Формально компания не справилась с планами, заявленными на 2004 г. Напомним, что в начале года «НКА-Групп», поставляющая ноутбуки под торговой маркой iRU, объявила о намерении занять 18% российского рынка портативных компьютеров. При этом менеджеры компании оценили возможный объем рынка ноутбуков в 430 тыс. шт. Подводя итоги 2004 г., Дмитрий Абрамов, директор «НКА-Групп» по маркетингу, заявил, что, по некоторым оценкам, компании принадлежит 15% рынка портативных компьютеров, при объеме рынка порядка 600 тыс. шт. Так что если говорить о количестве проданных устройств, то планы перевыполнены.

Комментируя эти результаты, Абрамов заявил: «К сожалению, объективные данные о положении компаний на российском рынке ноутбуков отсутствуют. Мы считаем, что «НКА-Групп» — компания номер два, а первого места просто нет. Его может занять кто угодно, но пусть докажет обоснованность своих притязаний».

Сейчас «НКА-Групп» предлагает четыре линейки ноутбуков — Intro (позиционируется как бюджетное решение), Stilo (предлагается как корпоративная платформа), Brava (замена ПК) и Novia (мобильный офис). Наиболее популярная — серия Intro. На начало 2004 г. на нее приходилось 67% продаж, однако к концу года ее доля сократилась до 45%. Связано это, в первую очередь, с увеличением продаж ноутбуков Brava (16% в начале года и 37% — в конце). Изменения по другим линейкам незначительны. Так, поставки Stilo сократились с 16 до 15%, а Novia — возросли с 1 до 3%. Дмитрий Абрамов связывает эти колебания с падением средней цены ноутбука: с 1020 долл. в начале 2004 г. до 960 долл. — в конце. Благодаря этому клиенты стали проявлять интерес к более «тяжелым» решениям. В то же время если в начале года на портативные компьютеры стоимостью менее 1000 долл. приходилось 42% продаж компании, то к концу 2004 г. этот показатель возрос до 67%.

«НКА-Групп» выделяет три канала продаж продукции: прямые поставки корпоративным клиентам, розничные компании и продажи через дилеров. Сейчас большая часть поставок приходится на последнюю категорию партнеров. Но если в начале 2004 г. через дилеров было реализовано 65% ноутбуков iRU, то к концу года этот показатель сократился до 50%. При этом с 30 до 40% увеличилась доля розницы, и с 5 до 10% — доля прямых поставок. Меняется и соотношение между московскими и региональными продажами. Если на начало 2004 г. на долю столицы приходилось 65% продаж, то к концу года ее доля сократилась до 55%.

Говоря о планах на этот год, Абрамов заявил, что «НКА-Групп» рассчитывает занять 16% российского рынка ноутбуков. При этом он прогнозирует, что его объем составит 1 млн. шт. Также он сообщил о планах по удвоению дилерской сети компании. Если сейчас у «НКА-Групп» 270 партнеров, то к концу года их будет не менее 500.

Продажи ноутбуков iRU в 2004 г.

Тип процессораДоля в I квартале, %Доля в IV квартале, %
Transmeta2020
Pentium 42323
Pentium M1214
Celeron-25
Celeron M4518

Источник: «НКА-Групп».

Версия для печати (без изображений)