Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий за шесть месяцев 2005 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) составил 2380 тыс. шт. Около 78,1% продаж в натуральном выражении приходится на настольные ПК, 15,8% — на ноутбуки, 4,1% — на КПК и примерно 1,9% — на серверы стандартной архитектуры. В лидирующей группе на рынке ПК — «Аквариус»,
Depo Computers, Kraftway, K-Systems и «Формоза»*. В сегменте ноутбуков впереди Acer, Asustek, iRU, Rover Computers и Samsung. В пятерку лидеров на рынке карманных компьютеров и коммуникаторов входят Fujitsu Siemens Computers, Hewlett-Packard, i-Mate, palmOne и Q-tek. В сегменте серверов лидируют «Аквариус», Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил 2,76 млн. шт. В денежном выражении рынок достиг отметки почти 750 млн. долл. Показатели аналогичного периода 2004 г. были превышены на 20% в штучном исчислении и примерно на 12% в денежном, что означает некоторое уменьшение средневзвешенной стоимости мониторов.

В предыдущем полугодии доля ЖК-мониторов преодолела 50%-ную отметку. Ключевым продуктом стали 17-дюйм плоские устройства, стоит также отметить быстрый рост продаж 19-дюйм ЖК-мониторов. Лидером российского рынка оставалась компания Samsung, за ней следовала LG, а третье место по-прежнему удерживала Philips.

Устройства hardcopy

Принтеры

Объем продаж принтеров составил 1,37 млн. шт., что на 5% меньше, чем в первом полугодии 2004 г. Помимо общей тенденции к снижению продаж из-за постепенного насыщения рынка этот спад был также вызван быстрым увеличением спроса на многофункциональные печатающие устройства. В структуре рынка принтеров по производителям изменений не произошло: лидерами продаж в лазерном сегменте, как и прежде, были компании Canon, Hewlett-Packard и Samsung. В струйном сегменте тройку ведущих вендоров составили Canon, Epson и Hewlett-Packard.

Настольные МФУ

В первом полугодии продолжался активный рост рынка настольных многофункциональных устройств, которых было продано около 360 тыс. шт., что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2004 г. В денежном выражении объем рынка МФУ увеличился почти на 80%, причем меньшие темпы роста были вызваны интенсивной эрозией цен как в струйном, так и в лазерном сегментах. В тройку лидеров рынка настольных МФУ вошли компании Epson, Hewlett-Packard и Samsung.

Сканеры

На рынке сканеров (как и в сегменте однофункциональных принтеров) наблюдалось заметное снижение продаж и в количественном, и в денежном выражении по сравнению с первым полугодием 2004 г. Всего было продано около 360 тыс. устройств на общую сумму 37 млн. долл. Основную роль в изменении динамики продаж сыграли те же факторы, которые были отмечены для сегмента принтеров. Кроме того, снижение спроса на сканирующие устройства объясняется быстрым ростом популярности цифровых фотокамер. По количеству проданных устройств лидерами рынка по-прежнему остаются компании Epson, Hewlett-Packard и Mustek.

Презентационное оборудование

Мультимедийные проекторы

В первом полугодии 2005 г. на российский рынок было поставлено 24,2 тыс. мультимедийных проекторов (multimedia projectors, MMP), что на 13% превысило показатель аналогичного периода прошлого года. Но если в первом полугодии 2004 г. сильнейшее воздействие на рынок оказывал тендер «Дети России», на долю которого пришлось примерно 30% всех поставок, то в этом году такое влияние практически отсутствовало, а значит, на рынке мультимедийных проекторов продолжается рост.

Средневзвешенная стоимость одного устройства уменьшилась незначительно, и здесь также сказывалось влияние тендера, в рамках которого поставлялись практически самые дешевые устройства.

По итогам полугодия можно выделить следующую тройку лидеров: BenQ, Panasonic и Sanyo. Кроме этого стоит отметить группу брэндов — Epson, InFocus, Mitsubishi, NEC, RoverLight и Toshiba, которые показывают довольно значительные объемы продаж.

Плазменные панели и телевизоры

Российский рынок плазменных панелей и телевизоров (plasma display panel, PDP) традиционно показывает одни из наивысших темпов роста. В первом полугодии 2005 г. рынок увеличился на 65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, всего было поставлено более 43,3 тыс. устройств. Вместе с тем, учитывая, что все предыдущие периоды рынок «плазмы» по меньшей мере удваивался, сейчас отчетливо формируется тенденция к сокращению темпов роста.

Российский рынок традиционно ориентирован на домашнего потребителя, и в структуре продаж преобладают устройства, оборудованные телевизионным тюнером (встроенным или внешним).

Поскольку этот рынок становится все более массовым, а основные покупатели — домашние пользователи, не может не проявляться влияние сильнейших игроков традиционного телевизионного рынка. Первая тройка выглядела следующим образом: LG, Philips, Sony. Сильны также позиции Panasonic, Pioneer, Samsung, которые следуют вплотную за лидерами.

Жидкокристаллические телевизоры

Российский рынок ЖК-телевизоров, информационных ЖК-панелей и ЖК-мониторов с функцией телевизора (только полноцветные стационарные ЖК-устройства с диагональю от 13 до 46 дюймов) в первом полугодии текущего года составил более 196 тыс. устройств. При этом темп роста рынка ЖК-панелей по-прежнему не замедлился. Средневзвешенная стоимость одного устройства за год снизилась более чем на 30%. По итогам полугодия тройка лидеров среди поставщиков ЖК-телевизоров выглядит следующим образом: LG, Philips, Samsung. Кроме того, значительны объемы продаж у Sharp и Sony.

ИБП

На рынке ИБП (оценивались продажи только источников бесперебойного питания, без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в первом полугодии было продано более 840 тыс. устройств. Показатель аналогичного периода 2004 г. был превышен на 35%. Темпы роста выше, чем в предыдущих периодах, что объясняется как отложенным спросом на ИБП, сформировавшимся в конце 2004 г. из-за некоторых недопоставок, так и значительным ростом продаж после майской аварии в электросетях Москвы и Подмосковья.

Несмотря на острую конкуренцию, компании APC удается контролировать рынок. Основными соперниками устройств APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Ippon, PowerCom и Powerman. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC традиционно прочны позиции компаний Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), MGE UPS Systems, Neuhaus и Newave.

*Здесь и далее компании и торговые марки перечислены в алфавитном порядке.

Полный отчет ITResearch об итогах
исследования российского ИТ-рынка
за первое полугодие 2005 г.
можно найти в сборнике
«Бестселлеры ИT-рынка», № 3/2005.


Версия для печати (без изображений)