В строящемся близ Казани городе Иннополисе (в Татарстане его часто называют будущей ИТ-столицей России) 7–8 октября состоялся IV Межрегиональный форум инфраструктурных решений, организованный компанией OCS и ее бизнес-юнитом «Поволжье».

В этом году масштабы ежегодного мероприятия кардинально изменились: около 500 участников (раньше — в разы меньше) из 25 субъектов РФ, двухдневная (вместо однодневной) рабочая программа, выставка площадью 1 тыс. м2, на которой наряду с вендорами впервые выставлялись и некоторые партнеры дистрибьютора.

В рамках мероприятия прошел, в частности, «круглый стол» «Государство и бизнес: новые пути». По словам Алексея Рудыма, регионального директора компании OCS, к дискуссии были приглашены руководители ведомств по информатизации из всех регионов в зоне ответственности бизнес-юнита «Поволжье», но участвовали только представители из двух — Татарстана и Удмуртии. Другие не смогли по объективным причинам или просто были не заинтересованы.

В качестве ведущего «круглого стола» Алексей Рудым сформулировал основные темы обсуждения: как происходящие в экономике изменения отражаются на деятельности профильных ведомств в регионах, меняются ли при этом отношения структур власти и ИТ-бизнеса и появляются ли новые точки роста и развития.

Финансирование государством сферы ИТ сокращается — это заметно во всех регионах и по всем направлениям. На масштабные проекты, которые во многих из них были запланированы ранее, средств в региональных бюджетах в полном объеме нет.

Региональным властям приходится искать другие инвестиционные инструменты, прежде всего в рамках государственно-частного партнерства.

«Если три-четыре года назад стояла задача поиска проектов, которые могли быть реализованы на региональные деньги, то сейчас надо искать инвестиционные инструменты для их воплощения. И при правильном позиционировании некоторые проекты все-таки будут доведены до завершения», — говорит Андрей Прокошев, руководитель Агентства информатизации и связи Удмуртской Республики. И не все так плохо, добавляет он: судя по налоговым данным, объем ИТ-бизнеса в регионе не снижается.

Сокращения в основном коснулись бюджетов на развитие ИТ-систем в госсекторе.

«Больших проектов, которые мы как регион могли себе позволить два года назад, сейчас нет. От каких-то новых задач мы были вынуждены отказаться. В большей мере пострадали также инфраструктурные проекты, основные средства направляются на поддержку и внесение изменений в соответствии с обновляемым законодательством», — сожалеет Азат Мубаракшин, замминистра информатизации и связи Республики Татарстан.

Но Татарстану еще повезло: «драйва добавляют» проводящиеся в Казани крупные международные мероприятия, бюджеты которых предусматривают в том числе и расходы на ИТ: Универсиада 2013 г., чемпионат мира по водным видам спорта 2015 г. А на ближайшие годы намечены еще два «якорных» проекта — чемпионат мира по футболу в 2018 г. и мировое первенство рабочих профессий World Skills в 2019 г.

Как известно, Татарстан — один из регионов-лидеров в сфере информатизации в стране. К сожалению, ИС в госсекторе, созданные и успешно показавшие себя в одном регионе, полноценно использовать в других регионах не получается. Полностью перенести решение в другой субъект федерации невозможно, прежде всего из-за существующих между регионами различий; ИС не коробочный продукт, и обойтись без этапа внедрения и последующей поддержки нельзя.

Кроме того, как отмечает Андрей Прокошев, существующие процедуры госзаказа не позволяют просто так передать проектные деньги из одного региона в другой.

ИТ-ведомства близлежащих регионов, конечно, по-соседски общаются, поскольку в вопросах информатизации госорганов движутся практически в одном направлении.

Так, по мнению Андрея Прокошева, в Татарстане внедрен (совместно с банком «АК Барс») очень удачный сервис по оплате услуг ЖКХ, штрафов и т. п. на региональном портале, сейчас, используя опыт коллег собираются организовать подобный сервис на портале своего региона в Удмуртии..

Но, похоже, что это скорее исключение. «Мы стараемся передавать свой опыт, наработанные методики и т. д. коллегам, — говорит Азат Мубаракшин, — но пока всё это не очень-то берут».

