Аналитическая компания ITResearch подвела итоги исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в октябре-декабре 2004 г.

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) за IV квартал можно оценить приблизительно в 1505 тыс. шт. Около 81% продаж в натуральном выражении приходится на настольные компьютеры, около 13% — на ноутбуки, более 4% — на карманные компьютеры (КПК) и менее 2% — на серверы (на платформе Intel). По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. объем продаж ПК вырос на 12,1%, на рынке ноутбуков рост составил 55,3%, объем продаж КПК увеличился на 100%, а серверов — на 25,9%.

Лидерами продаж ПК являются компании* Aquarius, Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard, Kraftway, суммарная доля которых составила 19,9% продаж настольных компьютеров.

В сегменте ноутбуков лидируют Acer, Asustek, iRU, Rover Computers, Samsung (на их долю приходится 62,1% всех продаж).

По карманным компьютерам доля лидирующей группы, в состав которой входят Asustek, Fujitsu Siemens Computers, Hewlett-Packard, Nokia, PalmOne, еще выше — 84% продаж КПК в натуральном выражении.

В сегменте серверов ведущими производителями стали: Aquarius, Depo Computers, HP, IBM, Kraftway. Суммарно эти компании контролируют 62,7% продаж в натуральном выражении.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов в IV квартале составил 1,77 млн. шт. Показатели аналогичного периода 2003 г. были превышены на 19,5% в штучном исчислении и на 24,4% — в денежном. Таким образом, за год средневзвешенная стоимость мониторов несколько увеличилась. Однако последние несколько кварталов 2004 г. наблюдалось планомерное уменьшение темпов роста данного показателя, которое было связано в первую очередь с удешевлением ЖК-мониторов. Примечательно, что к концу 2004 г. ЖК-мониторы так и не смогли преодолеть отметку в 50% рынка, но это обязательно произойдет уже в I квартале текущего года. Лидером рынка по-прежнему остается компания Samsung, далее следует LG, третье место осталось за Philips.

Принтеры

Как и в предыдущие годы, IV квартал оказался рекордным по количеству проданных принтеров, и объем рынка достиг значимой отметки в миллион устройств — на 40% больше, чем в предыдущем квартале. В то же время темпы роста продаж в годовом исчислении продолжали снижаться и составили всего 14% (год назад этот показатель составлял 37%). Объем рынка в денежном выражении превысил 190 млн. долл. В структуре продаж принтеров по технологическим классам в конце года преобладали струйные устройства, однако их преимущество по рыночной доле над лазерными принтерами оказалось меньше, чем год назад. В струйном сегменте можно отметить некоторое сближение показателей продаж трех ведущих вендоров — Canon, Epson и Hewlett-Packard. По количеству проданных лазерных принтеров в тройку лидеров входят компании Canon, Hewlett-Packard и Samsung.

Настольные МФУ

Темпы роста самого динамичного сегмента периферии — настольных многофункциональных устройств — продолжали увеличиваться, и последний квартал 2004 г. оказался рекордным. По сравнению с IV кварталом 2003 г. в количественном отношении продажи выросли более чем в три раза (почти до 180 тыс. штук), и уже можно сказать, что этот сегмент становится по-настоящему массовым. Объем рынка в деньгах вырос в 2,5 раза и составил около 47 млн. долл. Как и на протяжении всего 2004 г., опережающие темпы роста демонстрировали струйные МФУ, рыночная доля которых в количественном выражении превысила 50%. Лидеры рынка прежние — компании Hewlett-Packard, Samsung и Xerox (лазерные МФУ), а также Epson, Hewlett-Packard и Lexmark (струйные МФУ).

Мультимедийные проекторы

В IV квартале было поставлено 16 тыс. мультимедийных проекторов (MMP), что на 81% выше, чем за аналогичный период 2003 г. Средневзвешенная стоимость одного устройства впервые опустилась ниже 2 тыс. долл.; это более чем на 500 долл. меньше, чем в 2003 г. Как резкий рост рынка, так и существенное падение стоимости устройств обусловлены, в первую очередь, заключительной волной тендера «Дети России», в рамках которой поставлялись одни из самых дешевых ММР. Этой же причиной в основном объясняется и значительный (более чем на 20%) рост доли DLP-устройств.

По итогам IV квартала впереди BenQ, Sanyo и Toshiba. Кроме того, отметим компании Epson, InFocus, NEC, Panasonic, которые следуют вплотную за лидерами.

Плазменные панели и телевизоры

В IV квартале рынок плазменных панелей и телевизоров (plasma display panel, PDP) вырос по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. в 2,25 раза; всего за отчетный период было поставлено около 27 тыс. устройств. Средневзвешенная стоимость аппарата вплотную приблизилась к 4 тыс. долл., что почти на 1,5 тыс. долл. ниже, чем год назад.

Доля традиционно доминирующего типоразмера плазменных панелей — 42 дюйма — за год выросла более чем на 3% и сейчас превышает 70%.

Поскольку рынок PDP сейчас в основном состоит из телевизоров, не может не проявляться влияние сильнейших игроков традиционного рынка аудио/видео. Лидирующая группа состоит из компаний Panasonic, Philips и Sony. Сильны также позиции Pioneer и Samsung.

ЖК-телевизоры

Рынок ЖК-телевизоров, информационных ЖК-панелей и «гибридных» ЖК-мониторов с функцией телевизора (только полноцветные стационарные устройства с диагональю от 13 до 46 дюймов) при уже довольно значительных объемах продаж к концу 2004 г. будто приобрел второе дыхание: темпы роста вновь увеличились. За IV квартал было продано около 76 тыс. устройств, что более чем в 4 раза выше, чем за аналогичный период 2003 г. Несмотря на значительную ценовую эрозию, средневзвешенная стоимость снизилась несущественно. Связано это с увеличением доли широкоформатных (16:9) устройств (более 40% рынка), которые в среднем имеют большую диагональ, да и стоят дороже.

По итогам IV квартала тройка лидеров не претерпела изменений: Philips, Samsung и Sharp. Кроме того, значительные объемы продаж показывают компании LG и Sony.

ИБП

На рынке ИБП в IV квартале было продано почти 517 тыс. устройств, а в денежном выражении объем продаж составил около 79 млн. долл. По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. это означает рост соответственно на 16 и 18%. Синхронность роста этих показателей говорит о том, что структура продаж практически не изменилась.
Как мы и предполагали, после не очень удачного III квартала к концу года рынок ИБП опять начал набирать обороты и в целом показал неплохие результаты.

Компания APC еще более усилила свои позиции, заметно опережая PowerCom, идущую на втором месте, что во многом связано со значительными продажами решений ISX и Symmetra. В пятерку лидеров (в денежном выражении) также входят Eaton Powerware, Ippon и PowerMan.

Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Ippon, Plus UPS, PowerCom и PowerMan. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Liebert-Hiross, MGE UPS Systems, Neuhaus и Newave.

Сканеры

В IV квартале было продано около 240 тыс. сканеров — на 20% больше, чем за тот же период 2003 г. Объем рынка в деньгах вырос почти на 14% (до 20 млн. долл.). В структуре продаж по-прежнему доминируют сканеры нижних ценовых категорий — доля устройств стоимостью до 200 долл. в штучном выражении составляет более 95%.
По количеству проданных сканеров первенство сохраняют компании Epson, Hewlett-Packard и Mustek, на долю которых пришлось около двух третей всех продаж.

* Здесь и далее (кроме перечня лидеров рынка мониторов) компании перечислены в алфавитном порядке.

Версия для печати (без изображений)