Сборщики заказных систем осваивают 64-разрядную архитектуру, нацеливаясь на Linux и корпоративных клиентов

С появлением 64-разрядных процессоров Intel и AMD, совместимых с 32-разрядными приложениями, расширением поддержки со стороны поставщиков компонентов и проникновением ОС Linux (а теперь, возможно, и Solaris) в канал заказной сборки некоторые игроки этого канала открывают для себя новые рынки и возможности.
Собираемые на заказ 64-разрядные системы нацелены уже не только на традиционные применения в качестве рабочих станций и серверов для мощных программ инженерного анализа и САПР, но используются также в качестве корпоративных серверов, в системах хранения и даже как игровые и офисные ПК.

«Мы строим 64-разрядные системы уже сейчас, потому что мы строим для будущего», — сказал Патрик Макниколас, президент компании Maverick Computers. Он твердо верит, что сегодняшние инвестиции в 64-разрядные системы принесут дивиденды и сегодня, и в будущем.

Хотя на системах Maverick с 64-разрядными процессорами AMD многие заказчики используют Windows XP, Макниколас видит растущий интерес к Linux. Например, один корпоративный клиент, заказавший у Maverick 4800 настольных ПК, раздумывает, не перейти ли на Linux. «Клиенты решают вопрос об ОС как раз сейчас, пока мы собираем машины, — подчеркнул Макниколас. — Они знают, что это важное решение, так как переход на Linux потребует замены всей инфраструктуры Windows-серверов. Но в долгосрочной перспективе Linux позволит им сэкономить много денег».

В компании JWB Associates, выполняющей сборку на заказ, находят, что главное преимущество 64-разрядных систем на сегодня — это высокая маржа, так говорит президент компании Джон Богосян. Пока JWB Associates, как и другие сборщики, получает не слишком много заказов на 64-разрядные системы. Как правило, это рабочие станции, реже серверы. Соотношение между ними примерно 12:1.

Другие сборщики заказных систем выводят 64-разрядную архитектуру за пределы ПК, рабочих станций и серверов, применяя ее в системах хранения данных.

Так, Джордан Шен, директор по развитию бизнеса компании ZT Group International, говорит, что 64-разрядные системы хранения и RAID-серверы, выпускаемые его фирмой под собственной маркой, имеют большой успех.
ZT собирает и продает 64-разрядные массивы хранения из множества различных компонентов, включая процессоры Intel и AMD и RAID-контроллеры компаний Adaptec или 3ware, сказал Шен. 64-разрядные системы начального уровня с 1 Гбайт памяти ZT продает примерно за 4999 долл., а 64-разрядные системы хранения ценой от 10 тыс. до 20 тыс. долл. он может оснастить вчетверо большей памятью.

Шен добавил также, что ZT стала одним из активных проводников 64-разрядной архитектуры в канале сбыта, стабильно продавая 64-разрядные серверы корпоративным заказчикам. Правда, пока большинство таких серверов предназначается для выполнения простых задач типа работы с файлами.

Шен уверен, что с появлением двухъядерных 64-разрядных процессоров AMD интерес к 64-разрядным компьютерам будет расти. Широкий выбор конструкций системных плат от таких поставщиков, как ASUS Computer International и Micro-Star International, упрощает сборку 64-разрядных систем на заказ, добавил он.

Отсутствие приложений, написанных специально для 64-разрядной адресации, несколько тормозит развитие этого рынка. ZT продвигает системы с 64-разрядным процессором Athlon, но на них по-прежнему используются 32-разрядные приложения и ОС, сказал Шен.

«Мы ожидаем, что после скорого выхода 64-разрядной ОС Microsoft Longhorn на 64-разрядную архитектуру станет переходить намного больше участников рынка», — заметил он.

Но зачем дожидаться этой ОС? Сборщики систем говорят, что 64-разрядная ОС Linux — это решение уже сегодня.
Когда компания B3 Computers, сборщик заказных систем, опросила своих клиентов-реселлеров, 84% из них ответили, что планируют начать продажу Unix- или Linux-систем в течение ближайших 12 месяцев, сказал президент B3 Computer Фред Шлаффер.

