Интереснейшие цифры привела консультант по исследованиям рынка потребительской электроники и фото GfK Russia Сафие Аль Хаффаф в своем докладе, прозвучавшем на конференции «Российский рынок потребительской электроники — стратегии развития в условиях кризиса», прошедшей в рамках выставки «2015 Consumer Electronics & Photo Expo», состоявшейся в Москве в апреле этого года.

Первым делом Сафие Аль Хаффаф продемонстрировала участникам конференции таблицу, содержащую сведения о шести основных макроиндикаторах (ВВП, индекс промышленного производства, оборот розничной торговли, реальные доходы на душу населения, безработица, инфляция), характеризующих экономическое состояние нашей страны в 2011–2014 гг. и прогнозы на 2015 г. Таблица эта базируется на оценках Росстата и расчетах «ГфК-Русь». Прогнозы таковы: для пяти из шести перечисленных выше макроэкономических индикаторов ожидается негативная динамика. Так, например, предполагается, что в 2015 г. ВВП упадет на 4,0%, реальные доходы на душу населения — на 3,0%, а оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах с учетом инфляции) уменьшится на 0,9%.

Затем (см. рис. 1) были оглашены результаты очередного ежегодного исследования GfK «Индекс потребительских настроений», которое проводилось в марте этого года путем опроса примерно 2,2 тыс. респондентов (в возрасте от 16 лет) в городах и сельской местности России.

Однако перейдем от макроэкономики к вещам, более близким нашей читательской аудитории. Что, например, происходит на российском рынке потребительской электроники?

На рис. 2 отображаются средние ценники января этого года в сравнении со средним ценником января года прошлого (в рублях и евро) по различным товарным группам. Легко заметить, что в рублях средние ценники, как правило, стали заметно выше, а в пересчете на евро — заметно ниже. Единственное исключение — рынок потребительской электроники (Consumer Electronics, CE): здесь средний ценник, по оценкам GfK, уменьшился как в рублях (на 5,5%), так и в евро (на 39,4%).

Ниже представлены итоги продаж по некоторым товарным группам, отслеживаемым GfK, за первые 11 недель 2015 г. в сравнении с итогами продаж за этот же период 2014 г. (в рублях):

  • фототехника (–29,9%); 
  • потребительская электроника (–28,1%); 
  • компьютерная/офисная техника (–21,6); 
  • мелкая бытовая техника (–14,6); 
  • крупная бытовая техника (–1,1%); 
  • телекоммуникационное оборудование, включая смартфоны, мобильные телефоны, планшеты, мобильные аксессуары, носимые устройства, гарнитуры и стационарные телефоны (+7,6%).

Легко заметить, что положительную динамику демонстрирует только телекоммуникационное оборудование. А хуже всего чувствует себя сегмент фототехники. В целом же за минувший год, по оценкам GfK, он упал по сравнению с 2013-м на 24% в рублях (на 36% в евро), но при этом все ещё оставался четвертым после Германии, Франции и Великобритании.

Представляет интерес трансформация популярности каналов сбыта потребительских товаров. Онлайн-торговля стремительно набирает обороты. Если в 2012 г. по всем продуктовым группам, которые отслеживает GfK Russia, на долю интернет-торговли (internet sales) приходилось лишь 8,1% общего объема продаж, то в 2013 г. этот показатель увеличился до 11,1%, а в 2014-м — до 14,5%. В нынешнем году (по итогам января-февраля) — это уже 16,3%.

«По нашим прогнозам, к 2020 г. доля онлайн-продаж на российском рынке потребительской электроники достигнет 30%, — говорит Сафие Аль Хаффаф. — При этом к онлайн-продажам мы относим заказы, сделанные через Интернет или терминал, независимо от способа получения товара: через точки самовывоза, посредством доставки на дом курьером или же через почтовое отправление».


Версия для печати (без изображений)