Видеоконференцсвязь для VIP и не только

Видеоконференцсвязь (ВКС) становится таким же обыденным атрибутом современного бизнеса, как телефон и электронная почта. Основное отличие ВКС от других систем группового общения, например селекторной телефонии или видеосвязи, осуществляемой с помощью подключенной к ПК обычной Web-камеры, состоит прежде всего в более высоком качестве передачи аудио- и видеосигнала. Кроме того, у ВКС есть ряд дополнительных функциональных возможностей, таких, как демонстрация с ПК различных данных, презентаций и т. п. во время конференции.

Рынок пока невелик

До последнего времени отечественный рынок средств ВКС не привлекал к себе внимания аналитиков, поэтому о его объеме и темпах роста можно судить, основываясь лишь на оценках его игроков. Так, по мнению Андрея Ларина, генерального директора компании «Микротест», годовой оборот этого сегмента рынка (речь идет только об оконечном оборудовании, без учета дорогостоящих специализированных видеосерверов) составляет примерно 10—15 млн. долл. Российские дистрибьюторы и системные интеграторы говорят, что в 2003—2004 гг. продажи систем ВКС увеличивались в денежном выражении на 30—40% в год, а некоторые специалисты оценивают этот рост в 50%.

Как считает Роман Сулаев, директор по продажам фирмы «АВИКОН Текнолоджис», являющейся платиновым дистрибьютором компании Polycom, рынок средств ВКС в целом сформировался: у дистрибьюторов, число которых относительно невелико, сложились устойчивые отношения с системными интеграторами, а те, в свою очередь, находят заказчиков, для которых выполняют проекты. По словам игроков рынка, между дистрибьюторами нет острой конкуренции, зато среди системных интеграторов развернулась довольно острая борьба за клиента.

Как отмечают специалисты, в последние два года увеличилось количество небольших и средних проектов, стоимость которых не превышает 100 тыс. долл. Константин Барсуков, начальник отдела систем технологического управления компании «Оптима», подчеркнул, что растет спрос на так называемые «многоточечные» решения, реализация которых требует покупки видеосервера, организации широкополосных каналов связи и т. п. Поэтому, считает он, доходность таких проектов для интеграторов увеличилась. Сергей Шаронин, президент фирмы «Имаг», дистрибьютора компании Aethra, не отмечает заметного роста прибыльности сегмента ВКС для дистрибьюторов. Его коллеги говорят, что маржа на этом рынке выше, чем в массовом сегменте, но сверхдоходов нет: львиная доля прибылей достается интеграторам.

Вендоры и заказчики

Из числа поставщиков наилучших результатов на российском рынке достигли компании Polycom и Tandberg. Их доли, по оценкам отечественных экспертов, самые большие. Эти вендоры предлагают широкий спектр решений для ВКС, но их конек — профессиональное оборудование верхнего ценового сегмента. Основные потребители таких решений в нашей стране — крупный бизнес («Газпром», нефтяные компании и т. п.). Эти заказчики, как правило, не экономят на построении системы ВКС. Для данной категории VIP-клиентов реализуются решения на базе высокоскоростных каналов связи. Кроме того, для них поставляются широкоформатные плазменные панели, профессиональные видеокамеры, мощные видеосерверы и т. п. Предлагаемые системы ВКС обеспечивают высококачественную передачу звука и изображения, они масштабируемы, надежны и функциональны. Минимальная стоимость подобных проектов — несколько сотен тысяч долларов. При этом, как отмечают системные интеграторы, очень часто цена проекта вырастает еще больше.

«Все может начаться с внедрения небольшого решения, призванного обеспечить видеоконференцсвязью нескольких высших руководителей корпорации. Но впоследствии проект разрастается, охватывает менеджеров среднего звена, что приносит заказчику ощутимую пользу», — отмечает Михаил Никифоров, ведущий инженер департамента сетевых технологий компании КРОК, «золотого» партнера Polycom.

Однако зачастую крупный заказчик не видит особого смысла в использовании ВКС. Как говорит Дмитрий Сабаев, руководитель отдела мультисервисных корпоративных сетей компании Inline Technologies, видеоконференцсвязь пока не относится к услугам первой необходимости, поэтому многие заказчики, формируя ИТ-бюджеты, не предусматривают расходов на ВКС. А иногда клиенты видят в ВКС не инструмент для бизнеса, а престижную «игрушку» вроде шикарного автомобиля.

Что мешает развитию рынка?

