Cобытие года

Накануне президентских выборов Правительство РФ пережило серьезную реформу. Ведомства и чиновников в один момент перетасовали, как колоду карт. В ходе «передела» Министерство РФ по связи и информатизации перестало существовать. «Телекоммуникационная» часть его функций перешла к новому Министерству транспорта и связи, а ИТ-отрасль на какое-то время оказалась, по сути, забытой правительством — слово «информатизация» не присутствовало в названии ни одного из федеральных ведомств. Без непосредственного куратора осталась и федеральная программа «Электронная Россия», которая и до того финансировалась фактически по остаточному принципу.

В конце мая разобрались. В соответствии с президентским указом, как феникс из пепла, возродилось Минсвязи... Более того, «информационные технологии» в его названии оказались на первом месте. Было также образовано Федеральное агентство по информационным технологиям, которое возглавил Владимир Матюхин, бывший генеральный директор ФАПСИ, а после его упразднения — заместитель министра обороны и руководитель Комитета по гособоронзаказу.

Но перипетии с Минсвязи были лишь надводной частью айсберга. Из-за административной реформы в довольно неприятное положение попали ИТ-компании, ориентировавшиеся в первую очередь на работу с государственными структурами.

Реорганизация и «кадровые утряски» на несколько месяцев фактически парализовали работу министерств. Было приостановлено проведение тендеров по ФЦП «Электронная Россия», отложили запланированные закупки техники и внедрение новых проектов многие государственные ведомства. По некоторым оценкам, потери ИТ-компаний в результате административной неразберихи составили примерно 1 млрд. руб. В октябре проблема наконец разрешилась — итоги многих тендеров в рамках «Электронной России» были подведены.

Разумеется, административная реформа отнюдь не сводится только к сокращению числа министерств и к кадровым перестановкам. Глобальной целью реформы является повышение эффективности госаппарата, и ИТ-решения должны сыграть в этом далеко не последнюю роль. Уже после перестановок в правительстве стали известны результаты исследования Всемирного экономического форума, где Россия по эффективности работы госинститутов заняла аж 89-е место из 104 стран. Это повлияло и на позицию нашей страны в общем рейтинге перспективной конкурентоспособности — здесь Россия оказалась на 70-м месте.

Пока же изменение структуры правительства, по мнению многих экспертов, не сопровождается внедрением новых методов управления, что привело лишь к снижению эффективности работы госаппарата. К тому же реформа оказалась в «подвешенном состоянии» — ее главный «идейный вдохновитель» и «проводник» Дмитрий Козак осенью был назначен представителем президента в Южном федеральном округе. А вице-премьер Александр Жуков, возглавивший после него правительственную комиссию по административной реформе, перегружен другими, не менее важными делами. Но, пожалуй, главный «тормоз» в том, что бюрократия не может совершенствовать саму себя: ни одна система не реформируется изнутри.

Тем не менее ожидается, что до конца года правительство рассмотрит доработанный Минэкономразвития проект ФЦП «Административная реформа». По мнению Германа Грефа, министра экономического развития и торговли, курировать реформу должны не действующие чиновники, а дирекция ФЦП, состоящая из независимых от госаппарата менеджеров и специалистов по консалтингу. Программа предусматривает формирование стандартов государственных услуг и административных регламентов, использование принципов «проектного управления», создание системы материальной мотивации чиновников в работе «на результат».

Версия для печати (без изображений)