В середине января компания Hewlett-Packard объявила об объединении Imaging and Printing Group (IPG), подразделения, ответственного за бизнес в области принтеров, расходных материалов и устройств отображения, и Personal Systems Group (PSG), обеспечивавшего продажи настольных и мобильных ПК, рабочих станций и персональных устройств хранения. На их основе создается новое подразделение Imaging and Personal Systems Group (IPSG), работающее со всеми указанными группами продуктов.

Руководителем IPSG назначен Виомеш Джоши, ветеран HP с 24-летним стажем, который в течение последних трех лет возглавлял IPG. Дуэйн Зитцнер, прежний руководитель PSG, отправлен в отставку, но он еще будет работать какое-то время вместе с Виомешем Джоши, чтобы обеспечить плавный процесс объединения.

Карли Фиорина, председатель правления и главный управляющий НР, поблагодарила Дуэйна Зитцнера за выдающийся вклад в бизнес HP, отметив, что за прошедшие несколько лет он «сумел не только успешно стабилизировать бизнес PSG, но и обеспечил его рост и вернул ему прибыльность». По данным аналитической фирмы Gabriel Consulting Group, еще в 2002 г. подразделение PSG было убыточным, но уже в 2003 г. вновь стало прибыльным.

В официальном сообщении по поводу реорганизации говорится, что она позволит повысить прибыльность компании, расширить портфель предложений и усилить ее позиции на рынке.

По данным Gabriel Consulting Group, в настоящее время НР лидирует на мировых рынках струйных и лазерных принтеров, где ее доли составляют 45 и 52% соответственно, а также занимает ведущие позиции на рынке цифровых фотокамер. Подразделение IPG обеспечило в 2003 г. около 30% общего объема продаж всей компании, а его доля в общей прибыли составила 76%.

Стоит отметить, что подразделения IPG и PSG уже активно сотрудничали в разработке продуктов для рынка цифровой бытовой электроники — медиа-центров, ЖК-телевизоров, цифровых камер и МР3-плееров, и объединение, безусловно, укрепит это сотрудничество.

После слияния внешняя финансовая отчетность IPG и PSG останется раздельной, что, по мнению Виомеша Джоши, необходимо для более ясного понимания результативности и прибыльности бизнеса по этим направлениям.

В связи с объявленной реорганизацией НР стоит напомнить о прогнозе Gartner, согласно которому рынок ПК в период до 2008 г. замедлит свой рост, что вынудит трех из десяти ведущих производителей ПК покинуть его. Первой сделала такой шаг IBM, продав свой ПК-бизнес китайской компании Lenovo. После чего многие аналитики Уолл-стрит заговорили о том, что НР должна сделать то же, либо объединить ПК-бизнес с очень прибыльным направлением устройств печати. Руководство НР выбрало второй путь. Кстати, в прошлом году компания, как известно, объединила подразделения услуг и корпоративных компьютерных систем.

Первая реакция американского рынка на сообщение о реорганизации в HP была неоднозначной.

Часть партнеров приветствовала это решение, поскольку видела в руководителе нового подразделения сильного защитника канала. «Виомеш Джоши — очень близкий каналу профессионал. Объединение двух подразделений НР не станет для нас проблемой, — заявил Рик Черник, президент реселлерской компании Camera Corner Connecting Point. Крис Ферри, вице-президент компании Technology Integration Group, хотя и выразил некоторое удивление по поводу реорганизации, тем не менее отметил, что она может иметь благоприятные последствия для канала: «IPG всегда было более ориентированным на канал, чем PSG, так что мы можем получить больше возможностей».

Однако другие партнеры выразили обеспокоенность тем, что в ходе реорганизации объединяются два различных по прибыльности бизнеса, что в принципе может привести к негативным последствиям. В частности, Стивен Аллен, президент компании Integrated Technology Systems, являющейся партнером HP, выразил надежду на то, что этот шаг не свидетельствует о намерении HP уйти с рынка ПК. А Джон Маркс, главный управляющий компании JDM Infrastructure, задался вопросом: «Является ли предпринятая НР реорганизация стратегическим шагом к развитию бизнеса IPG или она мотивирована желанием акционеров видеть бизнес ПК более прибыльным? Я надеюсь, что она поможет создать более интегрированную НР, которая сможет лучше работать с каналом».

Спустя несколько дней руководители НР попытались рассеять сомнения партнеров и прояснить причины объединения двух подразделений. Виомеш Джоши заявил, что он планирует усиливать канал, чтобы использовать новые возможности, которые открываются для продуктов в области печати, отображения информации и ПК: «Я верю, что мы сможем создать новые категории продуктов, чтобы выйти не только на массовые, но и на локальные рынки, где канал будет для нас очень важен».

В свою очередь Энн Ливермор, исполнительный вице-президент подразделения НР Technology Solutions Group, сказала, что компания рассчитывает на то, что вновь созданное подразделение IPSG сможет составить прямую конкуренцию Dell: «Мы верим, что, объединившись, IPG и PSG будут сильны на потребительском рынке, где предложат цифровые решения для развлечений. На коммерческом рынке также есть много возможностей предложить решения на основе ПК, принтеров и сетевых продуктов». Она также отметила, что НР намерена расширить круг своих клиентов за счет бывших заказчиков IBM, которые после продажи ее ПК-бизнеса компании Lenovo находятся в растерянности: «У нас есть для них привлекательные программы и очень большие возможности увеличить свою клиентуру». ee

Версия для печати (без изображений)