Получить прибыль, работая с ОС Linux, можно разными способами. В первой части обзора мы рассмотрели один из них — продвижение собственного дистрибутива. Однако существуют еще по крайней мере три возможности для построения бизнеса на базе ПО с открытым кодом.

Встраивая Linux

Второй путь заработать деньги основан на применении Linux в специализированных устройствах, таких, как Интернет-серверы или маршрутизаторы. Здесь решающую роль играют бесплатность кода и его открытость, что позволяет модифицировать систему под определенные нужды. Такой тактики придерживаются многие поставщики сетевого и мобильного оборудования, в том числе и российские компании — «ИнформКом», «Информтехника», Network Systems Group (NSG) и другие. «ОС Linux была выбрана в качестве основы для нового поколения ПО NSG по целой совокупности причин, — рассказал Валентин Юрин, руководитель службы документации компании Network Systems Group. — Во-первых, обширный выбор программных пакетов третьих фирм избавляет нас от необходимости изобретать очередной велосипед. Во-вторых, Linux — открытая модульная система, доступная и нам, разработчикам, и пользователям. В свое время многие заказчики просили нас открыть коды, чтобы иметь возможность разрабатывать собственные приложения. Но раньше это не имело большого смысла, поскольку наше старое ПО было основано на не слишком известной ОС RTEMS. А Linux, напротив, широко распространена. Это позволяет пользователям создавать и запускать на нашей платформе свои приложения. В-третьих, нас привлекла возможность быстро расширять штат разработчиков. Искать специалистов, способных работать со старой платформой, — занятие безнадежное, а учить их слишком долго и сложно. И, в-четвертых, большое значение имеет то, что с Linux совместимо много аппаратных платформ, в том числе на базе специализированных процессоров».

Предлагая сервис

Третий способ базируется на получении дохода от развертывания и обслуживания Linux-систем. В нашей стране, да, наверное, и во всем мире, это самый распространенный способ заработать на открытом ПО. Заказчики могут вносить в ОС свои изменения, в результате появляются различные варианты продукта, что осложняет обслуживание ИТ-инфраструктуры.

Кроме того, не следует забывать о том, что ОС представляет интерес не сама по себе, а в качестве платформы для приложений. Сейчас на базе Linux работает множество прикладных систем, как открытых, так и закрытых. Но их нужно объединить в единый комплекс, решающий задачи заказчика.

Все это открывает широкое поле деятельности перед компаниями, предлагающими услуги консалтинга, внедрения, поддержки, обучения и документирования. «Linux, как и любой другой продукт с открытым кодом, можно свободно скачать из Интернета и начать с ним работать, не уведомляя об этом никакую компанию. Но на каком-то этапе работы с этим ПО у пользователя возникает потребность в различных услугах — будь то настройка системы, ее поддержка, выполнение специальных доработок, создание новой функциональности и т. д.», — сказал Вячеслав Звягинцев, директор компании «Линукс Инк».

На ИТ-рынке таким сервисом занимаются многие — от IBM до многочисленных мелких компаний во многих странах мира. У нас практически все ведущие системные интеграторы предлагают компьютеры под управлением Linux, но о специализации на услугах, связанных с открытой ОС, пока заявляют немногие, например R-Style, «Линукс Инк», Inventa, «Лаборатория 321». Эти компании спешат занять место в новом перспективном сегменте рынка. «Linux находит применение во многих областях, — сказал Дмитрий Сивохин, директор департамента Linux-решений компании R-Style. — Это ОС для вычислительных кластеров на предприятиях, занятых геологоразведочными работами; платформа для создания отказоустойчивых кластеров на базе СУБД Oracle в банковском секторе; основа для корпоративных почтовых, файл-, принт- и Web-серверов; система для межсетевых экранов и proxy-серверов в сфере телекоммуникации».

Чтобы стать поставщиком услуг по внедрению Linux, значительных инвестиций не требуется. «Достаточно купить одну коробку с ОС или просто скачать ее через Интернет, и можно устанавливать Linux на любое количество компьютеров. И если вам не требуется поддержка дистрибьютора, то никакого соглашения с ним заключать не нужно», — объяснил Сергей Буш, директор омской компании «Лаборатория 321». Ведь основное отличие модели open source — отсутствие прав собственности на программный код и лицензию.

Но тогда у поставщика услуг возникает риск остаться ни с чем, поскольку основной источник его дохода — плата за сервис. Чтобы привлечь клиентов, системные интеграторы предлагают дополнительные услуги. Одни, такие, как Inventa, занимаются обучением и сертификацией специалистов. Другие открывают центры компетенции для отработки и демонстрации Linux-решений. «ПО нужно тестировать на совместимость с другими программными продуктами и различным оборудованием, — отметил Вячеслав Звягинцев. — У нас в центре компетенции есть ряд испытательных стендов, где решения, которые мы предлагаем, проходят все необходимые технологические проверки». Кое-какие инвестиции компании сделать все-таки придется. Ведь такой центр нужно оборудовать компьютерами, ПО, пригласить на работу высококвалифицированных сотрудников. Например, в центре компетенции R-Style работают специалисты, сертифицированные по системе LPIC (Linux Professional Institute Certification), которых в России пока немного.

