Формат МР3, недавно отметивший свое десятилетие (см. CRN/RE № 15/2005), еще многие годы будет доминировать в области хранения и воспроизведения аудиозаписей. Но работы по созданию его «преемника» уже идут полным ходом. Один из вероятных кандидатов на почетный трон — формат МР3Pro, детище компании Coding Technologies. Эта частная фирма была основана в 1997 г. и занимается разработкой кодеков на основе технологии SBR (Spectral Band Replication — копирование частотного диапазона). Надо отметить, что у Coding Technologies есть мощная поддержка — Институт Фраунгофера, где был создан формат МР3, компания Thomson Multimedia и ряд влиятельных инвесторов.

Появление технологии SBR обусловлено потребностью передавать цифровой аудиопоток в реальном времени по достаточно «узким» каналам (Интернет-радио) и получать «компактные» файлы для плееров, сотовых телефонов и других мобильных устройств.

Суть технологии SBR заключается в том, что кодек сжимает не весь аудиопоток. Высокие частоты «отсекаются», за счет чего уменьшается размер файла, следовательно, снижаются требования к пропускной способности каналов. При декодировании высокие частоты восстанавливаются из средних, правда, для этого нужна дополнительная информация, которая содержится во втором потоке. Собственно говоря, в том и состоит принципиальное отличие формата МР3Pro от МР3 и ноу-хау Coding Technologies.

Специалисты, сравнивавшие качество звучания (при этом скорость передачи данных в формате MP3 Pro была вдвое ниже, чем в формате MP3), отмечали, что для танцевальной музыки различия оказались минимальными. Джазовые композиции также особых нареканий не вызвали. А в жанре поп-музыки формат МР3Pro показал чуть лучшие результаты, чем МР3. Правда, меломаны утверждают, что в технологии SBR есть определенная доля лукавства — она не восстанавливает высокие частоты из средних, а скорее синтезирует их. Но эти тонкости вряд ли будут волновать массового потребителя.

Версия для печати (без изображений)