Судя по выступлениям на «круглом столе», сейчас, в условиях нехватки бюджетных средств, обе стороны — и региональные ИТ-ведомства, и ИТ-компании — возлагают большие надежды на ГЧП. Действующие законы о концессиях и ГЧП, правда, не всегда подходят к сфере ИТ, но, как ожидается, правовые коллизии будут устранены.

Примеры удачного ГЧП в регионах Поволжья есть, но пока их очень мало. Один из таких примеров привел Андрей Прокошев: в Удмуртии открыты данные сервиса для записи к врачу, одна из местных ИТ-компаний разработала этот сервис для региона бесплатно, возвращая свои затраты с помощью рекламы.

Упоминавшийся выше платежный сервис на региональном портале Удмуртии также будет реализован как инвестиционный: взяться за его создание предложат на конкурсной основе кредитным учреждениям, а свои затраты они смогут потом монетизировать.

«Инвесторам нужно искать способы монетизации проектов, которые они предлагают, причем эти проекты должны быть приоритетны для государства», — подчеркивает он.

Нередко можно услышать сетования руководителей компаний, мол, у них есть много проектов, которые они готовы разрабатывать в рамках ГЧП, дело только за чиновниками, которые, увы, часто просто не реагируют, не выказывают должного интереса, или ссылаются на старые стандарты и другие нормативные документы, которые давно пора пересмотреть или отменить, они просто не готовы рассматривать передовые, перспективные решения, например облачные, связанные с энергоэффективностью и т. д.

Предложений действительно довольно много, соглашается Андрей Прокошев. «Но чаще всего наши ИТ-компании или вендоры предлагают следующее: вы предусмотрите в бюджете 200–300 млн. рублей, а мы вам поставим классные серверы. Это неправильный подход, особенно сейчас. Главный вопрос — зачем? Позволит ли это сэкономить региону или его жители получат новые компетенции? Найдите идеи, чтобы загрузить эти классные серверы. Надо идти от задач, от потребностей», — говорит он.

По его словам, если компания приходит в Агентство с проектом, где четко обоснована экономия для региона в деньгах, то он переходит в категорию приоритетных, рассматривается в особом порядке.

Покритиковал ИТ-компании и Азат Мубаракшин: очень часто, утверждает он, ИТ-игроки уверяют, что вот мы сделаем систему и будет дешевле, чем сейчас, однако при анализе оказывается, что это только стоимость софта без внедрения, без климатики, без связи и пр. «Начинаешь все это считать, а они отвечают: мы же просто программисты. В подобных коммерческих предложениях нам приходится очень долго и трудно доказывать, что не учтены какие-то вещи, которые значительно утяжеляют проект», — говорит он.

Замминистра также вспомнил, что на предыдущем региональном форуме OCS год назад многие участники тоже говорили, мол, у них есть проекты, и они хотели бы участвовать в ГЧП: «Я назвал все свои контакты, прошел год — никто не обратился, не написал...»

Разочарован и Алексей Рудым. «OCS — большая компания, 3 тыс. сотрудников, есть много задач, которые нам нужно решить, и мы нередко обращаемся к партнерам — есть бюджет, возьмитесь, решите. А нам отвечают, что, мол, кризис на рынке, не берутся», — рассказывает он.

Была затронута и модная ныне тема импортозамещения в сфере ИТ. Не приведет ли это к потерям в качестве и надежности ИС?

У руководителей ИТ-ведомств Татарстана и Удмуртии мнение сходное: они готовы использовать российские аналоги, но решения, полностью замещающие импортные, пока найти трудно, надо рассматривать возможности их применения в рамках конкретных проектов.

К этому надо подходить осторожно, отметил Азат Мубаракшин и привел пример. Недавно в республике внедрили построенную на «1С» единую кадровую ИС государственных и муниципальных служащих (вместо разрозненных фрагментов БД). В ней примерно 12 тыс. личных дел, а вот на КамАЗе, например, 38 тыс. человек, и «1С» с таким объемом может не справиться, полагает он.


Версия для печати (без изображений)