Несмотря на избыток предложения, изготовители продолжают вкладывать деньги в появляющиеся один за другим новые заводы ЖК-панелей в Китае — и канал не упускает своей выгоды

Азиатские производители по-прежнему делают крупные инвестиции в новые заводы по выпуску ЖК-панелей в Китае, невзирая на превышающие спрос поставки, что в ближайшем будущем неминуемо обернется убытками и консолидацией в отрасли. Назовем это китайским синдромом. В чем причина такого ажиотажа? Успехи ЖК-технологии, снижение цен и появление новых сфер применения позволяют прогнозировать продолжение быстрого роста продаж ЖК-панелей в течение ближайшего десятилетия, и никто не желает упускать свой шанс.

Падение цен и рост продаж приносят немалые прибыли и каналу. Но какое влияние на реселлеров США окажут происходящие в ЖК-отрасли перемены, не знает никто. При таком разнообразии факторов делать прогнозы по меньшей мере трудно.

Согласно оценкам исследовательской фирмы DisplaySearch, объем производства крупноформатных TFT-панелей, используемых главным образом в блокнотных ПК, ЖК-мониторах и ЖК-телевизорах, в 2004 г. составил 35,2 млрд. долл. — на 47% больше, чем в 2003 г. В то же время рост цен на ЖК-панели (в первой половине 2004 г.) принес отрасли в целом за этот период около 7 млрд. долл. прибыли. Но вскоре ситуация изменилась.

Во втором полугодии 2004 г. перепроизводство панелей привело к стремительному падению цен, и загрузка производственных мощностей снизилась с 93 до 86%, говорит Росс Янг, президент и главный управляющий DisplaySearch. По оценкам фирмы, отрасль завершила год с прибылью 8 млрд. долл., полученной преимущественно в первом полугодии.

Периоды подъема и спада наблюдались в отрасли и раньше. Но вопреки сложившейся традиции, во время последнего спада изготовители не пошли на сколько-нибудь заметное сокращение своих капиталовложений. «Мы увидим рекордный рост производства в этом году и почти такой же в следующем», — говорит Янг.

По прогнозам Янга, в течение некоторого времени объемы продаж будут расти, а цены не изменятся или будут снижаться. По его оценке, в 2005 г. мировые поставки крупноформатных ЖК-модулей составят около 181,3 млн. шт. — на 31% больше, чем в 2004 г. (138,5 млн. шт.).

В результате, как считают в DisplaySearch, до середины 2006 г. изготовители первого эшелона будут по-прежнему терять деньги на продажах 17- и 19-дюйм ЖК-модулей, а продажи 15-дюйм модулей станут прибыльными не раньше начала 2007 г. Поставщики второго эшелона не получат на ЖК-модулях вообще никакой прибыли по меньшей мере до второй половины 2008 г., полагают в DisplaySearch.

Дистрибьюторы ожидают дальнейшего снижения цен (это станет дополнительным стимулом для повышения объемов продаж) и смещения интереса клиентов к более крупным экранам. «Мы рассчитываем, что предпочтения будут отдаваться 17-дюйм ЖК-устройствам вместо 15-дюйм моделей, а затем 19-дюйм вместо 17-дюйм моделей», — сказал Дэн Шваб, вице-президент по маркетингу компании D&H Distributing.

Однако не стоит думать, что цены на ЖК-мониторы находятся в свободном падении, это отнюдь не так. Некоторые эксперты отрасли ожидают временного повышения цен после обнародованного в середине марта заявления компании LG Philips, второго крупнейшего изготовителя ЖК-панелей после Samsung, о намерении поднять цены на 17-дюйм дисплеи.

Вслед за этим компания Computer Technology Link из шт. Орегон, специализирующаяся на сборке систем, в ожидании роста цен решила увеличить объем заказов. «Когда поступает подобная информация, она обычно оказывается верной, — говорит Стивен Молл, директор по операциям. — Но в конечном итоге падение цен продолжится».

Молл полагает, что ему удалось понять характер изменения цен на ЖК-мониторы. «Обычно поставщики на короткое время позволяют ценам ползти вниз, — сказал он. — Потом, осознав, что происходит, они восклицают: «Ба! Мы допустили большую ошибку!» — и меняют тактику».

Несмотря на рост инвестиций в производственные мощности, азиатские изготовители ЖК-устройств консолидируются. В октябре прошлого года Seiko Epson и Sanyo Electric объединили свои мощности по выпуску ЖК-устройств, создав компанию Sanyo Epson Imaging Devices с офисом в Токио. В январе Sony объявила о планах приобретения International Display Technology, японской дочерней компании фирмы Chi Mei Optoelectronics, тайваньского поставщика ЖК. А в феврале японские Sharp и Fujitsu подписали соглашение о передаче НИОКР, производства и продаж ЖК-устройств от компании Fujitsu Display Technologies фирме Sharp.

