Российская часть Интернета в значительной степени создана женщинами, используется и управляется ими

Согласно исследованиям фонда «Общественное мнение», доля женщин среди пользователей российской части Сети в среднем по стране составляет 41% (13% всех женщин). Среди москвичек этот показатель много выше — Интернет использует каждая третья. Что они там делают?

Преимущественно читают и общаются, но и деньги тратят тоже: среди покупателей Интернет-магазина «Озон» женщин 40%.

В основном их интересуют отечественная и зарубежная беллетристика, музыка, кино, подарки к праздникам. Значительно меньше — компьютеры и программные продукты.

Однако дамы не только потребляют блага Интернета, но и создают их. С возникновением Web-сайтов появился целый список новых профессий, часть которых довольно быстро были освоены и в заметной степени «оккупированы» женщинами. К ним относятся html-верстка, размещение информации на сайте (контент-менеджмент), администрирование (не в смысле настройки Web-серверов, а в смысле управления контентом и регулирования отношений с посетителями, модерирования форумов).

Безусловно, известны и талантливые дизайнеры, и удачливые маркетологи, и энергичные рекламисты «слабого» пола, однако если говорить о массовом явлении, то именно верстка и управление контентом очень часто (точных данных нет, но, видимо, не менее трети случаев) — прерогатива женщин. Объяснение простое: для такой работы не нужна уникальная квалификация, выполнять ее может практически любой человек, давший себе труд освоить html, работать можно удаленно, в том числе дома, в свободном режиме. А управление контентом и особенно модерирование форумов имеет прямое отношение к тому, в чем женщины традиционно сильны, — налаживанию отношений, общению. Еще одна профессия «с женским лицом» — менеджер по продаже Интернет-рекламы.

Но достижения наших женщин в Интернете отнюдь не сводятся к выполнению вспомогательных функций. Многие Интернет-ресурсы, в том числе весьма посещаемые и коммерчески успешные, задуманы, созданы и управляются женщинами.

Часть их относятся к категории «женских журналов», которые, как известно, обречены на популярность, если пишут о том, как похудеть, не забеременеть, найти и удержать мужчину своей мечты.

Один из самых «древних» и широко известных — сайт WWWoman. С 1997 г. его ведет Ольгa Таевская. Живет она в Иркутске, по образованию концертмейстер. Два раза в неделю появляется свежий выпуск ее журнала. Выдерживать такой график годами, причем практически в одиночку — нелегкий труд. Со временем систематические усилия и точное соответствие интересам аудитории дали плоды: журнал читают более 100 тыс. человек в месяц. Примечательно, что на раскрутку этого сайта, по словам Таевской, не было потрачено ни копейки рекламных средств, и никаких инвестиций со стороны не привлекалось.

Успех WWWoman обусловлен не только энергией и талантами автора, но и тем, что ей одной из первых пришла в голову мысль сделать сайт для женской аудитории. Как и в любом бизнесе, первый нашедший и занявший нишу имеет весомое преимущество. За прошедшие годы из личного хобби это он-лайновое издание превратилось в достаточно доходное предприятие на основе рекламной бизнес-модели: рекламные места раскупаются на месяцы вперед, а затрат на персонал нет.

Путь от хобби до бизнеса прошли многие ресурсы «женской» тематики — посвященные кулинарии, семейным проблемам и воспитанию детей, садоводству, сайты знакомств. Их коммерческая история складывалась по-разному: многие ныне популярные сайты с высокой посещаемостью в свое время (пять-восемь лет назад) возникли как личные ресурсы, но лишь некоторые, подобно сайту Таевской, такими и остались. Права на остальные со временем перешли к довольно крупным компаниям, ведущим Интернет-бизнес. Иногда автор ресурса становился в такой фирме менеджером, порой высокого ранга, и дальше строил в ней карьеру управляющего (так получилось, например, с «Меню.ру»). А в ряде случаев те, кто придумал ресурс и сделал его популярным, практически теряли все права на него, ничего не получая взамен (как в случае с сайтом знакомств Missing Heart).

Среди сайтов, задуманных и созданных женщинами, успешными оказались не только те, что касались традиционно женских интересов.

Нелли Федосенко, автор проекта «Домашний бизнес», живет в Сарове, воспитывает двоих детей, а ее ресурс посвящен становлению и развитию малого бизнеса. Конечно, не все материалы написаны ею собственноручно, некоторые заимствованы из других источников, но идея явно оказалась плодотворной.

Нашлось множество людей, готовых обсуждать самые невероятные идеи организации домашнего бизнеса. Кроме того, «вокруг» постоянно появляются дополнительные сервисы. Для Нелли ее сайт — основная и единственная работа, позволяющая полностью обеспечить семью.

Анастасия Патрушева живет и работает в Москве, а из ее личного увлечения путешествиями со временем вырос популярный и коммерчески успешный проект «Трэвел.ру».

«Я решила «коллекционировать» страноведческую информацию, организовав электронную библиотеку. Это случилось после моей первой поездки за границу в 1992—1993 гг., когда я столкнулась с нехваткой информации на русском языке: многие до сих пор не решаются на какие-то поездки или совершают ошибки, не обладая полезными и, в общем-то, легко доступными сведениями», — рассказывает Анастасия.

Эту задачу — сбор и архивирование полезных сведений для путешественников — «Трэвел.ру» решает до сих пор. Естественно, со временем понятие «информация» расширилось. Теперь оно охватывает и сервисы, включая бронирование билетов, расписания, туры, гостиницы и т. п. «А суть прежняя — показать всем желающим доступность любого уголка мира», — считает Патрушева. Она отмечает непрерывное развитие ресурса — как по посещаемости, так и по доходам — и полагает, что через полгода- год оборот 500 тыс. долл. будет для ее фирмы вполне реальным.