Существует несколько факторов, сдерживающих рост рынка ВКС. Как полагает Сергей Шаронин, одно из главных препятствий — пассивная позиция операторов связи. Они не предоставляют всего спектра услуг, нужных для полноценного использования систем ВКС. Но в ближайшее время эта проблема должна разрешиться: под давлением растущего спроса, главным образом со стороны компаний СМБ, появятся специализированные операторы. А с ростом их числа, как ожидается, будет расти и количество компаний, желающих внедрить у себя систему ВКС.

Евгений Сандомирский, технический директор компании «Мастертел», предоставляющей услуги в области телекоммуникаций, отмечает, что за последние пару лет ситуация изменилась в лучшую сторону. В крупных городах уже построено много широкополосных сетей, и строительство новых линий продолжается. Конкуренция между операторами растет, стоимость услуг падает. Хуже обстоит дело с каналами дальней связи — снижения цен на услуги не наблюдается, отмечает Сандомирский. Основных владельцев этих каналов всего несколько, и конкуренция на этом рынке не так заметно влияет на снижение цен.

Одна из серьезных причин, сдерживающих рост российского рынка ВКС, — нехватка специалистов. «В условиях дефицита квалифицированного персонала спрос на работников, разбирающихся в тонкостях систем ВКС, особенно высок», — утверждает Шаронин. По его словам, у студентов технических вузов нет должной базовой подготовки. И похоже, что в ближайшем будущем ситуация не изменится. Курсы, организуемые вендорами, также не решают задачи, ведь они дают знания по определенным и конкретным прикладным направлениям. При отсутствии общих знаний это мало помогает. Константин Барсуков объясняет дефицит тем, что на сегмент ВКС игроки рынка обратили внимание недавно. Компании по мере сил решают кадровую проблему, используя два известных способа: переориентацию специалистов по сетевому оборудованию или «выращивание с нуля».

От Запада отстаем, но быстро растем

Велико ли отставание отечественного сегмента ВКС от аналогичных зарубежных? Основываясь на данных Polycom, Михаил Никифоров сообщил, что по темпам роста сегмента ВКС Россия входит в число европейских лидеров.

Но быстро догнать развитые страны мы вряд ли сможем. Например, в Западной Европе широко распространены специальные переговорные комнаты, оборудованные системами ВКС: для зарубежных бизнес-центров это стало нормой. Кроме того, за рубежом хорошо развит рынок услуг, предоставляются в аренду оборудование для ВКС, каналы связи, оснащенные переговорные комнаты и т. п.

Роман Сулаев полагает, что Россия отстает от Запада примерно на два-три года. При этом он утверждает, что по количеству продаж дорогостоящего серверного оборудования для ВКС нам равных нет. Это объясняется тем, что российский рынок развивается, а западноевропейский уже близок к насыщению. К тому же за границей широко распространена практика аренды серверов, чего нельзя сказать о нашей стране: здесь серьезный заказчик предпочитает иметь свою собственную технику.

Отечественные специалисты считают, что большой объем покупок видеосерверов, а также построение собственных сетей стали, в том числе, следствием того, что в отличие от Запада, где заказчики очень прагматичны при выборе решения, у нас многие крупные клиенты «денег не считают».

«VIP-клиенты в России при построении системы ВКС предъявляют к ней самые разные требования, зачастую не задумываясь об экономических аспектах проекта. Для системных интеграторов это большой плюс, однако рост рынка тормозится. Ведь построение сложных систем под конкретную персону или ограниченное число лиц противоречит тенденции к массовости внедрения ВКС», — говорит Сергей Шаронин.

Прогнозы и ожидания

Как утверждает Роман Сулаев, серьезного передела рынка средств ВКС в России не ожидается. Компании, для которых важен выход на массовый рынок, с надеждой смотрят в сторону операторов связи и с нетерпением ждут, когда же широкополосные IP-каналы станут по-настоящему доступными, особенно в регионах.

Игроки рынка говорят, что ситуация в сегменте VIP-систем стабильна: резкого подъема или спада спроса на системы ВКС не ожидается. Сложные и дорогие самодостаточные системы никогда не «пойдут» в массы, однако этот сегмент всегда будет присутствовать на российском рынке ВКС. Зато есть надежды на рост интереса к системам ВКС со стороны компаний среднего бизнеса.

В то же время специалисты предсказывают существенный рост продаж недорогих систем ВКС для конечных пользователей. Такие системы выполнены на основе программных решений и используют обычные ПК, мониторы и Web-камеры. Именно в этом сегменте в ближайшее время возможен бум. А партнеры ждут новых решений от вендоров и соответствующих услуг от операторов.

Версия для печати (без изображений)