Производители плат графических ускорителей уже давно работают в условиях сужения своего сегмента рынка. В большинстве выпускаемых сегодня системных плат графические подсистемы уже интегрированы. Системные платы с интегрированной графикой стоят дешевле, чем комплект (системная плата + плата графического ускорителя), а качество обработки графической информации постоянно повышается. Поэтому в сегменте графических плат идет все более жесткая борьба за потребителя, явными фаворитами в которой являются ATI и nVIDIA.

В течение последних двух лет и до середины этого года на российском рынке доминировала nVIDIA с долей 65%, хотя еще в 2001 г. безусловным лидером была ATI. Но после того как ATI изменила модель своего бизнеса (см. CRN/RE № 6/2002, с. 20), отечественный рынок был фактически «без боя» захвачен конкурентом.

В 2002 г. ATI оставила за собой только разработку графических процессоров (ГП) и продажу их своим ODM-партнерам (Original Design Manufacturers), которые получили право на самостоятельную разработку и производство графических ускорителей на базе ГП ATI с маркировкой «Powered by ATI». В конце 2002 г. Gigabyte одной из первых объявила о начале производства и поставок в Россию своих графических ускорителей серии Maya с ГП ATI. Затем на нашем рынке появились подобные продукты компаний Sapphire, TUL, ITC и ASUSTeK. Но они продвигали свои графические ускорители, сообразуясь с собственными возможностями и планами, что не способствовало укреплению позиций ATI.

Наконец, в середине прошлого года в европейском офисе ATI появился региональный менеджер, который взялся за продажи и маркетинг продукции в России и СНГ. Им стал Александр Жаворонков, ранее работавший в канадской штаб-квартире ATI. В начале этого года в качестве официального представителя компании в России он возглавил вновь открытый офис в Москве (см. CRN/RE № 2/2004, с. 21).

«Для ATI смена модели бизнеса была сложным этапом: в 2002 г. доля восточноевропейских стран в наших продажах в Европе упала до 6%, и лишь через два года мы сумели поднять ее до 30%, из которых 2/3 приходится на Россию, — рассказывает Жаворонков. — Большую роль в этом сыграл выпуск в конце 2002 г. новой серии ГП Radeon 9700, который тогда оказался вне конкуренции. Платы с этим ГП продавались в розницу по 399 долл., небывало высокой цене для этого вида продукции. Однако они оказались востребованы на рынке и скоро стали основным продуктом в канале наших ODM-партнеров».

В то же время он признает, что высокая популярность ускорителей с Radeon 9700 привела в конце 2002 — начале 2003 г. к их дефициту. Проблемы возникали также из-за того, что ATI не имеет здесь прямых партнеров, — ее бывшие дистрибьюторы стали дистрибьюторами ODM-партнеров, и поддерживать партнеров второго уровня оказалось весьма непросто.

«Открыв офис в Москве, мы начали налаживать связи с партнерами — дистрибьюторами и субдистрибьюторами — и сейчас напрямую взаимодействуем с 35 компаниями, — объясняет Александр Жаворонков. — Стремимся их мотивировать и побуждать к большей маркетинговой активности, разрабатываем специальные программы для дистрибьюторов, сборщиков и реселлеров». По его словам, европейский офис ATI установил для российского рынка высший приоритет — в случае возникновения дефицита продуктов в канале поставок ODM-партнеров производится перераспределение в пользу российских сборщиков. В числе наиболее активных партнеров ATI Жаворонков назвал компании «Альянс», «Атлантик компьютерс», «Дилайн», Merlion, «Ниагара», «ОЛДИ», «Р. и К.», 3-Logic.

В частности, «Атлантик компьютерс» еще в 2002 г. продавала большое количество плат на базе ГП nVIDIA, а теперь стала одним из крупных продавцов плат с ГП ATI. По мнению Олеси Величко, руководителя отдела дистрибуции «Атлантик компьютерс», после появления в России официального представителя ATI ее политика в отношении канала существенно изменилась: «Мы почувствовали реальную маркетинговую поддержку, нам стало интересно работать с продуктами ATI. Поэтому мы подписали несколько очень выгодных контрактов с ODM-партнерами ATI — Sapphire, PowerColor, Gigabyte».

«После открытия офиса ATI продавать платы с ее ГП стало проще, маркетинговая поддержка со стороны ATI и ODM-производителей плат стала более продуманной, — говорит Михаил Лукинов, вице-президент компании «Альянс», уже долгое время продающей графические ускорители на базе ГП ATI. — Сейчас реализуется ряд региональных программ ATI, появились программы поддержки местных сборщиков ПК и системных интеграторов. С партнерами второго уровня непосредственно работает представитель офиса ATI, и подчас нам остается лишь выполнять их заказы, доставляя товар в Россию».

По оценкам Александра Жаворонкова и ряда российских дистрибьюторов, в результате более активной маркетинговой политики доля графических ускорителей с ГП ATI выросла с 20% в середине 2003 г. до 45—50% в конце III квартала 2004 г. Однако львиная доля продаж (60—68%) по-прежнему приходится на недорогие платы стоимостью 30—100 долл. Плат среднего ценового сегмента (100—200 долл.) продается примерно 30—35%. Остальные 2—5% приходятся на дорогие графические ускорители (200—550 долл.) с наиболее совершенными ГП, с помощью которых вендор стремится доказать свое технологическое превосходство.

Версия для печати (без изображений)