Какие ассоциации обычно возникают, когда речь заходит о Японии? Участники пресс-тура, организованного российским представительством корпорации Panasonic, смогли воочию убедиться в том, что все, с чем у нас ассоциируется эта страна, действительно существует. И бело-розовые цветы сакуры, и священная гора Фудзияма, и люди, которые независимо от возраста и пола охотно носят национальную одежду, и театр Кабуки, и необычная для россиянина кухня, в которой суши — только малая толика огромного меню, и знаменитые японские пунктуальность, вежливость и уважение к гостям.

А я, отправляясь в Японию, надеялась увидеть те самые инновации, высокотехнологичные товары и города будущего, с которыми она ассоциировалась у меня со времени советского детства. Страна Восходящего солнца не разочаровала. Приметы «прекрасного далёка» встречаются здесь практически на каждом шагу. И хотя внешний облик не позволяет назвать Токио "городом-сказкой"1, особенно после посещения Сингапура или Шанхая, в Японии все-таки есть настоящий город будущего — Фуджисава. Его начали строить в 2010 г. на месте бывшей фабрики Panasonic по производству телевизоров, а торжественное открытие состоялось 27 ноября 2014 г. и было приурочено к 120 летию Коносукэ Мацуситы — основателя компании Matsushita Electric, которая позже была переименована в корпорацию Panasonic.

На центральной площади города находится архитектурный комплекс Fujisawa SST Square, из которого управляются всеинфраструктурные и энергетические объекты поселения. Планируется, что в Фуджисаве будет возведено около тысячи домов, сконструированных специалистами PanaHome — одного из подразделений корпорации Panasonic. В городе установлены зарядные станции для электромобилей. Городское освещение на 100% состоит из светодиодных фонарей и оснащено датчиками, включающими свет только тогда, когда на улице есть люди. За безопасностью в городе следят современные фирменные системы видеонаблюдения. Практически на всех крышах расположены солнечные панели, благодаря которым вырабатывается более 30% необходимого электричества. Кроме того, в городскую инфраструктуру включены ветряные и геотермальные источники энергии, а в домах установлены энерго- и водосберегающие системы. Благодаря этому, как утверждают разработчики проекта, Фуджисава полностью автономен, а в случае техногенных или природных катастроф сможет трое суток обеспечивать себя энергией и горячей водой.

Его создатели рассчитывают, что уже в ближайшем будущем данная модель получит массовое распространение. На реализацию проекта будет потрачено более 500 млн. долл. В настоящее время, несмотря на уже начавшееся заселение, работы по благоустройству продолжаются. Планируется, что они завершатся к столетию Panasonic (к 2018 г.).

К юбилею также планируется закончить преобразование компании. Пример Фуджисавы показывает, насколько сегодня диверсифицирован бизнес корпорации. Начав с выпуска патронов для электролампочек и динамофонариков для велосипедов, Panasonic расширила список продуктов до сотен тысяч наименований: от дверей, напольных покрытий, бытовой техники, электроники и beauty-гаджетов (для частных пользователей) до сложнейших систем, используемых в корпоративной среде.

К последним можно отнести роботизированную библиотеку на Blu-Ray дисках, которая, как гарантируют ее создатели, может хранить записанную информацию не менее 50 лет. Замечу, что эту новейшую разработку корпорации участники пресс-тура увидели одними из первых: ее официальные поставки в Россию начнутся в 2015 г. По словам вице-президента Panasonic Россия Масато Накамуры, этот продукт наверняка вызовет большой интерес у российских ИТ-компаний, работающих в сегменте систем хранения данных.

Еще одна разработка корпорации — защищенные мобильные решения для работы в экстремальных условиях Toughtbook — уже заинтересовала не только российских пользователей (железнодорожников и компании, ведущие разведку полезных ископаемых), но и системных интеграторов — партнеров корпорации, поставляющих оборудование заказчикам.

И эти примеры — только малая толика того, что Panasonic предлагает корпоративным клиентам. Ведь именно с ними производитель связывает свое будущее. В январе 2013 г. Казухиро Цуга, президент корпорации, объявил о том, что к 2018 г. компания станет гораздо больше B2B-ориентированной, чем когда-либо раньше, что позволит увеличить ежегодный объем продаж до 18 трлн. йен (около 0,15 трлн. долл.).