Такая консолидация, говорит Молл, может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. «Ослабнет ценовая конкуренция, что, безусловно, плохо, — сказал он. — С другой стороны, может быть, уйдут с рынка никудышные изготовители».

Еще один важный фактор, влияющий на цены и технологии ЖК-мониторов, это бурно растущий рынок ЖК-телевизоров. По прогнозам DisplaySearch, общее число выпускаемых ЖК-модулей (для всех применений) будет увеличиваться в среднем на 21% ежегодно вплоть до 2008 г., тогда как ежегодный рост производства телевизионных ЖК-панелей в тот же период составит 52%.

Интерес к плоскопанельным телевизорам растет, и изготовители могут переориентировать производственные мощности с ЖК-мониторов на телевизоры, заморозив поставки, а вместе с ними и цены. По мнению некоторых экспертов, к концу III квартала 2005 г. цены 32- и 37-дюйм ЖК-телевизоров упадут ниже 2000 долл., в этом случае ИТ-индустрия, возможно, начнет ощущать влияние растущего интереса к плоскопанельным телевизорам уже в этом году, считает Эл Джиаззон, бывший вице-президент по маркетингу компании BenQ America, второго крупнейшего изготовителя ЖК-мониторов.

Конкурентная борьба, вызванная стремлением предложить более доступные по цене ЖК-телевизоры, стимулирует инвестиции в заводы шестого и седьмого поколений. Технология шестого поколения позволяет изготавливать для ЖК-панелей листы стекла размером 1500Ч1850 мм, т. е. почти вдвое больше, чем на заводах пятого поколения. С технологией седьмого поколения можно увеличить размеры листа до 1870Ч2200 мм, что почти втрое больше, чем с технологией пятого поколения.

А благодаря более крупным листам изготовители ЖК-панелей могут повысить эффективность и снизить стоимость производства, а также выпускать панели большего формата. Компания Samsung уже запустила производственные линии на своем первом заводе седьмого поколения и планирует открыть второй такой завод в начале 2006 г. Новые заводы будут выпускать в основном панели для ЖК-телевизоров, сообщил Рей Рок, вице-президент по маркетингу подразделения Information Technology в Samsung.

Но эти же заводы могут обеспечить и более эффективное производство ЖК-мониторов, которые в настоящее время изготавливаются на заводах пятого поколения. Поэтому трудно оценить, какое влияние окажет ввод новых производственных мощностей на рынок дисплеев. Если большую часть этих мощностей поглотят ЖК-телевизоры, по крайней мере в ближайшее время, то цены на ЖК-мониторы, возможно, стабилизируются. Если же заводы начнут штамповать ЖК-дисплеи, цены могут упасть.

Еще один важнейший фактор — это влияние Китая на производство и продажи ЖК-устройств.

Новые инвестиции в индустрию ЖК-панелей идут преимущественно в континентальный Китай, чтобы территориально приблизить их производство к китайским изготовителям блокнотных ПК, мониторов и телевизоров. Таким образом, сокращаются затраты труда и цепочки поставок, говорит Джейсон Терк, менеджер по ЖК-продукции компании Acer America. «Изготовителям выгодно получать панели с завода, находящегося всего в пяти милях от них», — сказал он.

Это позволит снизить цены. С другой стороны, внутренний китайский рынок тоже растет. Согласно оценке DisplaySearch, в 2005 г. китайский рынок в целом, включая Гонконг и Тайвань, составит 8,6% мирового объема продаж ЖК-мониторов. К 2009 г. общекитайский рынок может поглотить (для внутреннего потребления) 18,7% ЖК-мониторов. Для сравнения: по прогнозу DisplaySearch, доля США в глобальном объеме продаж сократится с 32,4 до 29,5%.

Салли Вэнг, директор по маркетингу бизнес-продукции ViewSonic, считает, что одна из причин, по которой производство перемещается в Китай, это потенциал растущего внутреннего рынка. В Китае из-за новогодних праздников I квартал обычно характеризуется вялой деловой активностью, что способствует увеличению поставок в США и другие страны, но постепенно продажи должны нарастать, говорит Вэнг.

Она считает, что рынок, приобретающий все более глобальные масштабы, поглотит вновь вводимые производственные мощности, а спрос и предложение будут расти примерно равными темпами, что может привести к стабилизации цен и самой отрасли.

И все же с учетом этих постоянно меняющихся факторов трудно сказать, будет ли предложение в ближайшие годы и месяцы по-прежнему опережать спрос, или наоборот. Но реселлерам следует ожидать некоторой консолидации вокруг крупных изготовителей, располагающих средствами для солидных инвестиций. Кроме того, немалых средств потребует и улучшение соотношения цена/производительность по мере того, как инвестиции будут стимулировать прогресс технологии ЖК-панелей.

Версия для печати (без изображений)