Кроме того, надо обеспечивать круглосуточную техническую поддержку по телефону, а если потребуется — выезжать к клиенту. «Служба поддержки заказчиков у нас разделена на два направления — техническая поддержка дистрибутивов и сопровождение внедренных комплексов, — рассказала Вера Горбенко, исполнительный директор компании Inventa. — Оказывать услуги заказчикам на местах нам позволяет сеть партнеров по всей территории РФ, и число партнеров постоянно растет. Благодаря этому мы можем предложить полный комплекс услуг по планированию, внедрению и сопровождению Linux-решений».

Партнерcкая сеть есть и у Novell. «Существующие и потенциальные партнеры, которые заинтересованы в продажах нашего ПО, проходят авторизацию по программе Novell PartnerNet 2005», — сообщил Константин Стоволосов, управляющий директор Novell по странам СНГ. «Линукс Инк» в настоящее время создает единую федеральную сервисную службу поддержки Linux-решений под названием «Linux-СОЮЗ» и приглашает всех заинтересованных системных интеграторов из различных регионов принять участие в этой программе. А компания R-Style, напротив, работает с клиентами напрямую и открыла для этого департамент Linux-решений.

Таким образом, вокруг Linux создается целая экосистема, включающая вендоров, дистрибьюторов и партнеров. Место найдется всем.

Не забывая о «железе»

Четвертая модель — это поставка компьютеров с предустановленной Linux, что позволяет заказчикам сэкономить за счет бесплатной ОС. Именно по этому пути идут гранды — IBM, HP, Dell и др. И хотя им пришлось вложить в развитие Linux немалые средства (одна только IBM инвестировала 1 млрд. долл.), эти расходы окупились. Так, в прошлом финансовом году HP продала Linux-серверов почти на 3 млрд. долл., а IBM — более чем на 2 млрд. долл. Примеру гигантов последовали российские поставщики серверов, такие, как Kraftway, «Аквариус», Arbyte и «К-Системс».

Но не только производители «железа» пользуются этой моделью продвижения Linux. Системные интеграторы также не остаются в стороне. Опытом в этой области поделился Сергей Буш: «Несколько лет назад мы установили в банке сервер Sun, а недавно ему на смену поставили Intel-сервер под управлением Linux. В результате мы получили свободу выбора поставщика серверов, так как машины под Linux предлагают многие производители». Но самое привлекательное в том, что такие поставки обеспечивают не только одноразовый заработок. Удачная сделка позволяет строить долговременные отношения с заказчиком.

Проблемы и решения

Учитывая преимущества Linux, можно только удивляться, почему на мировом рынке до сих пор доминируют закрытые ОС. Но, оказывается, не все так просто. Судя по опросам пользователей и отзывам в прессе, на пути продвижения ПО с открытым кодом есть ряд препятствий. Главные из них — трудность поддержки, недостаточная зрелость продуктов, нехватка приложений и опасения, что стоимость владения может оказаться выше, чем кажется на первый взгляд.

Рассмотрим эти проблемы по порядку. В области open source поддержка часто становится объектом критики со стороны пользователей. Им бывает непонятно, кто отвечает за работоспособность ПО и к кому обращаться в случае возникновения затруднений. Но уже известны пути решения этих вопросов. Для продуктов с открытым кодом существует три сценария поддержки.

1. Клиент, имеющий исходный код, действует самостоятельно и обращается за помощью (обычно онлайновой) к разработчикам продукта;

2. Дистрибьютор обеспечивает поддержку и сам взаимодействует с разработчиками (по такому сценарию работают Red Hat, Novell, производители оборудования со встроенной Linux);

3. Поставщик услуг поставляет решение на базе ПО с открытым кодом и предоставляет поддержку с помощью сообщества разработчиков.

Возможны и смешанные варианты.

Следует отметить, что модель open source кардинально меняет работу поставщика услуг, который раньше должен был всецело подчиняться правилам вендора. «Если вы продвигаете закрытое решение, то являетесь лишь маленьким посредником между вендором и заказчиком, — отметил Буш. — В случае с Linux все наоборот. Мы сами работаем с кодом ПО и можем самостоятельно интегрировать решения». В результате роль компании, оказывающей услуги, значительно возрастает — плотнее становится взаимодействие с заказчиком. Но компании приходится больше полагаться не на вендора, а на себя и учиться работать с сообществом разработчиков.

Такие преимущества должны привлекать поставщиков сервиса. По прогнозу аналитической компании Gartner Group, уже в этом году около ста наиболее популярных продуктов с открытым кодом будут обеспечены поддержкой.