Женщины нередко управляют Интернет-бизнесами и с совсем другими оборотами. Три крупнейшие рекламные площадки Рунета — «Яндекс», «Рамблер», «Мейл.ру» — в значительной степени находятся (или находились до недавнего времени) «под женской пятой». Во всех случаях «первые» лица — мужчины, но значительная часть ответственности, в основном в сфере маркетинга, ложится на женские плечи, что не всегда удается выдержать.

Больше четырех лет проработала в «Мейл.ру» Татьяна Желонкина. Продвинулась от рядового сотрудника отдела маркетинга до вице-президента, принимала непосредственное участие в создании аукциона «Молоток.ру», до сих пор остающегося единственным по-настоящему успешным предприятием такого рода. Под ее руководством позиции «Мейл.ру» как рекламной площадки, развитого портала серьезно укрепились. Зимой 2004 г. она перешла к ближайшему конкуренту — в холдинг «Рамблер» на пост директора по маркетингу. Как сложится карьера Татьяны дальше — неясно, но в «Рамблере» она уже не работает.

Однако «Мейл.ру» все равно остался в женских руках: уже почти два года на посту вице-президента и директора по маркетингу и PR с успехом трудится Анна Артамонова.

А вот «Яндексу» не пришлось переживать подобных кадровых перетрясок. Елена Колмановская была и остается его бессменным главным редактором. Что может делать редактор, тем более главный, там, где вообще не производится никаких текстов? «Я занимаюсь поддержанием славы и величия брэнда “Яндекс”», — так описывает свои обязанности Колмановская. Как же могло случиться, что выпускница Института нефти и газа им. Губкина, программист, оказалась в этой роли?

Была программистская работа в США, затем руководство отделом программирования компании CompTek. «А когда в 2000 г. ресурс «Яндекс» выделялся в отдельную компанию, возникла необходимость меня как-то назвать, — рассказывает Елена. — Вот тогда я и придумала себе должность «главный редактор». Это человек, который, как и в любом издании или издательстве, следит за общей политикой компании. В какой-то момент наши иностранные директора перевели это для себя как brand manager. С ростом компании выяснилось, что надо заниматься обычными вещами — рекламой, пиаром, маркетингом, организацией событий и т. д. Так у меня вырос департамент маркетинга и пиара, начальником которого я являюсь. Так что иногда моя должность звучит как «директор по маркетингу», но, на мой взгляд, это имеет гораздо меньше смысла, чем «главный редактор». Можно сказать чуть по-другому — как главный редактор я не только и не столько решаю задачи продвижения наших услуг, сколько отслеживаю интересы наших пользователей. И в таком качестве принимаю участие в обсуждении самого широкого круга вопросов».

Свои имущественные отношения с компанией Елена описывает так: «маленький акционер и большой наемный менеджер». Значительную часть ее обязанностей составляет работа с людьми. «В «Яндексе» не принято говорить «это не мое дело, меня не волнует», равно как и «это не твое дело». Принято объяснять, что происходит, даже если это требует времени», — рассказывает Елена. Как и другие быстрорастущие компании, «Яндекс» сталкивается с проблемой сохранения командного духа при стремительном наборе персонала. Решается она, в том числе, с помощью интранета, корпоративного блога, общих собраний и обсуждений, на которые может прийти человек из любого департамента.

Такой «семейный» подход отличает многих успешных женщин-руководителей не только из Интернет-компаний. Недаром человеку, зачисляемому в штат, говорят «добро пожаловать в семью»: ведь в условиях «командного подряда» люди работают лучше. Для Интернет-проектов это особенно важно, поскольку к такой «семье» относятся не только сами сотрудники, но и люди, посещающие сайт, и для его коммерческого успеха важно, чтобы они чувствовали себя там «как дома». Тем, кто это понимает, удалось построить многочисленное сообщество своих пользователей, а это большая маркетинговая ценность. Возможно, именно поэтому доля женщин среди менеджеров и руководителей Интернет-проектов явно выше, чем в среднем в отечественных ИТ-компаниях.

Мемуары Фиорины

Бывший главный управляющий НР Карли Фиорина подписала соглашение с издательством Penguin Group о публикации своих мемуаров.Как сообщает издательство, книга должна выйти из печати осенью 2006 г. и наряду с воспоминаниями Фиорины о своей карьере будет содержать также ее размышления о лидерстве, карьере женщины в бизнесе, а также влиянии технологий на нашу жизнь.Компания Penguin получила права на публикацию мемуаров в результате конкурса, в котором участвовало около 10 издательств.После увольнения из НР в феврале этого года Фиорина ни разу не высказывалась публично на эту тему. Так что в будущей книге она сможет изложить свою версию этого события, а также рассказать о 5-летнем пребывании во главе НР, включая наиболее острые и трудные моменты. Но насколько откровенным будет этот рассказ, пока не знает никто.

Больше бизнеса — меньше секса

«Синдром менеджера», основной признак которого — снижение полового влечения, раньше встречался, как правило, у мужчин. Но в последнее время, утверждают психологи и сексологи московских клиник, этот диагноз все чаще ставится и женщинам. У женщин, напряженно работающих по 10—12 часов в день, не остается энергии на секс. Большие перерывы в сексуальных отношениях приводят к снижению в крови уровня тестостерона, отвечающего за половое влечение. Образуется замкнутый круг: чем меньше секса, тем слабее желание.

Версия для печати (без изображений)