145 млн. долл. Российские потребители продолжают отдавать предпочтение лазерным печатающим устройствам, на долю которых пришлось более половины всех проданных принтеров. По сравнению с III кварталом 2003 г. их продажи (в количественном выражении) выросли примерно на 18%, в то время как струйных принтеров — всего на 8%. Продажи матричных принтеров для универсального офисного применения сократились за год на 25%.
Около трех четвертей всех продаж пришлось на продукты лидеров рынка: Epson, Hewlett-Packard и Samsung.

Настольные МФУ

Настольные многофункциональные устройства остаются наиболее динамично развивающимся сегментом компьютерной периферии — в III квартале их продажи увеличились до 87 тыс. шт. (рост за год на 140%) и 28 млн. долл. (95%). Особенно высокие темпы роста демонстрировали струйные МФУ, доля которых в структуре сегмента приблизилась к 50%.

Тройка ведущих вендоров настольных МФУ с лазерной технологией печати включает компании Hewlett-Packard, Samsung и Xerox, а МФУ со струйной технологией — Epson, Hewlett-Packard и Lexmark.

Мультимедийные проекторы

В III квартале было поставлено 11,22 тыс. мультимедийных проекторов (multimedia projectors — MMP), что почти на 58% превысило показатель аналогичного периода прошлого года. За год средневзвешенная стоимость одного устройства сократилась примерно на 450 долл., и сейчас она немногим выше 2000 долл.

Следует отметить рост (почти на 10%) доли DLP-устройств, а также доли портативных (массой до 2,25 кг) проекторов.

По итогам III квартала можно выделить очевидных лидеров: Panasonic, Sanyo, Toshiba. Кроме того, компании BenQ, Epson, Hitachi, InFocus, NEC также показали неплохие результаты.

Плазменные панели и телевизоры

Российский рынок плазменных панелей и телевизоров (plasma display panel — PDP) традиционно демонстрирует рекордные темпы роста, которые от квартала к кварталу колеблются в интервале 2,5—3 раза. В III квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он вырос в 2,7 раза, за этот период было поставлено более 20 тыс. устройств. Продолжалось существенное снижение цен, и за год средневзвешенная стоимость одной панели снизилась более чем на 1700 долл. — почти на 28%.

По-прежнему доминирующий типоразмер плазменных панелей — 42 дюйма. Доля таких устройств продолжает расти. Кроме того, отмечается дальнейший рост доли панелей, оснащенных тюнером, то есть практически являющихся телевизорами. Они составили уже более половины всех реализованных аппаратов.

Рынок PDP становится все более массовым. Поскольку продажи идут в основном на домашний рынок, на нем проявляется влияние сильнейших игроков рынка телевизоров. На первое место в III квартале вновь вышла компания Philips, помимо нее в лидирующую тройку входят Panasonic и Samsung. Сильны также позиции компаний LG, Pioneer, Sony.

ЖК-телевизоры и информационные ЖК-панели

Этот рынок продолжает демонстрировать абсолютные рекорды по темпам роста (учитывались только полноцветные стационарные ЖК-устройства с диагональю от 13 до 42 дюймов; не включены маленькие переносные аппараты, автомобильные ТВ, проекционные телевизоры на базе ЖК-панелей).

За III квартал было продано более 44 тыс. аппаратов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок увеличился более чем в 3,7 раза (что, однако, несколько меньше, чем кварталом ранее — 4,6 раза). Основную долю продаж составляют «классические» телевизоры. На «гибридные» аппараты (мониторы с функцией ТВ) и информационные панели приходится менее 6% рынка, и их доля понемногу сокращается.

По итогам III квартала среди поставщиков ЖК-телевизоров тройка лидеров не претерпела изменений: Philips, Samsung, Sharp. Кроме того, хорошие продажи показывают компании Daewoo, LG, Panasonic, Rolsen, Sony, Toshiba.

ИБП

На рынке ИБП (оценивались продажи только источников бесперебойного питания, без учета сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в III квартале было продано около 372 тыс. устройств, в денежном выражении объем продаж составил почти 63,7 млн. долл. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи в натуральном выражении уменьшились примерно на 6%, а в денежном выросли на 14%. За последние годы этот рынок впервые «сократился», однако можно предположить, что IV квартал с лихвой компенсирует этот «провал».

Произошедшее увеличение средневзвешенной стоимости ИБП почти однозначно указывает на тренд рынка в сторону более высокотехнологичных и дорогих решений. Например, поставки оn-line-ИБП за год выросли почти на 40% (в натуральном выражении).

Несмотря на острую конкуренцию, компании APC удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Ippon, Plus UPS, PowerCom и PowerMan. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Liebert-Hiross, MGE, Neuhaus, Newave и Powerware.

Сканеры

Объем рынка офисных сканеров увеличился в III квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24% и в штучном, и в денежном выражении — до 175 тыс. штук и 18 млн. долл. соответственно. Смещение потребительского спроса в сторону устройств с более высокими характеристиками и функциональностью привело к тому, что, несмотря на общее снижение цен на сканеры, рынок рос как в натуральном, так и в денежном выражении. Это отразилось и на структуре продаж сканеров — разница между рыночными долями устройств стоимостью меньше 100 долл. и 101—200 долл. сократилась за год более чем на 10%. Лидерами продаж, как и в предыдущем квартале, оставались компании Epson, Hewlett-Packard и Mustek.

Версия для печати (без изображений)