Недостаток приложений для Linux постепенно перестает быть серьезной проблемой. Благодаря вниманию со стороны грандов ИТ-индустрии и усилиям сообщества разработчиков сегодня существуют Linux-версии многих программных продуктов, необходимых для корпоративных систем, включая межплатформное ПО, серверы приложений, Web-серверы, базы данных, средства системного управления, ERP-системы, САПР, базовые офисные программы и т. д. «Сейчас Linux в основном применяется в качестве серверной платформы для обслуживания баз данных, предоставления Интернет-сервисов, организации серверов приложений, файлов и печати, — рассказала Вера Горбенко. — Отдельный сегмент рынка составляют кластерные решения для построения отказоустойчивых конфигураций и выполнения серьезных вычислительных задач».

Пока Linux не получила широкого распространения в качестве основы для бизнес-приложений, но все впереди. Так, по прогнозу аналитической компании Peerstone Research, полученному путем опроса более 400 предприятий, к 2007 г. под управлением Linux будут работать 15% ERP-серверов (сейчас 2%). При этом Linux потеснит не только Unix, но также, хотя и в меньшей степени, Windows.

Стоимость владения остается главным камнем преткновения при сравнении Linux с закрытыми ОС, особенно с Windows. Этой теме посвящено множество исследований. Но сложность вопроса и отсутствие четких критериев не позволяют получить однозначный ответ. Кроме того, сложно найти независимое исследование, не спонсированное какой-либо из заинтересованных компаний. Поэтому особый интерес представляют мнения руководителей ИТ-отделов компаний-пользователей. Например, исследование аналитической фирмы Forrester Research, в ходе которого было опрошено 14 американских предприятий, использующих Linux более года, показало, что у них затраты на оплату открытой ОС более чем на 60% ниже, чем для Windows, но расходы на обучение специалистов выше примерно на 15%, а на поддержку и техническое обслуживание — на 3—14%.

В нашей стране зарплаты обслуживающего персонала и стоимость обучения ниже, чем в США, и это играет в пользу открытой ОС. «В случае использования Linux предприятие сохраняет тот же уровень расходов на ИТ, что и при использовании закрытого ПО, но любые лицензионные отчисления, включая платежи за обновленные версии, равны нулю, — говорит Вячеслав Звягинцев. — «Стоимость» специалистов по закрытым продуктам и по свободному ПО сегодня практически одинакова». Более конкретную оценку дал Дмитрий Сивохин: «По нашему мнению, суммарная стоимость владения системой, базирующейся на сходном оборудовании, для Linux примерно на 30% ниже, чем для Windows».

Впрочем, пользователи могут выбирать не только между закрытой и открытой ОС, а еще и между бесплатной и коммерческой версиями Linux. «При внедрении бесплатных версий Linux экономия достигается за счет того, что нет необходимости платить за лицензию и техническую поддержку дистрибутива. Но тогда нужен специалист, который будет следить за обновлениями и осуществлять техническую поддержку, — говорит Вера Горбенко. — При развертывании коммерческих версий Linux вопросы поддержки решает внедряющая компания, а решение проблем, связанных с ошибками функционирования или неверной настройкой программ, ложится на производителя ПО. В данном случае экономия достигается за счет минимизации возможных простоев комплекса и отсутствия необходимости иметь в штате дополнительных специалистов».

В заключение следует отметить, что феномен свободного ПО совершил переворот в мире ИТ. Идеи open source стали катализатором преобразования всей индустрии, повышая качество ПО и снижая его стоимость. Наша страна тоже движется в русле общемировых тенденций, хотя и с некоторым отставанием. По словам Сергея Буша, отечественные ИТ-компании еще слабо освоили рынок открытого ПО. Между тем гораздо выгоднее продавать услуги, а не продукты. В области open source можно найти практически любые решения, но их еще нужно интегрировать. Потому в этом сегменте и существуют отличные возможности для бизнеса.

Окончание. Начало см. в CRN/RE №16/2005.

Open source входит в «горячую пятерку»

Аналитическая компания Gartner включила ПО с открытым исходным кодом в свой перечень наиболее перспективных технологий 2005 г. (Five Hottest IT Topics). По мнению аналитиков, идеи open source не разрушат бизнес гигантов отрасли, таких, как IBM и Microsoft, но изменят структуру рынка ПО, уменьшив долю платежей за лицензии и увеличив долю расходов на услуги и поддержку. По прогнозу, к 2008 г. приложения с открытым кодом будут напрямую конкурировать с закрытыми продуктами в области инфраструктурного ПО. А к 2010 г. крупнейшие предприятия из списка Global 2000 будут использовать open source в 80% проектов по внедрению инфраструктурного ПО и в 25% проектов по реализации систем управления бизнесом.

Версия для печати (без изображений)