Как было отмечено на пресс-конференции, посвященной подведению итогов III квартала 2014 финансового года (прошла в феврале 2015 г., в Panasonic Tokyo Shiodome Building), сегодня около 75% бизнеса производителя уже приходится на решения для корпоративных клиентов.

В связи с этим во время пресс-тура Масато Накамура в очередной раз подчеркнул2, что производитель уделяет особое внимание системным интеграторам и корпоративным поставщикам, а также дистрибьюторам: «Мы давно и достаточно эффективно взаимодействуем с партнерами. Мы понимаем, что одно из основных преимуществ традиционного канала продаж — обеспечение доступности и поддержка конечных заказчиков на всей территории страны. Мы не смогли бы решить эту задачу, опираясь только на собственные силы. И в этом смысле работать в России без дистрибьюторов практически невозможно. Кроме того, для нас еще одним важным фактором является взаимодействие партнеров внутри канала продаж. Мы понимаем, что системный интегратор должен в первую очередь соблюдать лояльность по отношению к своему заказчику: думать о его приоритетах, предлагая решение, сочетающее высокое качество, интеграцию, надежность и максимальное конкурентное преимущество на рынке. А значит, они должны иметь доступ к максимально полному продуктовому предложению, из которого и будут выбирать самое лучшее для своего клиента. Наши дистрибьюторы имеют огромный портфель контрактов с разными вендорами, включая Panasonic. И для нас это очень хорошо — мы уверены в конкурентоспособности своего оборудования, в его качестве и ценах. Кроме того, наши дистрибьюторы, как правило, лояльны к Panasonic, и такая комбинация все еще прекрасно работает в России».

Как отмечает Масато Накамура, такого уровня взаимоотношений с партнерами первого уровня производителю удалось достичь благодаря индивидуальному подходу к каждому из них: «С каждым дистрибьютором мы обсуждаем те вопросы, которые интересуют именно его, и договариваемся о важных для него и его партнеров моментах. На ИТ-рынке конкуренция жесткая, и у каждого из наших партнеров должны быть свои отличия от остальных игроков».

А дистрибьюторы транслируют своему каналу продаж те самые «индивидуальные договоренности с вендором». Но есть у производителя и такие предложения, которые он адресует всем партнерам. Например, инсталляторы могут принять участие в открытой программе расширенной гарантии, которая распространяется на определенные виды продукции. Выполнив ряд условий (одно из которых — регистрация сделки), системный интегратор получает возможность предоставить своему клиенту пятилетнюю гарантию.

Стоит отметить, что в Panasonic уверены: вендор должен помогать партнерам продавать продукцию, не только организуя или поддерживая различные промоакции, но и стимулируя спрос «снизу». «Мы довольно активно общаемся с клиентами — представителями различных „вертикальных“ рынков, — отмечает Масато Накамура. — Но не для того, чтобы что-то им продать напрямую, а с тем, чтобы разъяснить, какие преимущества они могут получить, если выберут нашу продукцию». Примером такой работы может служить встреча представителей Panasonic с ректорами российских университетов, которая проходила параллельно с посещением Японии российскими журналистами. В ней приняли участие более 20 руководителей высших учебных заведений (от Архангельска до Владивостока).

Как отмечает Герман Гаврилов, руководитель отдела развития бизнеса Panasonic Россия, на период 2015–2018 гг. образование включено в список пяти приоритетных направлений бизнеса компании в нашей стране. Вендор активно ищет новые решения, которые можно было бы предложить клиентам из этой сферы и которые были бы интересны его партнерам. Так, во время встреч представителей японской компании и российской системы образования было презентовано новое решение Panasonic (разработано совместно с одним из системных интеграторов) «Колёрнинг-центры», выполняющие функции филиалов вузов в региональных центрах и позволяющие студентам даже в самых отдаленных уголках страны присутствовать на лекциях и практических занятиях, которые проводят специалисты ведущих университетов страны.

Суть данного решения проста — в образовательных учреждениях по всей стране организуются учебные аудитории, в которые «транслируются» выступления преподавателей университетов. Данные аудитории оснащаются всем необходимым: рабочий стол преподавателя (на котором устанавливаются документ-камера, адаптер для подключения внешних устройств, чтобы студенты могли работать со своими гаджетами, микрофон, интерактивный планшет или монитор и система управления), система видеоконференцсвязи, автоматизированное рабочее место для рабочих групп, трибуна выступающего, средства отображения (интерактивные экраны). И все это располагается так, что помещение в считанные минуты можно превратить из лекционного зала в аудиторию для командной или индивидуальной работы.