Именно поэтому B3 Computers продает сегодня 64-разрядные системы с Red Hat Linux, SUSE Linux и Mandrake Linux и входит в число сборщиков, ведущих переговоры с Sun, которая готовится передать свою технологию OEM-партнерам в канале.

Возможно, главная трудность Шлаффера при продаже заказных 64-разрядных систем состояла в том, чтобы правильно подобрать такие аппаратные компоненты, которые максимизировали бы их производительность. С введением сертификации компонентов компаний AMD и Sun делать это стало проще.

«Мы предлагаем нашим VAR’ам и реселлерам инструменты для конфигурирования таких систем, которые, как мы знаем, заведомо будут работать», — сказал он.

Дэн Ходкинсон, менеджер по развитию бизнеса рабочих станций компании Seneca Data Distributors, сборщика систем, также видит в ОС Linux средство достичь полной 64-разрядной производительности уже сегодня. «Сейчас реальный прирост производительности 64-разрядных систем возможен только с Linux, поскольку для реализации всех преимуществ таких вычислений необходимы современные системная плата и BIOS, а также ОС с соответствующим набором драйверов. Linux дает и набор драйверов, и полностью 64-разрядное ядро», — сказал Ходкинсон.

Seneca планирует также предложить на заказ 64-разрядные игровые машины, которые требуют новейших технологий графики и обработки звука. Прелесть выхода на этот рынок с 64-разрядными машинами в том, что требования к игровым ПК мало отличаются от требований к 64-разрядным инженерным рабочим станциям, говорит Ходкинсон.

«Мы видим рост запросов на системы для игр и поэтому изучаем этот рынок, — сказал он. — Ближе к концу года наша компания планирует заняться игровыми системами класса hi-end. У нас есть конфигуратор, где реселлеры могут заказывать нужные системы через Сеть, и там мы, возможно, выделим раздел САПР и включим в него некоторые игровые системы, так как в них используются во многом одни и те же компоненты, в частности графические платы, и системы могут работать на процессорах как Intel, так и AMD».

Роберт Шаффер, президент компании Source Micro (сборка систем на заказ), согласен, что спрос на игровые компьютеры быстро растет, особенно для 64-разрядных процессоров AMD, которые, по его словам, «почти монополизировали игровой рынок».

Но Шаффер говорит, что он не видит большого спроса на 64-разрядные системы для сетевой инфраструктуры. Зато он видит, что с ростом выпуска 64-разрядных процессоров AMD и Intel все больше заказчиков, которые до этого использовали 64-разрядные продукты Sun, переходят на более дешевые платформы Intel и AMD, добившихся больших успехов в отношении операционной совместимости оборудования и ПО, говорит Шаффер.

«Похоже, что люди все чаще уходят из сверхдорогого мира Unix и смотрят на 64-разрядные предложения Intel и AMD. Они отказываются от оборудования Sun и ориентируются на сборку в канале», — сказал Шаффер.

Многие из недостатков, свойственных первым 64-разрядным процессорам, все еще сохраняются — это прежде всего перегрев, а также шум и вибрация, создаваемые вентиляторами, необходимыми для их охлаждения. Но и эта проблема решается такими изготовителями системных плат, как Supermicro Computer.

Главная забота других поставщиков 64-разрядных систем — вибрация, которая возникает при работе таких машин. Многие жесткие диски с Serial ATA чувствительны к ней, поэтому сборщики меняют конструкцию шасси, чтобы сделать их менее подверженными вибрации.

Еще одна большая проблема — это тепловой режим 64-разрядной системы, и некоторые фирмы разработали усовершенствованные схемы охлаждения. Кто-то считает проблемой и электропитание, так как память для 32-разрядных процессоров Xeon требует напряжения 5 B, а 64-разрядные процессоры — 12 B.

Канал заказной сборки давно принял платформу Wintel, и вряд ли эта ситуация скоро изменится. Но сборщики систем не ждут, пока созреет рынок 64-разрядных систем. По мере появления 64-разрядных компонентов они включают в свой арсенал системы, работающие под управлением ОС Linux и Solaris, что несомненно поможет им раздвинуть горизонты канала заказной сборки и выйти на новые рынки и новые категории продуктов.

Версия для печати (без изображений)