Корпорация IDC опубликовала прогноз развития рынка носимых устройств. Прогноз скорректирован вверх, как и следовало ожидать. Однако интерес представляют не только данные об ожидаемой динамике этого сегмента рынка, но и классификация представленных устройств, предлагаемая корпорацией.

В 2015 г., согласно обновленным прогнозам IDC, глобальный объем отгрузки носимых гаджетов превысит 72,1 млн. устройств. Рост по сравнению с предыдущим годом, когда было отгружено 26,4 млн. шт., почти троекратный — позитивная динамика, согласно прогнозу, должна составить 173,3%. Конечно, продажи носимых гаджетов становятся все более заметными, но если сравнивать их с прошлогодними поставками смартфонов (более 1,2 млрд.), то становится понятно, что носимые устройства не станут «must have»-девайсами и «компаньона» в виде «умного» устройства получит далеко не каждый смартфон. Однако текущий год, по мнению корпорации, станет самым успешным для «носимого» сегмента, в дальнейшем среднегодовые темпы роста этого рынка будут скромнее — порядка 40% (в натуральном выражении). В 2019 г., например, покупателям будет отгружено лишь 155,7 млн. устройств. С чем связан бум этого года, аналитики не уточняют, но можно предположить, что сказался выход Apple Watch, привлекший повышенное внимание к подобным устройствам.

Анализируя объем рынка, IDC учитывает самые разные типы носимых «умных» приспособлений, от smart-часов и фитнес-трекеров до «умной» одежды и очков a-la Google Glass. Устройства последних двух типов хотя и станут к 2019 г. более распространенными, но заметной доли в сегменте не займут, оставаясь экзотикой даже среди «носимого». Впрочем, структурные изменения здесь все же произойдут. IDC предлагает разделять носимые устройства на две категории по простому признаку — возможности загружать и исполнять внешние программы. Аппараты категории basic этого не позволяют (пример: фитнес-трекеры), категории smart — умеют (пример: «умные» часы). Если до настоящего времени в этом сегменте, по данным мировых отгрузок, basic-девайсы превалировали над smart-собратьями (по итогам прошлого года — 4,2 и 22,1 млн. соответственно), то в этом году практически достигнут паритет (33,1 и 39,0 млн. соответственно). В дальнейшем девайсы с возможностью загрузки программ станут более популярны, чем smart basic, хотя последние полностью вытеснены не будут (согласно прогнозам на 2016-й, отгрузки составят 89,4 и 66,3 млн. соответственно).

Интересно, что аналитики IDC ожидают «битву платформ», хотя не совсем понятно, какие компании или альянсы могут вывести на рынок реального конкурента Android Wear или watchOS. Конечно, Samsung будет продвигать в качестве универсальной операционной системы Tizen, возможны аналогичные действия со стороны LG, которой принадлежат права на webOS, уходящую корнями в Palm OS, но пока вряд ли следует рассматривать эти решения в качестве участников глобальной битвы в сегменте носимых устройств. Возможно, свое слово скажет Microsoft, которая также позиционирует Windows 10 как универсальную платформу, но сегодня, учитывая весьма скромные успехи Windows Phone, воспринимать эту корпорацию как потенциальную сторону конкурентного сражения еще сложнее, чем упомянутых «корейцев».

Для российских ритейлеров прогноз хотя и представляет интерес, но не содержит ничего принципиально нового, что можно было бы использовать в практической деятельности по сравнению с тем, о чем говорилось в начале месяца. Мы уже отмечали, что рынок «носимого» переживает взрывообразный рост и подход «куй железо, пока горячо» тут весьма актуален даже для российских условий, где снижение доходов населения смещает рынок из категории «развитых» в «развивающиеся». Но при этом продажи носимых девайсов не настолько велики, чтобы драматическим образом изменить ситуацию в рознице. Ориентация на smart-устройства в российских условиях была более выражена и раньше, но не потому, что наш локальный рынок шел «впереди планеты всей», а потому, что такого рода приспособления заслуживают более пристального внимания, чем basic, хотя последние у нас не были очень уж популярны (фитнес для россиян так и не стал массовым увлечением, поэтому фитнес-браслеты особым спросом не пользовались).

«Умные» часы находятся на некотором «перепутье». С одной стороны, их уже нельзя рассматривать как устройство «представительского класса» — цена подобных гаджетов однозначно указывает на их причастность к массовому рынку. С другой стороны, часы еще не получили достаточно разнообразной функциональности, чтобы отнести их к «must have»-опциям для активного пользователя гаджетов или применять для самовыражения. Однако ситуация меняется к лучшему, причем достаточно быстро.


Версия для печати (без изображений)