По мнению Германа Гаврилова, «Колёрнинг-центры» могут заинтересовать не только конечных заказчиков, но и партнеров вендора. Меморандумы о намерениях с производителем уже подписали Санкт-Петербургский государственный университет, Уральский федеральный университет, Московский государственный гуманитарный университет им Шолохова, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Тюменский государственный университет нефти и газа, Казанский национальный исследовательский технический университет, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. От большинства из перечисленных вузов уже поступили запросы на создание на их базе «Колёрнинг-центров». Кроме того, такими «умными» аудиториями заинтересовались Национальный исследовательский технический университет МИСиС, Московская школа менеджмента «Сколково», а также образовательный департамент Русского музея и других крупных музеев России.

Рассказывая о продвижении идеи «Колёрнинг-центров» в нашей стране, Герман Гаврилов выразил уверенность, что это далеко не последнее решение, созданное вместе с партнерами: «В этом году мы официально открываем R&D-центр Panasonic в Сколково. Мне кажется, что этот проект станет мощным инструментом, который наши партнеры смогут использовать для продвижения своих продуктов, а также для формирования совместных с нами решений. Кроме того, у системных интеграторов появляются дополнительные возможности, как в том, что касается тестирования новых технологий, так и в плане привлечения других резидентов Сколково (в т. ч. и государства) к участию в совместных проектах».

Заметим, что Panasonic занимается не только усовершенствованием процесса обучения, но и бытом тех, кто учится в высших учебных заведениях. В Японии вендор помогает университетам разрабатывать проекты студенческих кампусов по модели «умного города». С примерами подобных кампусов участники пресс-тура могли познакомиться в одном из известнейших университетов Японии, расположенном в городе Чиба. Нам удалось увидеть лишь малую часть быта студентов, но аграрные «находки» совсем не сельскохозяйственного учебного заведения приятно поразили. Здесь собственные «умные» оранжереи и теплицы поставляют для рациона студентов салат, помидоры, яблоки. А «умные» столы, оснащенные специальными контейнерами и освещением, «подкармливают» их свежей зеленью.

Заканчивая рассказ о пресс-туре, большая часть которого была посвящена разным формам обучения — от посещения интерактивного музея космонавтики и детского математического центра RiSuPia, созданных при поддержке Panasonic, до экскурсии по производственному комплексу корпорации, где появляются на свет те самые продукты, о которых шла речь выше, — нельзя не восхититься тем, насколько трепетно японский производитель относится ко всему, что так или иначе связано с вопросами образования. И это наблюдение подтверждается тем фактом, что в 1973 г. (в год 55-летия компании и 100-летия современной школьной системы Японии) был создан образовательный фонд Panasonic. Его целью стала поддержка направленных на развитие творческих способностей и детей путем предоставления грантов на научные исследования по эффективному использованию аудио-визуальной техники в учебном процессе. Сейчас фондом руководит бывший министр образования Японии г-жа Ацуко Тойяама, а его основные направления деятельности определены так: исследование эффективности использования ИКТ-оборудования в образовании, развитие человеческих ресурсов посредством аудио-визуального обучения, продвижение ИКТ в образовании. В настоящее время фонд выдает гранты на развитие младшим и средним школам, как на территории Японии, так и японским школам за пределами страны, а также высшим учебным заведениям и исследовательским организациям, работающим над проектами, отвечающими вышеперечисленным целям.

И это, пожалуй, еще одна особенность японцев: следовать заветам мудрых людей, таких как основатель компании Panasonic Коносукэ Мацусита, который утверждал, что «...миссия бизнеса — это служение людям, развитие их навыков и талантов, искоренение бедности, повышение уровня жизни общества». Кроме этого в список приоритетов корпорации входят спорт, культура, нефтегазовая индустрия и энергетика, транспорт.

1 Местные жители утверждают, что город сильно «сдал» после аварии на Фукусиме, которая привела к ужесточению мер экономии электричества, и многие световые конструкции пришлось демонтировать.

2 Заметим, что российское подразделение корпорации объявило об этом еще в 2012 г.


Версия для печати (без изображений)